Возможности оригами при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 93»

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93»

305018 г. Курск, ул. Резиновая, 26 Тел. (4712) 37-00-0 e-mail: mdou93kursk@yandex.ru

 

Доклад на тему:

Возможности оригами при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

выполнил:

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Локтионова Наталья Сергеевна

 

 

Курск 2021 г.

 

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В.А. Сухомлинский.

Одним из видов художественно-творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Оригами (перевод с япон. – «сложенная бумага») – это японское искусство складывания бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами:

-развивает творческие способности, творческое мышление, воображение;

- развивает пространственное воображение, память, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

- знакомит с основными геометрическими понятиями;

- улучшает способность следовать устным инструкциям;

- расширяет коммуникативные способности.

Кроме развивающих задач, оригами помогает решить и воспитательные задачи, такие как:

- воспитывает интерес к созданию образов через поделки в технике оригами;

- воспитывает личность ребенка, как активного, с эстетическим отношением к действительности человека;

- воспитывает самостоятельность, терпение, усидчивость и аккуратность при выполнении работы.

Художественное творчество дошкольников проявляется в разных видах детской деятельности. Р.З. Кишмакова отмечает, что важное свойство оригами, которое способствовало его стремительному распространению - неограниченные возможности, кроющиеся в листке бумаги. Теория изобретательства считает, что идеальный конструктор обязан состоять из одной лишь детали, с помощью которой можно создать множество форм. Это полностью относится к оригами, где из одного листа (детали) складываются тысячи разнообразных фигур. При складывании фигурки дошкольник осваивает на практике и познает окружающий его мир. С готовыми фигурками ребенок моделирует возникающие в его воображении игровые ситуации. Замещая одни предметы другими, дошкольник находит каждый раз сходство предметов по обобщенным признакам, осваивая реальные действия, выстраивая игровую ситуацию. Фигурки оригами с настоящими предметами имеют лишь приблизительное сходство. Для оригами важно увидеть самое характерное, индивидуальность, сущность предмета. Вследствие этого оригами является немаловажным фактором, стимулирующих творческое воображение. В оригами огромный диапазон уровней сложности: в начале с детьми можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса. В оригами есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Е.А. Янушко, рассматривая роль создания поделок из бумаги в развитии детей, отмечает, что такие занятия являются одновременно и занятиями по речевому развитию. В процессе выполнения поделки и обыгрывания ее сюжета взрослым ведется с детьми непрерывный разговор, взрослый происходящее на занятии эмоционально комментирует. Речевую активность повышает игровая организация детской деятельности. Автор подчеркивает, что это способствует расширению пассивного и активного словаря, стимулирует развитие у детей коммуникативной функции речи. Оригами способствует ознакомлению ребенка с окружающим миром. Для этого взрослый подбирает сюжеты, которые близки опыту детей. Это помогает систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, а также расширить их, применить варианты обобщения. Занятия бумажным творчеством дают детям знания о величине, форме, цвете, количестве предметов и их расположении в пространстве, а также знания о человеке и природе. Оригами способствуют не только развитию фантазии, воображения и творчества детей, но и их социальному развитию. Можно, например, предложить детям создать под руководством взрослых общую большую композицию. Это позволит детям приобрести значимые социальные навыки: дошкольники учатся действовать совместно, дожидаться своей очереди в работе, радоваться общему положительному результату. У детей развиваются важные черты личности: умение договариваться, общаться и т.п. Личностному развитию детей способствует внимательное и уважительное отношение к дальнейшей судьбе поделок. Можно работы каждого ребенка выставлять на специальный стеллаж. А красивые поделки станут подарком друзьям и близким. Важно периодически организовывать выставки работ детей. Детям необходимы постоянное внимание, похвала и одобрение значимого взрослого. Ожидание подобного внимания является одним из наиболее сильных мотивов, активизирующих детей к новой деятельности и достижению положительного результата. Следует хвалить детей, такое отношение позволит им в будущем чувствовать себя уверенными в себе компетентными людьми.

Можно говорить о том, что творческая работа детей является одним из факторов гармонического развития личности, способствует эстетическому воспитанию и развитию творческий инициативы, помогает формированию трудовых умений и положительно сказывается на поведении детей, содействуя проявлению волевых черт характера. В оригами, имея дело с четкими, чаще всего с геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами, а потом учатся видеть в предметах мира их абстрактную геометрическую основу, лучше осознают структуру сложных форм, правильнее анализируют их и синтезируют части в единое целое при воспроизведении соответствующих предметов в поделке. Познавая геометрические формы, дети упражняются в математическом их осмыслении, используя счет в нахождения однородных признаков (сторон, углов), учатся правильно определять названия еще неизвестных форм. Занятие оригами способствуют развитию у детей пространственных и величинных представлений и ориентировки на плоскости листе бумаги.

По своей природе ребенок очень деятельный. Он играет, стремится участвовать в работе, заниматься конструированием, художественной деятельностью и тому подобное. Интерес ребенка вызывает все конкретное, видимое. Он стремится все увидеть, все обследовать, попробовать самостоятельно что-то сделать. Ребенка захватывают вещи, окружающие его, он собирает кусочки бумаги, картона, лоскутки ткани, листья и тому подобное. Ребенок стремится работать с различными материалами и предметами, исследовать и изучать их.

Бумажное творчество в технике оригами доступно и любимо детьми, работа с листом бумаги создает большие возможности для творчества детей. Создание поделок в технике оригами развивает у детей творческие способности, развивают у дошкольников творческое воображение, способность в бумаге увидеть необычные образы. Кроме того, такая работа воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства. Дети легко воспринимают оригами, хотя здесь встают перед ними трудности прочтения объемного и перспективного построения изображения. Занятия оригами способствует познавательной деятельности детей, обостряя, прежде всего, их сенсомоторные способности, содействуют эстетическому воспитанию и развитию творческой инициативы, оригами содействует формированию эмоционально-эстетического отношения детей к образу или явлению окружающей действительности, обогащая их эстетические представления об окружающей среды. Занимаясь оригами, дети проявляют самостоятельность, упорством в преодолении трудностей, настойчивости в овладении более сложными приемами, привыкают доводить начатое дело до конца. У детей развивается чувство эстетики, цвета, умение работать точно и аккуратно. В своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства.

Таким образом оригами можно использовать на занятиях, поскольку оно не требует особого оборудования. Важно разнообразие материалов (бумага разного цвета и размеров), чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве. Оригами позволяет ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывая что-то новое в своей деятельности. Активное усвоение детьми знаний, умений и навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение будет насыщенным, содержательным, ярким.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: