РигВеда X, 191. Гимн Единения




Автор, по анукрамани, - Самванана из семьи Ангирасов (Samvanana букв. обьединяющий Angirasa). Тема, по анукрамани: стих 1 - Агни, стихи 2-4 - единение (samjnana). Размер - ануштубх, стих 3 - триштубх. Этим гимном кончается РВ. Первый стих обращен к Агни - покровителю РВ, притом что с гимна Агни начинается и все собрание гимнов. Гимн является призывом, обращенным, по-видимому, ко всем религиозным общинам, поклоняющимся арийским богам: они должны быть едиными в мыслях и действовать вместе. Гимн фактически является заговором на согласие. Его стихи встречаются в АВ: стих 1 - в АВ VI, 63, 4; стихи 2-4 - в АВ V, 64, 1-3. В гимне настойчиво повторяются ключевые слова: sam вместе, samana - сходный, единый, с которыми перекликаются слова-эхо
3 Единый совет (samano mantrah samitih / samanam manah saha cittam esam / samanam mantram abhi mantraye vah / samanena vo havisa juhomi) - Образец полифонической звукописи, в которой переплетаются две звуковые темы: sam вместе и man думать

1 Вместе собираешь ты, о бык,
О Агни, все (дары) от благочестивого.
Тебя зажигают на месте жертвенного возлияния.
Принеси нам сокровища!

2 Вместе сходитесь! Вместе договаривайтесь!
Вместе пусть будут направлены ваши мысли.
Как некогда боги с мыслями, направленными вместе,
Сидели у (своей) доли (на жертвоприношении)!

3 Единый совет, собрание единое,
Единая мысль, решение совместное у них.
Единый совет я советую вам,
Единым возлиянием жертвую вам.

4 Единым (да будет) ваш замысел,
Едиными - ваши сердца!
Единой да будет ваша мысль,
Чтоб было у вас доброе согласие!


Новая прародина славян (2014) Цикл Загадки цивилизации. Русская версия _ ВГТРК
https://www.youtube.com/watch?time_continue=14&v=uIOy6FmZ_SM&feature=emb_logo
Собранные к настоящему времени данные показывают, что основа именьковской культуры формировалась на базе культур «полей погребений» Днепровского региона. Г.И. Матвеева указала на значительное сходство основных элементов рассматриваемой культуры с постзарубинецкими, пшеворскими и черняховскими. Заключение ее о формировании именьковской культуры в условиях миграции днепровского населения на среднюю Волгу представляется достаточно авторитетным (Г.И. Матвеева. О происхождении именьковской культуры. - Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981, с.52-73). Погребальный обряд, домостроительство и глиняная посуда явно свидетельствуют о западном происхождении носителей именьковской культуры.
В.В. Седов. Славяне в древности. М., 1994. с.313-314
https://vk.com/doc399489626_461105373
В настоящее время относительно этнической принадлежности племен именьковской культуры существуют две точки зрения. А.Х. Халиков, воспринявший гипотезу о зарубинецких истоках племен именьковской культуры, считал их балтоязычными (Халиков А.Х., 1988. с.119-126). Г.И. Матвеева предполагает славянскую их атрибуцию (К вопросу об этнической принадлежности племён именьковской культуры. - Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма. Сборник тезисов. М., 1988 с.11-13). О славянской принадлежности именьковских племен свидетельствовал их погребальный обряд. Безурновые трупосожжения с бедным погребальным инвентарем были характерны именно для славян. Со славянами именьковцев сближает отсутствие этноопределяющих украшений, столь распространенных у балтских и финно-угорских племен. Совпадает хозяйственный уклад именьковских и славянских племен: наличие пашенного земледелия, сходство основных типов земледельческих орудий и возделываемых культур (просо, пшеница, овес, ячмень, рожь, горох), а также способов хранения урожая в ямах и т.д. Несмотря на различие в деталях, есть общие черты в Именьковской и пражско-корчакской керамике (примесь шамота, преобладание горшковидных форм сосудов с максимальным расширением в верхней половине сосуда, отсутствие орнамента, за исключением насечек на венчике). Для всех славянских памятников характерны диски-лепешечницы, которые в большом количестве представлены и на всех поселениях именьковской культуры.
…Именьковские племена сыграли важную роль в исторических судьбах народов Среднего Поволжья. Они распахали заволжские черноземы и способствовали распространению пашенного земледелия в регионе. С ними появились новые породы крупного рогатого скота. Они распространили в Поволжье более совершенные методы металлообработки (получение стали путем цементирования железных изделий, сварку, ковку и т.д.). Оставшиеся в Поволжье группы именьковского населения способствовали оседанию пришедших в Поволжье кочевников-болгар, а позднее вошли в состав болгарской народности.
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. Глава четвертая. Памятники именьковской культуры (V-VII века н.э.) (Г.И. Матвеева) (с.113-134). Москва: Издательство «Наука», 2000
[url=https://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''/_''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''.html]https://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''/_''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''.html[/url]
Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тыс. н.э
I тыс.н.э. - период, когда на территории Среднего Поволжья и Приуралья протекали сложные процессы, связанные с массовыми перемещениями и интеграцией различных племен, приводившие к возникновению новых культурных образований, формирование новых этнических общностей.
В I тыс. до н.э. Волга была своеобразным естественным рубежом между двумя крупными этническими массивами: городецких на западе и ананьинским на востоке. К началу I тыс. н.э. расселение племен осталось прежним, но потомки ананьинцев - пьяноборские племена отодвинулись от Волги дальше на восток и заняли компактней район в среднем течении р. Камы и в низовьях р. Белой. Южнее, в Среднем течении р. Белой, жили племена кара-абызской культуры.
В первых веков н.э. на территорию городецкой культуры начинают проникать массы пришлого населения, вступавшие в контакты с местными племенами. В результате этого городецкая культура претерпевает настолько существенные изменения, что памятники позднего ее этапа, датируемые с I по 7 век н.э., правильнее было бы выделить в особую культуру, в которой собственно городецкие черты, выражены уже довольно слабо. Не позднее II века н.э. на территории городецкой культуры исчезает керамика с текстильным и рогожным орнаментом; на смену ей появляется лишенная орнаментации или орнаментированная насечками по венчику посуда. По форме это острореберные или округлобокие горшки и миски, не имеющие ничего общего со слабопрофилировннными сосудами городецкой культура. По характеру обработки поверхности сосуды делятся на грубые бугристые и покрытые лощением. Лощеные сосуды часто имеют черный цвет. Мнение о том, что подобная посуда бытовала наряду с рогожной на первом этапе развития городецкой культуры, ошибочно, т.к. на городищах существовавших только в I тыс, до н.э. (Каменная Коза, Торновское и др.), гладкостенной керамики нет. Состав глиняного теста, формы, орнамент появившейся в первых веках н.э, керамики свидетельствует об отсутствии генетической связи ее с городецкой посудой. Острореберные горшки и миски, по мнение некоторых исследователей, имеют сходство с керамикой зарубинецкой и черняховской культур. Погребальный обряд городецких племен I тыс.до н.э. неизвестен, в I тыс. н.э. на территории городецкой культуры появляются грунтовые могильники, в которых наряду с трупоположениями встречаются единичные трупосожжения в округлых или овальных ямах небольшого размера. Памятники городецких племен I тыс. до н.э. бедны металлом, но с первых веков н.э. на территории городецкой культуры широкое распространение получают различные металлические изделия: наконечники копий и дротиков, двулезвийные и однолезвийные мечи, конские удила, пластинчатые кресала, пинцеты, гривны с проволочной обмоткой и напускными бусинами, скрепы ремней, изредка встречаются шпоры. Все эти вещи не имеют местных прототипов, но находят аналогии в зарубинецкой, пшеворской и балтских культурах.
Наряду с типичными для финно-угорских памятников литыми украшениями широкое распространение получают украшения из тонкого медного листа с орнаментом в виде полугорошин, нанесенных с обратной стороны, и точек вокруг них. Подобные украшения характерна для латенизированных культур, в частности, для зарубинецкой и пшеворской. Появление западных элементов на территории городецкой культуры неоднократно отмечалось исследователями (П.П. Ефименко. Рязанские могильники. МЭ.3,I,Л.,1926, с.59-84 (…Народность, которой принадлежат рязанские могильники, появляется на Оке около III в. Пришла она с запада или юго-запада и принесла с собой прочно привитой боевой уклад и вкусы к убранству…Начиная с III—IV вв. она занимает пространство от устьев Москвы-реки по долине Оки до Касимовской гряды и, видимо, даже несколько далее (Кошибеевский могильник). Здесь она живет в течение ряда столетий, до конца, приблизительно, VII в. А затем неизвестно почему и куда исчезает (с.81)); П.Н. Третьяков. Северные восточно-славянские племена. МИА.6.1941. с.28 https://vk.com/doc399489626_461460950; В.В. Седов. Рязано-Окские могильники. СА. 1.1966(4) (…Культура городищ рязанского течения Оки I—V вв. заметно отличается от культурных напластований предшествующего времени. В первые века нашей эры на рязанских городищах исчезает рогожная керамика, заменяясь гладкостенной. Одновременно на поселениях появляются новые типы глиняной посуды, одинаковые с керамикой рязанско-окских могильников, генетически не связанные с рогожной. Именно с этого времени на городищах появляются предметы, одинаковые с находками в приокских могильниках, большая часть которых является совершенно новыми типами для средней Оки (с.88) https://www.archaeolog.ru/media/books_sov_archaeology/1966_book04.pdf)).
Г.И. Матвеева. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. - Культуры Восточной Европы I тысячелетия. Куйбышев, 1986. с.158-171
https://vk.com/doc399489626_461103201
Агапов С.А., Пестрикова В.И., Салугина Н.П. Памятники славкинского типа в Куйбышевской области. - Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981
https://vk.com/doc399489626_461443905
И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1986. 232с.
https://vk.com/doc399489626_461441014
Нерц Северный (Нерис): нерци, меря, гольдь, мещера
Венд Восточный: венды славянские, вятичи, венды волжские
А эти племена впервые придут к Ильменю и на север в год 5400-й от СМ (108-й до РХ), а предки их Словен, Рус и Ирмера — это правнуки Склавена со своими родами:
Словен Сиверец: словены ирмерские, кривичи, дреговичи, северяне
Рус Южный: поляне, древляне, русичи-словутичи


 

О Словене, Русе и их сестре Ильмере
Карпаньская держава и Именьковская культура
Самарская Лука

Раi рьека есь Влiка
i одЪляшыть ны оде iна люды
а теще до море Фарсiсте
Влескнига. Дощ.9а,б Ра (раi) река (река Волга) есть влика и отделяет нас от иных людей и течет в море Фарсисткое (Персидское, Каспийское).

Рис. 1. Карта-схема памятников именьковской культуры на Самарской Луке: I — городище Лысая Гора, 2 — Муромское селище, 3 — 1 Сосново-Солонецкое селище, 4 — II Сосново-Солонецкое селище, 5 — Малорязанское селище, 6 — селище у пос. Новый Путь, 7 — Кармалинское городище, 8 — Кармалинское селище, 9 — селище у пос. Красный Пахарь, 10 — Лбищенское городище, 11 — Ермаковское селище, 12 — Винновское селище, 13 — городище Каменная Коза, 14 — Ош-Пандо-Нерь, 15 — селище Ош-Пандо-Нерь I, 16 — селище Ош-Пандо-Нерь II, 17 — Рождественское III селище, 18 — Выползовское селище, 19 — селище Манчиха, 20 — Подгорское городище, 21 — Торновское городище, 22 — Аскульское селище, 23 — Большерязанское городище, 24 — Уркина Гора.
Г.И. Матвеева. Памятники именьковской культуры на Самарской Луке. - Краеведческие записки Куйбышевского областного музея краеведения. Вып. 3. Куйбышев, 1975, с.107
https://vk.com/doc399489626_461101621

§ 1. Городище Лбище
…Наибольшее значение для изучения населения III—IV вв. Самарской Луки и областей, расположенных к северу от нее, имеют раскопки городища, находящегося на горе Лбище, в 1,5 км к западу от одноименной пристани. С запада и востока площадка городища ограничена двумя глубокими оврагами, с юга она круто обрывается к Волге, образуя почти отвесную известняковую стену. С северной и северо-западной сторон городище защищено двумя валами и рвами.
Внешний вал сильно оплывший, прямой, внутренний — дугообразный, с внешней стороны имеет одиннадцать выступов — бастионов. Самый большой центральный бастион имел полуовальную форму. В этом месте вал был особенно высоким. Справа и слева от центрального бастиона располагались два бастиона подпрямоугольной формы, а далее шли в обе стороны постепенно уменьшающиеся к концам вала полуовальные бастионы. Ров повторял конфигурацию вала. Земля для сооружения бастионов бралась из рва. Эта система оборонительных сооружений уникальна. Подобного вала с бастионами, относящегося к III—IV вв., неизвестно на территории Восточной Европы. Только в 25 км от городища Лбище у с. Переволоки есть еще одно городище с валом, подобно лбищенскому, оформленным в виде бастионов. Оба городища принадлежат родственным племенам. При строительстве укреплений было претворено в жизнь изобретение какого-то очень талантливого фортификатора, на много веков предвосхитившего систему укреплений, появившуюся после изобретения огнестрельного оружия.
Площадь городища Лбище весьма значительна: она составляет 7 га. В 1981—1983 гг. на городище проводились раскопки, которые позволили установить, что вал насыпан вскоре после прихода на Лбище людей. Под валом залегала лесная коричневая почва, та самая, по поверхности которой ходили первые обитатели. В верхнем слое этой почвы встречались обломки глиняных горшков и мисок.
Одни сосуды — с бугристой грубой поверхностью, другие — тщательно заглаженные. Городецкая посуда с рогожными отпечатками под валом не встречалась. Вал насыпан из глины и чернозема. С целью обжига и упрочения глины, залегавшей в основе вала, поверх ее рядами складывались бревна и жерди, которые поджигались. В насыпи вала найден обломок копья-пики.
На площадке городища выявлено более 30 жилищ. Видимо, эти жилища были наземными, срубными и внутри их всегда имеется округлая или овальная яма, глубиной 30—60 см, где располагался открытый очаг. Разведение такого очага-костра на полу деревянного дома было небезопасно, поэтому углубление его по отношению к стенам жилища было необходимо. В углублении обычно сосредоточена основная масса посуды. Здесь можно встретить целые или развалившиеся от давления земли сосуды. Иногда внутри жилищ находились ямы для хранения продуктов, или врытые в пол большие горшки, служившие для хранения зерна. Ямы-кладовки имеются и за пределами жилищ.
Собранная на городище керамика делится на три группы. К первой, немногочисленной, относятся фрагменты сосудов городецкой культуры с примесью толченого песчаника в глиняном тесте с отпечатками рогожного штампа на стенках.

Вторую, самую многочисленную группу глиняной посуды составляют горшки, миски, круглые диски, на которых пекли лепешки, и воронкообразные крышки. В тесте этих сосудов содержится примесь толченой сухой глины — шамота. Иногда он бывает очень крупным, отчего стенки сосудов имеют бугристые и грубые поверхности. Цвет их обычно коричневый. Большая часть этих грубых сосудов представляет собой горшки. Другие сосуды имели примесь того же шамота, но очень тщательно истолченного, почти пылевидного. Поверхности их были хорошо заглажены или даже залощены. Цвет этих сосудов обычно черный, реже коричневый. Чаще это невысокие миски, реже — горшки.

Посуда описанного типа совершенно не характерна для Среднего Поволжья. Она не имеет ничего общего с городецкой посудой, но очень близка к керамике зарубинецкой культуры, бытовавшей в Полесье, Верхнем и Среднем Поднепровье со II в до н.э. по II в. н.э.

Племена зарубинецкой культуры занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, были знакомы с металлургией бронзы и железа. В конце I в. н.э., в связи с приходом на Нижнюю Вислу готов, они покинули Полесье. Из Среднего Поднепровья зарубинецкие племена ушли в то же время в связи с появлением сарматов по соседству с их территорией на р. Рось и Тясмин. Исследователь зарубинецкой культуры Ю.В. Кухаренко в 60-х гг. считал, что дальнейшие судьбы этой культуры неизвестны. Однако сейчас ясно, что уже с I в. до н.э. зарубинецкие племена начали свое продвижение на северо-восток, сначала на Десну, позднее—еще далее, в Волго-Окское междуречье, на Оку, а по ней и в Среднее Поволжье.
В процессе движения на восток часть зарубинецких племен оседала по пути и смешивалась с местным населением. Их неорнаментированная грубая и лощеная посуда появляется на городищах Верхней Оки, на поселениях дьяковской культуры Волго-Окского междуречья и на территории городецкой культуры. Основная же их масса продвинулась еще дальше на восток, в Среднее Поволжье, и осела там. Почему именно в этом районе они нашли вторую родину? Ответ на этот вопрос найти довольно легко. Левобережье среднего течения р. Волги в период, предшествовавший приходу потомков племен зарубинецкой культуры, видимо, был своеобразной нейтральной полосой между двумя большими этническими общностями: владениями городецких племен на правобережье Волги и обитавшими в Прикамье к востоку от р. Ик племенами пьяноборской культуры.
В первых веках н.э. значительно сократилось население в более южных степных районах Поволжья, так как часть сарматских племен ушла на запад, в Среднее и Нижнее Поднепровье. Между тем Поволжье было плодородным, весьма пригодным для земледелия и скотоводства районом. Видимо, поэтому основной массив зарубинецкого населения из Полесья и частично из Поднепровья продвинулся именно сюда. С племенами городецкой культуры у пришельцев сложились довольно мирные взаимоотношения. Об этом как будто свидетельствует факт обитания их и пришлого зарубинецкого населения на одних и тех же поселениях. Примером может служить городище Лбище. Есть основание полагать, что городецкие племена с их рогожной керамикой здесь в течение какого-то времени сосуществовали с пришлым населением. Во всяком случае, если бы городецкое население предшествовало, рогожная керамика была бы найдена под насыпью вала и в той части насыпи его, которая взята с поверхности площадки городища. Однако и под валом и в насыпи встречается лишь в небольшом количестве грубая и лощеная неорнаментированная посуда, принадлежащая пришедшим в Поволжье потомкам племен зарубинецкой культуры. Быстрая ассимиляция городецкого населения нашла отражение в исчезновении рогожной керамики на городище.
Пришедшие на территорию Поволжья зарубинецкие племена продолжали поддерживать связи с Поднепровьем, откуда они привозили изготовленные на гончарном круге горшки, миски, амфоровидные сосуды. Поверхность их черная или серая, иногда покрытая полосчатым лощением. Эта посуда имеет некоторое сходство с керамикой Черняховской культуры, бытовавшей с конца II по IV в. н.э. в Среднем и Нижнем Поднепровье.

Основу хозяйства обитателей городища составляли земледелие, возможно пашенное, и скотоводство. Вспомогательной отраслью было рыболовство. О развитии металлургии свидетельствуют находки кузнечных клещей и изделий из железа и бронзы.
Городище Лбище — поселение, где в III—IV вв. сохраняются основные черты зарубинецкой керамики II в. до н.э. — I в. н.э., притом в такой степени, в какой они в это время не сохраняются нигде в других местах расселения потомков зарубинецких племен, в том числе и на территории их родины — Поднепровья. На первый взгляд это обстоятельство плохо поддается объяснению, однако ученые-этнографы, изучающие быт и культуру племен и народов, находящихся в отрыве от родственного населения, в чуждом окружении, отмечали, что они обычно очень бережно сохраняют свои культурные традиции, стараясь сберечь свое этническое лицо, свою культуру. Видимо, именно такое явление мы наблюдаем, когда изучаем культуру пришедших в Поволжье потомков зарубинецких племен III—IV вв. н.э.
Городище Лбище не единственное в Поволжье поселение пришельцев из далекого Поднепровья. Их следы обнаружены и южнее, на городищах окрестностей г. Хвалынска Саратовской области, где, кроме рогожной городецкой посуды, есть и чернолощеные миски и грубые горшки, как на Лбище. Есть подобные поселения и на Самарской Луке, это уже упоминавшееся городище у с. Переволоки и расположенное на соседнем с городищем Лбище мысу неукрепленное селище. Близким по культуре памятником является Славкинское селище в Сергиевском районе Куйбышевской области.
И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1986. с.139-146
https://vk.com/doc399489626_461441014
Нерц Северный (Нерис): нерци, меря, гольдь, мещера
Венд Восточный: венды славянские, вятичи, венды волжские
А эти племена впервые придут к Ильменю и на север в год 5400-й от СМ (108-й до РХ), а предки их Словен, Рус и Ирмера — это правнуки Склавена со своими родами:
Словен Сиверец: словены ирмерские, кривичи, дреговичи, северяне
Рус Южный: поляне, древляне, русичи-словутичи


 

О Словене, Русе и их сестре Ильмере
Карпаньская держава и Именьковская культура
Род Белояров

Раi рьека есь Влiка
i одЪляшыть ны оде iна люды
а теще до море Фарсiсте
Ту бо муж роду БелЯру
iде по ту странiу Рая рьекы
а упрезi тамо госте Сiньсте
iдущя до Фрянжец
яко Iегунштi суте на острове свы
а пожедяшут госте
да оберуть iе
Бя то за полусты ляты АлдорЪху
А iесще древе она бя
род БелЯров сыльнi мьгунщ
Те гостi
оденiщасе за муже БелiЯру
а рЪкоща яко да ему
стребро за то
а два комоне злата
Iдяху iндЪ
а iзстеще грозе Iегунсте
А тако мiмо iдяху ГодЪм
якве суте такожде зурiве
на Прядьво
а на Нiперы
А комонЪз iех
нЪсте пощестен
а дваще дане беряi
То бо госте
кунеща ны
о се повртьшя до земе СiньстЪ
а не прiде уж нiколiбва
Дощ.9а,б Ра (раi) река (река Волга) есть влика и отделяет нас от иных людей и течет в море Фарсисткое (Персидское, Каспийское). Тут ведь муж рода Белояра, пошел по ту сторону Ра (раi) реки и упредил там гостей (торговых) Синьцев (китайских), идущих к Фряжцам (к тем, кто занимался продажей китайского шелка римлянам во II-III веках?), что Гунны на острове своем (в Каспийском море?) и поджидают (торговых) гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным и могучим (Да и потом Белояр, первенец Руса и внук Богумира после 381г. придет с родом к Днепру-Словутичу и на переходе через Днепр возведет городок БелоярБрод, который уж потом будет называться Киевом. Да и вспомним Белояра Криворога (702-780), который пытался вернуть торговый Сурож и воевал с греками Херсонеса). Те гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему сребра за то и два комоня (коня) злата. И пошли иначе и избежали угрозы (нападения) Гуннов. И так мимо прошли Готов, которые суть такоже свирепы на Прядьве (на Дону?) и на Непре (Днепре). А князья (комонезья) их (Готов) не есте почестны и дважды дань берут. Так вот гости, стремившиеся (госте текунеща) к нам, повернулись в землю Синьскую (обратно), и не пришли (они) уж никогда

Таблица 1. Карта памятников первой половины I тысячелетия н.э. (cлавкинский и лбищенский III - IV вв. н.э типы).
1 - Славкино I; 2 Славкино II; 3 - Крепость Кондурча; 4,5 - Лбище; 6,7 Переволоки
Вопрос о происхождении населения, оставившего памятники Лбищенского типа, весьма сложен и в настоящее время не может быть решен окончательно. Основная масса горшков и мисок с городища Лбища находит аналогии в "классической" зарубинецкой культуре, в частности в верхнеднепровском ее варианте.
Несмотря на то, что городище Лбище относится к IV в., его керамический комплекс весьма архаичен. Он сохраняет многие черты, характерные для керамики "классической" зарубинецкой культуры (высокий процент сосудов с лощением, горшки со сглаженным ребром, миски с зигзагообразным профилем и т.д.) в большей степени, чем керамические комплексы позднезарубинецких памятников конца I - II вв. н.э., в которых сильнее ощущаются влияния инокультурных элементов (пшеворских, сарматских, юхновских, культуры штриховой керамики).
Сохранение в лбищенской керамике черт "классической" зарубинецкой культуры, видимо, можно объяснить тем, что зарубинецкое население переселилось в Среднее Поволжье до того, как успело вступить в контакты с инокультурными группами населения. Правда, в Среднем Поволжье зарубинецкие поселения конца I—II вв. н. э. не известны, но это можно объяснить слабой изученностью памятников первой половины I тысячелетия н.э. в этом регионе. Отмеченная близость керамических комплексов городища Лбище и верхнеднепровских зарубинецких памятников позволяет предположить, что исходным районом миграции западного населения было Верхнее Поднепровье. Это предположение подтверждается наличием на лбищенских и верхнеднепровских памятниках наземных жилищ.
Вместе с тем нельзя не отметить, что планировка поселения, типы глинобитных печей и хозяйственных построек городища Лбище имеет много общего с памятниками Черняховской культуры Верхнего Поднестровья (Рипнев II), что, возможно, свидетельствует об участии в формировании вышеупомянутых памятников общих этнических элементов.
Переселившееся в Среднее Поволжье население продолжало поддерживать контакты с племенами Черняховской культуры, на что указывают находки вещей, близких к Черняховским (пластинчатая подвязная фибула, бронзовые пряжки, ведерковидные подвески, а также фрагменты гончарных сосудов с полосчатым лощением, близких к черняховским).
Среднее Поволжье привлекало переселенцев благодаря своим благоприятным природным условиям (наличие плодородных черноземных почв и достаточно влажный климат), что весьма немаловажно для земледельческого населения. Кроме того, в начале I тысячелетия н.э. Среднее Поволжье было слабо заселено. Немногочисленные группы городецкого населения были довольно быстро ассимилированы пришельцами.
Материальная культура памятников лбищенского типа близка к именьковской. Жилища самых ранних именьковских поселений (Бахиловское селище) имеют много общего с котлованами городища Лбище. В именьковской культуре продолжают бытовать многие типы округлобоких горшков, известных на городище Лбище. Одинаковы глиняные диски и миниатюрные сосуды. Есть сходство в технологии изготовления лбищенской и именьковской керамики. Все перечисленное позволяет отнести памятники лбищенского типа к раннему этапу именьковской культуры и датировать их IV веком.

Таблица 8. Изделии из цветных металлов и стекла с городища Лбище.
1 - шейная гривна; 2-4 - пряжки; 5 - щиток от пряжки; 6 - украшение-лунница; 7- фибула; 8 - наконечник ремня; 9 - зеркало; 10 - бусина. 1-8 - бронза; 9 - серебро; 10 - стекло
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. Глава третья. Памятники начала эпохи великого переселения народов (II-IV века н.э.) (Г.И. Матвеева)…Памятники лбищенского типа. с.98-111. Москва: Издательство «Наука», 2000
https://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''/_''Istoriya_Samarskogo_Povolj'ya_''.html

6 ноября 2008 г. ушла из жизни Галина Ивановна Матвеева, профессор, кандидат исторических наук, основатель самарской археологической школы, президент Самарского археологического общества, автор более 140 научных и научно-методических работ.
Галина Ивановна относится к тому поколению археологов, чье детство пришлось на тяжелые военные годы. Галина Ивановна родилась 27 июля 1933 г. в г.Аше Челябинской области в семье учителя истории. В семье все любили читать, собирали легенды, сказки, притчи Урала. В начале войны ее отец Иван Ефремович ушел на фронт и в 1943 г. погиб в боях под Севском.
В 1951 г. Г.И. Матвеева поступила на историко-филологический факультет Пермского (Молотовского) государственного университета. Ее научным руководителем стал О.Н. Бадер. В 1956 г. после окончания университета Галина Ивановна была распределена в г.Троицк Челябинской области на должность директора музея. Галина Ивановна находила время и для археологических исследований – проводила разведки, исследовала разрушенные при строительных работах курганы, пополняла музейную экспозицию.
С 1961 по 1969 г. Г.И. Матвеева – преподаватель археологии в Башкирском государственном университете. Именно тогда определилось приоритетное направление ее научной деятельности – эпоха раннего средневековья. Г.И. Матвеева выделила новые культурные типы эпохи средневековья в Приуралье: именьдяшский и караякуповский.
С 1969 г. жизнь Галины Ивановны связаны с г. Самарой, с Самарским государственным университетом, куда она была приглашена для преподавания археологии, истории первобытного общества и этнографии. В 1970 г. ею была организована Средневолжская археологическая экспедиция (САЭ), многочисленные отряды которой работают сегодня во многих районах области и за ее пределами. В 1970-1972 гг. ею исследован Гвардейский I курганный могильник, содержавший материалы эпохи бронзы, раннего железного века и золотоордынского периода; 1971-1976 гг. – проведены раскопки Сухореченского поселения, ремесленного поселка золотоордынского периода; 1973-1975 гг. – совместно с И.Б. Васильевым исследуется грунтовой энеолитический могильник у с.Съезжее; 1978-1979 гг. - продолжены начатые И.Б. Васильевым исследования Михайло-Овсянковского поселения горняков и металлургов эпохи бронзы. В 1982-1984 гг. проводились раскопки городища у с. Лбище.
Из раскопок Г.И.Матвеевой

Глиняные сосуды. Городище Лбище

Фибула. Бронза. Городище Лбище

Зеркало. бронза. Городище Лбище
https://old.alabin.ru/alabina/exposure/expositions/archaeology_hall/person/
Нерц Северный (Нерис): нерци, меря, гольдь, мещера
Венд Восточный: венды славянские, вятичи, венды волжские
А эти племена впервые придут к Ильменю и на север в год 5400-й от СМ (108-й до РХ), а предки их Словен, Рус и Ирмера — это правнуки Склавена со своими родами:
Словен Сиверец: словены ирмерские, кривичи, дреговичи, северяне
Рус Южный: поляне, древляне, русичи-словутичи


О Словене, Русе и их сестре Ильмере
О Кие, Щеке и Хориве и Зарубинецкой КультУре

Спондробенце се
защатi намо
тоя околы
Рщемо тако
iжде ляты до Дiроу
за тенсенце пентеста
iдоша ПраДы нашы
до гуре Карпанеске
а тамосе осЪднеща
а жiвя кладно
То бо Родi сен
правiщася од Оцi Родцi
А старенце Родоу
бя Щк одо Iрiан
Тоi бо уще
Паркун бо ны сен
благволящлен
бо то утщехом Соi
А тако сен
бящ жiвут
пентеста ляты
А тамо
тщехом сен
до восхдяцу Суне
а iдехом до Ньпре
Та бо рiека есе
до морнже тецяi
А то полуноце
сядще на не
А сен iменова
Непре Препенте
яко бо вутце
…А тамо сендещя
пентосент ляты вще сен
правiщя сен
А тако Бозема хранiвен
одо многаiа
рьще соязенце
Iлероув бяща
мносте там
оседiцы огнiщаны
А тако бо
скотiа сен
венденце во ступы
а i тамы тако
Бозема сен хранiтi
Можяще так
ОрЦе вiодех не
Ау пенжiяшет
i многа злато
а богаце жiвхо ста
Дощ.5а Вот подробности (Спондробенце се), как зачинались (защатi) мы в округе этой. Скажем так, что лет за тысячу пятьсот до Дира (до Дiроу), дошли Прадеды (ПраДы) наши до гор Карпатских (до гуре Карпанеске), и там поселились (тамосе осЪднеща - осели), и жили ладно (кладно - покойно; ср. чешcк, klad положительная сторона; kladne положительно; kladny положительный, утвердительный - коммент. Н. Слатин). Те то роды ведь управлялись Отцами Родичами (од Оцi Родцi), а старейшина (старенце) Рода был Щеко из Ириан (бя Щк одо Iрiан). Он ведь учил, что Перун (Паркун) нам благоволит (благволящлен), потому как мы почитали Его (утщехом Соi). И такой была жизнь пятьсот лет. А там решили мы (двинуться) к восходящему солнцу и пошли мы к Непре (до Ньпре). Та ведь река к морю течет (до морнже тецяi). И к полуночи (т.е. в северной части) мы сели на ней. И назвали Непру Припятью (iменова Непре Препенте - препятствием), потому как вожди (вутец - вождь)...И там сидели пятьсот лет, все сами собой управлялись. И так Богами хранимы (Бозема хранiвен) были от многих, которых зовут соязычниками (соязенце). Илеров (Iлероув) было множество (мносте) там, оседлых огнищан (оседiцы огнiщаны). И так скот себе водили в степи, да и там так Богами хранимы были. Может, так еще Орей Отец (ОрЦе) водил их. И денежек (пенжiяшет) и много злата (имели), и богато жили мы с вами (богаце жiвхо ста)
Влескнига. Жар-Птица и историческая память
https://vk.com/doc399489626_494084371
I пакi бЪ вьлiко студовенiе
Родiщi бо се праша о владiщi
А мнозi рЪкша
Не iдемо до Роду
iяко нЪсть оуспокоенiя огнiщаномъ
а будеме лЪпше самi в лЪсi
небоже горЪхъ търловатi
Се тоiiмi словесы
родiщi бЪша одътърчена
А велiцЪ сердiтiся
а лютоватi волiша
се Бгъ Сваръгъ
Наказующi
велiко смятЪнiе горЪмъ удба
А i Словенстii в ноцЪ пробоудiша
велiцЪм громом а земледръжанiемъ
А се слышiтi комонiе горЪ вопiяшетi
страсЪмъ обуятiся
а слекпшешеся
а iадоша вон селше
а овны нехаша
А во утрше вiдеша
домовi розтърчена
еденъ горЪ
iн же долу
а iн во дiрЪ вьлiкоi земьскоi
А нi слЪду нехатi
iно не бысть
Быша тоii Славiщi велiцЪ скудныi
а жiвоты кърмiтi нiцЪм не iмоша
I рЪкша IрЪi отцi
Ведi ны вонъ
I реклъ IрЪi
Се аз есмь на вы
со сынi моя
Рекоша ему
Тая подлегнеме
А iдоша со Кii Щекъ i Хоравъ
трi сынi IрЪова
iну земь глядатi
А с тоiiго поча род СлавЪнъ
аж до днесь
И снова был великий стыд. Родичи ведь бились о владениях. И многие сказали: Не идем в Род, потому как нет облегчения огнищанам. А будем лучше сами по себе в лесу, либо в горах скитаться. С теми словами родичи были отвергнуты. И весьма сердиться и негодовать изволил Бог Сварог. Наказуючи, великое колебание горам устроил. И Словене (это единственное место во Влескниге, где этноним Словене (люди Слова, т.е. одного Языка) пишутся явно через о. Есть еще одно место в дощ. 4г:...а тещаху всi I сынове трiе од Орiю бяшетi Кiе Пащек а Горовато окудь тpie словнi племены iсткша (см. Документ А. Изенбек - Ю. Миролюбов. У А. Кура в ЖарПтице уже - славнi. У Ю. Миролюбова еще - слвнi). Всего же в ВК 22 слова с корнем - слов. Более 70 раз с корнем - слав. Корень - слав, появляется в основном от Богумира во времени). Возможно, здесь в ночи пробудились от великого грома и земли дрожания. И вот, слышно как кони наверху ревели, страхом обуянные, испугались и пошли прочь из селения, а овцы так не стали делать. А поутру видели они дома разбитые - один наверху, другой же внизу, а иной - в яме огромной в земле, и следу не осталось, как его и не было. Оскудели те Славяне весьма, и прокормиться им было нечем. И сказали Ирею отцы: Веди нас отсюда. И сказал Ирей: Вот я вам с сынами моими. Они сказали ему: Мы им подчинимся. И пошли они с Кием, Щеком и Хоривом, тремя сынами Ирея, другую землю глядеть. И с того начался род Славян - и до нынешнего дня (перевод в основном по Н. Слатину)
Влескнига. Дощ.38а. Исходные тексты
https://vk.com/doc399489626_470333464

Рис. 2. Распространение древностей зарубинецкой культуры в последние века до новой эры и в начале I тыс. н.э. 1 - раннезарубинецкие поселения и могильники: 2 - позднезарубинецкие древности
...Территория зарубинецких племен во II-Iвв до н.э. и начале новой эры охватывала, как уже указывалось, лесостепную и частично лесную полосу западной и центральной части Украины (рис. 2). На западе их древности известны вдоль верхнего течения Припяти, главным образом по ее правому берегу, а также по низовьям правых припятских притоков - Стыри, Горыни и Случи. Крайние северо-западные пункты расположены на смежном с верховьями Припяти участке берега Западного Буга; крайние южные - в западных областях Украины: на берегах Южного Буга, в его верхнем и среднем течении, а также Днестра.
На обоих берегах Среднего Днепра многочисленные поселения и могильники зарубинецкой культу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: