Лекция 11. Стратегия и тактика антикризисного управления (2 часа).




1. Сущность стратегии и последовательность разработки антикризисной стратегии.

Стратегия фирмы – совокупность ее главных целей и основных способов их достижения.

Тактика – принятие решения о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей.

Разработка стратегии включает в себя несколько этапов:

а) стратегический анализ (изучается внешняя и внутренняя среда);

б) прогноз развития;

в) осознание цели;

г) анализ сильных и слабых сторон;

д) обобщение стратегических альтернатив;

е) формулирование стратегии;

ж) планирование мероприятий по реализации.

Процесс формирования стратегии непосредственно включает в себя в свою очередь 3 этапа:

- формирование общей стратегии предприятия;

- формирование конкурентной стратегии;

- определение функциональных стратегий фирмы.

№1. Общую стратегию предприятия формирует высшее руководство.

Существуют различные варианты общих стратегий, которые можно свести к трем основным типам:

-стратегия стабильности;

-стратегия роста;

-стратегия сокращения.

Стратегия стабильности предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса, и их поддержка. Данные стратегии характерны для фирм, которые доминируют на рынке.

Стратегия роста предполагает увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков.

Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации становится под угрозой. Ее разновидностями являются такие стратегии, как:

а) стратегия разворота;

б) стратегия ликвидации;

в) стратегия отделения.

№2. Конкурентная стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Вариантами конкурентной стратегии являются:

А) преимущества на издержках;

Б) дифференциация;

Г) фокусирование.

№3. Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Чаще всего вырабатываются такие функциональные стратегии:

а) маркетинговая стратегия;

б) производственная стратегия;

в) финансовая стратегия;

г) стратегия управления персоналом;

д) стратегия информатизации;

е) стратегия безопасности.

2. Виды антикризисных стратегий на предприятии.

Виды стратегии в антикризисном управлении определяется на уровне антикризисного управления в зависимости от фазы и масштабов кризиса.

А) антикризисные стратегии в целях вывода предприятия из финансового кризиса:

- стратегия финансового оздоровления направлена на восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости действующего предприятия и затрагивает изменения в финансовой, производственной, организационной и маркетинговой сферах работы предприятия;

- стратегия реорганизационного финансового оздоровления направлена на прекращение деятельности действующего предприятия и создание нового, финансово «здорового» предприятия. Основополагающим мероприятием реструктуризации здесь является реорганизация. Реорганизация производится путем слияния с другой аналогичной организацией, присоединения к более сильной компании, присоединения к ФПГ, разделения предприятия, выделения отдельных технологически обособленных производств в целях привлечения к их продукции спроса;

- антидолговая стратегия имеет своей целью избавление предприятия от долгов.

Б) антикризисные стратегии роста в целях профилактики кризисных явлений:

2.1 стратегии неограниченного роста нацелены на рост бизнеса, используя методы юридической реструктуризации: процедуры слияния, поглощения и создания новых предприятий. К данной группе относятся:

- интегрированный рост. Это расширение путем приобретения фирм – поставщиков, фирм – продавцов, захват конкурентов;

- диверсификационный рост. Реализуется путем поглощения действующих предприятий или создания новых предприятий в новых отраслях.

2.2 стратегии ограниченного роста, предполагают что накопленная прибыль прошлых лет, а также заемные средства будут инвестироваться в существующий бизнес. Данная группа объединяет такие стратегии:

- концентрированного роста. Это увеличение доли традиционных продуктов на традиционных рынках, выход с этим продуктом на новые рынки, создание новых продуктов и выпуск их на традиционный рынок;

- наращивание потенциала. Направлена на рост производственного, кадрового, финансового потенциала предприятия за счет использования методов, реструктуризационных изменений на предприятии.

Осуществляя деловую реструктуризацию, направленную на сохранение собственности, на предотвращение захвата предприятия сторонними «враждебными» организациями, руководители выбирают стратегию защиты от поглощения. Данная стратегия предусматривает реализацию специальных методов, применение которых снижает вероятность жесткого поглощения предприятия. Основными методами реструктуризации в целях защиты от поглощения для России являются тяжба, выкуп акций, вывод привлекательных активов.

1. Формирование маркетинговой стратегии.

Маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятия-производителя товара. Стратегия маркетинга является локомотивом для других функциональных стратегий.

В зависимости от прогноза ситуаций на рынке и возможности развития, предприятия могут выбрать такие маркетинговые стратегии:

1. Стратегия возвращения предприятия на рынок. Данная стратегия предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами и услугами, не являющимися новинками и имеющимися у конкурентов. Реализация данной стратегии требует улучшения организации маркетинга и сбыта. Эта стратегия наименее затратна для восстановления платежеспособности предприятия, особенно если ниша на рынке не занята и продолжает развиваться.

Стратегию возвращения предприятия применяют те организации, продукция которых пользуется устойчивым спросом.

2. Стратегия развития рынка. Данная стратегия предполагает расширение сбыта товаров и услуг путем поиска или создания новых рынков сбыта. Для реализации этой стратегии необходимо установление новых прямых контактов, активизация создания на новых рынках дилерской сети, планирование и проведение рекламной компании.

Стратегия развития рынка оправдана тогда, когда предприятие стремится расширить свой рынок, проникнуть на новые географические рынки и сократить издержки.

3. Стратегия разработки товаров. Данная стратегия требует дополнительных денежных средств в ее разработку и продвижение товара на рынок, поэтому данная стратегия является рискованной, особенно для предприятий в условиях кризиса, но в то же время она может оказаться единственной возможностью оживления предприятия, притока инвестиций и повышения деловой активности.

4. Стратегия диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Это тоже рискованная стратегия, требующая дополнительных затрат. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих долги, поскольку эта стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.

5. Стратегия ухода с рынка. Другими словами, ликвидация предприятия как хозяйственной единицы. Такая стратегия выбирается после тщательного анализа экономической эффективности. В данной стратегии большое значение имеет социальный фактор, поскольку многие предприятия являются градообразующими, поэтому его ликвидация может привести к социальной обостренности.

2. Особенности формирования и реализация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении.

Выраженная маркетинговая стратегия должна быть оценена на предмет ее гибкости при резких изменениях рынка, что в кризисных условиях достаточно вероятно. Выбор маркетинговой стратегии зависит от уровня антикризисного управления:

А) предкризисное маркетинговое управление. Предполагает выбор таких стратегий, которые опережают кризисные ситуации (например, стратегия диверсификации). В этих условиях приоритет отдается разработке стратегических бизнес-планов, програмно-целевым структурам, мотивации конечных результатов, контролю факторов риска.

Б) кризисное маркетинговое управление. Предполагает выбор таких стратегий, которые активизируют выход из кризиса и которые снижают неблагоприятные последствия кризиса. В процессе разработки антикризисной маркетинговой стратегии желательна концентрация усилий на поиски оптимального варианта, требующего минимальных затрат и максимальной отдачи от инвестиций в будущем. В кризисной ситуации логика должна быть следующей:

- сосредоточение усилий на незатратных способах маркетинга, продолжая выпускать ту продукцию, которая пользуется спросом на рынке.

- привлечение относительно малых инвестиций для продажи продукции на новых географических рынках.

- переход к более амбициозным инвестиционным проектам для выхода с новым товаром на прежние рынки.

При кризисном маркетинговом управлении приоритет отдается ситуационной структуре и ситуационной мотивации, минимизации затрат и мониторингу факторов неустойчивости.

В) послекризисное маркетинговое управление. Предполагает выбор такой стратегии, которая предполагает обновленный поиск новых рыночных возможностей. Приоритет отдается инновационным программам, формированию инновационных структур, комплексной мотивации и стабилизации.

 

Производственные антикризисные стратегии.

Основная задача производственного менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий и средств, обеспечивающих выполнение общей антикризисной стратегии предприятия. При этом, можно выбрать следующие виды производственных стратегий:

1. Стратегия улучшения качества продукции. Эта стратегия в настоящее время является ключевой, так как позволяет повысить конкурентоспособность продукции, а следовательно и предприятия.

Для достижения стратегии качества необходимо внедрить всеобщую систему управления качеством.

2. Стратегия структурной перестройки предприятия. Реализация данной стратегии предполагает принятие следующих мер:

- выделение отдельных производств в самостоятельное предприятие;

- передача на баланс местных органов управления объектов социально-культурного быта;

- консервация убыточных производств;

- закрытие бесперспективных производств;

- модернизация цеховой структуры;

- сосредоточение продукции на меньших площадях.

Конечная цель такой реорганизации оптимизация величины «мультипликатора» для достижения желаемой величины рентабельности активов.

3. Стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции.

Большинство российских мероприятий ориентировано на узкоспециализированное крупносерийное производство, при этом более широкий спектр удовлетворения запросов потребителей позволит повысить маневренность управлением прибылью, за счет оптимизации ассортиментной политики. Данная стратегия была широко использована для оздоровления фармацевтических и текстильных предприятий.

4. Стратегия повышения экономической эффективности производства.

На кризисных предприятиях все производственные процессы рассматриваются с разных сторон для повышения отдачи от использования всех экономических ресурсов. Изучается возможность применения новых видов материалов или более дешевых или дающих при производстве меньше отходов, что повысит эффективность использования материалов.

Для повышения эффективности использования оборудования, необходимо его или заменить, или модернизировать. В условиях постоянного роста энергозатрат актуальным становится внедрение энергосберегающих технологий, сокращение длительности производственного цикла. Для повышения эффективности трудовых ресурсов используют методы, связанные с активизацией экстенсивных и интенсивных факторов. Экстенсивные факторы предполагают рациональное использование рабочего времени. Интенсивные методы предполагают повышение интенсивности труда.

 

Особенности защитной и наступательной тактики антикризисного управления.

Находясь в кризисной ситуации, предприятие не имеет возможности привлечь заемные средства для своего развития, поэтому источниками финансового обеспечения реализации программ по финансовому оздоровлению должно быть в основе собственные средства, это означает, что между мероприятиями по выходу предприятия из кризиса должна быть связь.

Одни мероприятия должны генерировать положительный поток денежных средств, а другие мероприятия должны сокращать поток денежных средств. В этой связи выделяют 2 основные тактики финансового оздоровления предприятия:

А) защитная;

Б) наступательная.

Защитная тактика предполагает проведение ресурсосберегающих мероприятий, к ним можно отнести:

- сокращение затрат на производство;

- сокращение численности персонала;

- снятие с производства убыточной продукции;

- совершенствование ценообразования;

- совершенствование организации труда и его культуры;

- повышение оборачиваемости оборотных средств;

- использование лизинга.

Наступательная тактика - предполагает проведение мероприятий реформативного характера, направленных на приток инвестиций, или на обеспечение прироста объема производства и реализации.

Прирост выручки чаще всего связан с реализации продукции инновационного характера, а также за счет повышения эффективности имущества в целом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: