ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КСК «ОЛИМП»




Методы исследования

Для изучения развития физических качеств занимающихся детей школьного возраста в секции и степени влияния занятий конным спортом на состояние их здоровья применялись следующие методы:

- анализ научно-методической литературы и документальных материалов;

- исследование росто-весовых показателей (индекс массы тела), метод оценки адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы (проба Руфье, проба Мартине);

- тест для выявления координационных способностей (равновесия) в положении стоя (проба Ромберга 2,3,4);

- математическая обработка полученных данных.

Разберем подробно использование каждого метода.

В ходе исследования был проведен анализ специальной литературы, посвященной изучению анатомии и физиологии детей дошкольного возраста, были выявлены основополагающие методы формирования и развития физических качеств дошкольников. Во многих работах отечественных исследователей, посвященных рассмотрению вопроса о влиянии конного спорта на здоровье дошкольников, было получено документальное подтверждение эффективности занятий конным спортом на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, в частности на его физиологические качества.

Индекс массы тела (англ. body mass index (BMI), ИМТ) — это величина, которая позволяет оценить степень соответствия массы человекa и его ростa и тем сaмым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

Индекс массы тела рассчитывается по формуле

,

где m — масса тела в килограммах,

h — рост в метрах.

Индекс массы тела измеряется в кг/м².

Оценка показателей индекса массы тела отображена в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка показателей индекса массы тела

Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее Выраженный дефицит массы тела
16—18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5—24,99 Норма
25—30 Избыточная масса тела (предожирение)
30—35 Ожирение первой степени
35—40 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени (морбидное)

Полученные данные были отображены в таблицах для экспериментальной и для контрольной групп, соответственно.

Исследование адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы (проба Мартине, проба Руфье).

Описание методики: Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30с.). У ребенка перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя. Для этого накладывают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин (время, необходимое для исчезновения тактильного рефлекса, который возникает при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС. Частоту пульса подсчитывают за десятисекундные интервалы времени до тех пор, пока не будут получены три одинаковых цифры (например, 12-12-12 или 12-11-12-10-12). Результаты исходных данных записывают во врачебно-контрольную карту (ф. 061/в). Затем, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз). После нагрузки исследуемый садится. На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10с регистрируют частоту пульса. На протяжении следующих 40с первой минуты измеряют АД. В последние 10с первой минуты и на протяжении второй, третьей, четвертой и пятой минуты восстанавливаемого периода по десятисекундным интервалам времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется к исходному показателю, причем данная величина должна повториться 3 раза подряд. Рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5-3 минут, поскольку существует возможность возникновения «отрицательной фазы пульса» (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня на 2-4 удара), что может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы или следствием вегетативной дисфункции. Для сопоставления (изучения) в динамике изменений характера реакции на дозированную нагрузку и в том числе продолжительности периода восстановления необходимо определять фактическое время периода восстановления. При оценке показателей пробы Мартине, было учтено время восстановления показателей, т.е. к какой минуте они достигали исходного уровня.

Описание методики «проба Руфье»: 5 минут ребенок находится в покое. Затем ему предложено выполнить 30 приседаний за 45 сек. После приседаний подсчитывается пульс ребенка, но в разное время: за первые 15 сек. и за последний такой же интервал первой минуты периода восстановления организма от физической нагрузки. Тест может потребовать неоднократного повторения, т.к. на результаты влияет нервное состояние ребенка или недостаточное восстановление после прошлой физической нагрузки.

Результатом (индекс Руфье) является расчет по специальной формуле:

(4 х (Р1 + Р2 + Р3) - 200)/10,

где Р1 – пульс ребенка в спокойном состоянии, Р2 – пульс ребенка после нагрузки, Р3 – пульс ребенка после небольшого отдыха.

Оценка показателей пробы Руфье представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Оценка показателей пробы Руфье

Оценка состояния Значение индекса Руфье
Высокий уровень (отличное сердце) Менее 3
Уровень выше среднего 4-6
Средний уровень 7-9
Удовлетворительный уровень (сердечная недостаточность средней степени) 10-14
Низкий уровень (сердечная недостаточность сильной степени) Свыше 15

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия из положения стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Проба Ромберга проводится в четырех режимах с постепенным уменьшением площади опоры, из которых мы отобрали 3 варианта:

1) Ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой), руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты;

2) Стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты;

3) Так называемая «поза ласточки». Стоя на одной ноге, другая поднята назад, туловище и нога расположены горизонтально, руки разведены в стороны, глаза закрыты.

Оценка - «хорошо», если в каждой позе ребенок сохраняет равновесие 15 секунд и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе, покачивании в равновесии в течение 15сек. – выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15сек. нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно». Для исследования физических качеств и физической подготовленности детей использовался ряд тестов. Были зарегистрированы и проанализированы результаты 5 тестов, характеризующие ту или иную степень проявления двигательных способностей:

- скоростных;

- скоростно-силовых; координационных;

- быстроты реакции.

Описание техники выполнения контрольных упражнений представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Описание тестов общей физической подготовленности детей 4-5 лет

Тест Предмет оценивания
Подбрасывание мяча (количество раз). Подбрасывание и ловля мяча над головой. Задание выполняется 2 раза, записывается лучший результат. Уровень проявления ловкости и координации движений
Полоса препятствий (с). Ребенок должен преодолеть полосу препятствий, обежав 10 кеглей. Результат, фиксируемый по секундомеру, записывается. Определение ловкости
Прыжок в длину с места (см). Выполняется прыжок с места и замеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног по пяткам при приземлении. Скоростно-силовые способности
Бег 10м (с). Максимально быстро пробежать 10 метров. Регистрируется время бега с момента начала движения до момента пересечения финишной линии. Определение скоростных качеств
Метание мяча (м). Бросок с последующим сопровождением рукой мяча. Определение скоростно-силовых качеств

 

Математическая обработка полученных данных: для составления данных экспериментальной и контрольной групп, полученных с помощью тестирования, используется метод математической статистики. Расчеты проводились по формулам, принятым для обработки результатов педагогических исследований. Для обработки результатов педагогического исследования был использован метод математической статистики, который позволил выявить средние результаты выборки и оценить достоверность различий. Для нахождения средней арифметической была использована формула:

,

где n - значение отдельных измерений.

Результаты полученных расчетов были внесены в соответствующие таблицы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: