Народный танец – фольклор




Фольклор – это танцы определенной местности, которые танцует простой народ – для собственного удовольствия и развлечения.

Можно выделить египетский и неегипетский фольклор.

1. Египетский фольклор — это широко известные баляди и саиди, а также фелляхи, нубийский, хаггала, гавази, эсканадарани и шааби.

Итак, рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных стилей.

а) БАЛЯДИ (или беледи) - Слово "baladi" (читается "балади", "беледи", "беляди") в переводе с арабского означает "страна, родина". В отношении музыки и танцев арабского востока это понятие подчеркивает их фольклорное происхождение.

Если мы говорим о фольклоре Египта, нужно помнить, что это страна одной реки. Великий Нил течет с юга на север. Издревле в его долинах было развито сельское хозяйство. Деревенские жители пели, играли на инструментах, танцевали — это и есть балади в широком смысле этого слова.

Деревенские женщины исполняли свои особые танцы, которые не предназначались взору мужчин. Они танцевали друг для друга на женских половинах домов по различным праздникам: свадьбы, рождение ребенка, окончание сельскохозяйственных работ и пр.

КОСТЮМ БАЛЯДИ: Народный костюм женщин состоял из галабеи (крестьянского платья), на бедрах повязывался платок из грубой, тяжелой ткани. Иногда костюм состоял из приталенной кофты с длинным рукавом и широкой юбки. На голову надевалась косынка, а волосы заплетались в косы.

КАК ТАНЦЕВАТЬ БАЛЯДИ?

Так как танец женский и исполнялся только для женщин, то и тема танца была "о своем, о женском". Одни учили других как вести себя с мужчиной, как соблазнять, какие движения красивые. Снохи танцевали перед свекровями, показывая свою чувственность, страстность. Матери присматривали сыновьям жен. Взрослые женщины танцевали про любовь. Поэтому атмосфера танца пропитана чувственностью, любовью.

Как и другие аутентичные фольклорные танцы, балади не может быть сложным. Движения сосредоточены в области бедер и живота: удары, тряски, пластика. Руки и корпус малоподвижны. По характеру исполнения танец тяжеловесный, приземистый. Танец исполняется босиком. Вес тела полностью опирается на всю стопу. Так подчеркиваются деревенские корни танцовщицы, ее близость к земледелию, простой уклад жизни.

Постепенно арабский восток становился все более и более развитым. Города росли, возникали новые города, порты, открывались новые торговые пути. Сельское население превращалось в городское. Новый ритм жизни, осовременивание бывших крестьян, западные тенденции на востоке оставили свой отпечаток на все фольклорные танцы.

То, что сейчас мы знаем как ракс балади является городским уличным танцем. Это "ачер балади" - импровизация под соло аккордеона со сложными ритмами. Исполнительницы ачер балади - жительницы городских окраин, переехавшие из сельской местности.

МУЗЫКА ДЛЯ РАКС БАЛЯДИ ИМЕЕТ СВОИ ЗАКОНЫ:

В начале играет таксим (араб. "taks" - игра). Таксим — это соло одного инструмента без сопровождения ритма или со сложными перепадами ритмов. Он может исполняться любым арабским инструментом, но чаще всего его играет аккордеон, поэтому музыка балади ассоциируется именно с аккордеоном.

Затем начинается часть, состоящая из 9-10 музыкальных тем, которые включают различные ритмы и называются «авади». Первым играет ритм балади. Ритмы меняются от части к части с более тяжелого, медленного исполнения к более быстрому. В конце можно услышать быстрые барабанные ритмы: табла соло (соло барабанов) или фалляхи.

Музыкальные инструменты перекликаются друг с другом, как будто ведут между собой диалог.

Музыку балади можно встретить в различных музыкальных жанрах:

Балади таксим (другое название "балади прогрессия")

Балади тараб - лирическая эстрадная арабская песня на музыку, построенную по законам балади.

???Тараб - это, как правило, известные песни, ставшие классикой. Они наполнены не только красивой музыкой, но тексты песен наполнены глубоким смыслом, о любви. Исполнители тараб Ум Кальсум, Варда, Абд эль-Халима Хафис, Фарид эль Атраш, Мухамед Абд эль Вахаб. Иногда понятие "тараб" относят и к некоторым современным певцам.

Балади шааби (балади песня) - народная песня на музыку, построенную по законам балади. В отличие от тараб, шааби имеет характерную ритмику, а голоса исполнителей - характерную простонародную окраску. Профессиональные танцовщицы ракс шарки ("Raks Sharki" - искусство профессионального исполнения женщинами восточного танца) включают ракс балади в свои шоу программы. В этом случае танец живет по законам сценического искусства. Он становится более сложным технически, более академичным, с элементами хореографии и актерского мастерства. Костюм может быть сценическим вариантом традиционной галабеи либо костюмом Ориенталь с привычными нам богато украшенными лифом и юбкой с поясом.

Программа профессиональной танцовщицы длится около часа, а последним номером она может танцевать балади таксим. Это кульминация шоу и длится она около 10 минут.

Арабки редко танцуют постановочный балади таксим. Фишка в том, что танцовщица импровизирует, пока всех инструменты оркестра друг за другом играют сольные партии.

Вовремя таксима исполняется пластика или какие-то красивые движения. Танцовщица должна передать настроение, которое рождает в ней эта музыка, выражая тем самым свою индивидуальность.

Музыкальные инструменты, сменяя друг друга как бы ведут между собой диалог. Они задают тему, а танцовщица должна подхватить и станцевать, отвечая на их вызов. Ее мастерство проявляется в исполнении все более и более усложняющихся тем, умении услышать все нюансы музыки. Диалог, таким образом, идет не только между музыкантами, но и между танцовщицей и музыкантами.

Для балади характерно прятать взгляд. Глаза не блуждают по сцене, не смотрят в глаза музыкантам или зрителям. Даже если танцовщица и смотрит, то только снизу вверх и только на мгновение. Одна рука располагается у лица, как бы прикрывая глаза. Эту особенность можно объяснить двумя причинами. Во-первых, диалоговая форма танца исполнительницы и музыкантов - это диалог женщины и мужчин. А по обычаям мусульманского мира женщина не имеет права поднимать глаза выше стоп мужчины. Во-вторых, ракс балади - это проявление интимных, чувственных сфер исполнительницы. Таким образом она обращается к своим внутренним ощущениям, к собственному переживанию музыки.

В конце шоу программы приходится экономно расходовать силы. Поэтому и танец получает мягким, спокойным. Протанцовываются не все тонкости ритма, а только последний удар.

б) САИДИ

Происхождение танца: Одним из стилей восточного танца является Саиди (Saidi), стиль фольклорный (народный), его название происходит от названия местности Эль Саид (El Said) на Юге Египта между Гизе (Gizeh) и Эдфу (Edfuh). Словом «Саиди» обозначается все, что имеет отношение к этому региону.

В Египте живёт множество народностей, считается, что самый зажигательный и опасный темперамент принадлежит именно народу Саиди. Традиционно в местности Саид неизменным атрибутом «экипировки» любого мужчины были длинные тяжёлые трости, которые изготавливались из бамбука и использовались как оружие(тахтиб).

Есть три ключевых слова: Тахтиб, саиди, ракс-аль-ассайя.

Сначала был ТАХТИБ, а уж потом – все остальное.

Мужской Саиди - Тахтиб

Слово «Тахтиб» обозначает танец с тростями и в действительности является битвой на тростях между мужчинами, чтобы показать свою силу. Тахтиб является старейшей формой египетского военного искусства. Тахтиб – один из любимых танцев на празднике, свадьбе, открытиях фестивалей, праздниках сбора урожая. Тахтиб происходит из самой природы столкновений между мужчинами с целью демонстрации своей силы и ловкости. Тахтиб – это особая, специально созданная форма, в которой сосуществует: готовность к реальному поединку, игра и охота, состязание и развлечение. И, поскольку тахтиб – занятие воинов, внутреннее содержание этих движений ВСЕГДА НАПОЛНЕНО ДОСТОИНСТВОМ, ГОРДОСТЬЮ, СОЗНАНИЕМ СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ. Верой в силу своего духа. Это придает линиям тела четкость, движениям – изысканный рисунок, а взгляду – царственность и величавость. Никакой суеты.

САИДИ

Со временем обнаруживается целая серия фольклорных танцев с тростью или тростями. Один из них – наш саиди. Настоящий фольклорный саиди – танец сильной половины. Конечно, танцевали и женщины. Это земной и теплый танец. На первый взгляд манера исполнения тяжеловата, но это потому, что фокус действия – в нижней части тела. Это вам не изящный, летящий ракс(классика). Это веселье и естественность движения.

РАКС-АЛЬ-АССАЙЯ – кабаре-стиль

Кабаре-стиль предыдущего столетия, как и вся массовая культура, многое упростил и создал ракс-аль-ассайя в том виде, в каком мы понимаем и видим его сейчас: женщина в беллиданс-костюме, часто с блестящей тростью. Мы на конкурсах часто говорим «саиди», а сами выходим с ракс-аль-ассайя. Есть в египетском ракс-аль-ассайя нежность, грация, чисто женское кокетство и… все-таки достоинство.

КОСТЮМ ДЛЯ САИДИ

Мастера говорят, что танец с тростью вообще-то лучше танцевать в дуэте или в группе.

Традиционная мужская одежда для исполнения саиди состоит из длинных брюк, часто вообще не заметных под очень длинной галабей с широкими рукавами, и длинного шарфа на голове.

Женщины в этом фольклорном танце носят платья беледи с поясом и шарфом вокруг бедер. На голове – платок. В Египте всегда можно купить настоящие украшения для саиди – массивное ожерелье, напоминающее подвешенный за спинку полумесяц, и серьги.

КОСТЮМ ДЛЯ РАКС-АЛЬ-АССАЙЯ, конечно более кокетлив. Вы можете выбрать платье как облегающее, так и свободное, без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Есть еще интересный вариант «прилагающихся» к платью рукавов: вы можете их одеть или снять. Рукава могут быть облегающие или наоборот пышные, в форме колокола. Разрезы на платье тоже традиционны по бокам до колена или чуть ниже бедра. Материал: от простого хлопка до люрекса, а вообще - ваша фантазия. Используют и бархат, и подобие атласной ткани, и бифлекс. На бедра платок или шарф (можно с монетами). На голову – платок.

Если у вас классическая постановка и в ней есть фрагмент саиди – вы танцуете всю постановку, и этот фрагмент тоже в костюме ракс. Тогда ваши инструменты – умение переключать состояние и внутренний темпоритм. Манера саиди все равно должна быть сразу заметна.

МУЗЫКА ДЛЯ ЭТОГО ТАНЦА

Музыка для саиди обычно играется на традиционных инструментах, таких как рабаба (Rababa) – «прабабушка» современной скрипки, мизмар (Mizmar) – своеобразный рог, испускающий длинные, жалобные звуки и разные перкуссионные инструменты, такие как думбек (dumbek) и табла беледи (tabla beledi). Музыка области Саид имеет особый ритм, размер которого – 4/4 и люди обычно называют Маклуб (Makloub).существует несколько вариаций этого ритма. К примеру, одна из версий – вместо одного дума вначале играется два. В целом этот ритм играется так: Dum Tak kaTak Dum Dum Tak kaTak или так: Dum Tak Dum Dum Tak.

Ритм саиди очень популярен. Многие современные арабские мелодии строятся на саиди. Послушайте Наташу Атлас, Джорджа Вэссуфа. Найдите их музыкальные сборники. Это примеры качественной популярной музыки.

КАК ТАНЦУЕТСЯ САИДИ?

Как и во всяком фольклоре, в саиди есть традиционные музыкальные фрагменты, которые вы должны узнавать. Для этого нужно слушать много разной фольклорной музыки. Но для чего нам их узнавать? Во-первых, когда мы слышим знакомые фрагменты – мы всегда знаем, где акценты. Очень часто египтяне хватаются за голову, когда наблюдают наше, европейское понятие соответствия «музыка-движение»! Ритм саиди предлагает нам совершать определенные шаги. Шаги саиди. Работа с тростью – отдельная, большая, но, в сущности, целиком практическая тема. Остались только руки. Они гораздо проще, чем в raqs el sharqi. Никаких «волн» и изгибов. Руки в саиди – народные. Трость для Саиди:

Традиционно трость изготавливают из бамбука, она может быть как прямой, так и с загнутым крючком на конце. В настоящее время изготовляют и пластиковые трости, обернутые блестящим скотчем. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот кончик трости, за который вы будете её вращать должен быть или отполирован или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьёзно ранить руку. Длина трости должна быть до середины живота (до пупка).

Есть несколько простых правил для выбора трости для танца:

Трость должна быть максимально прямой,

Трость должна быть не слишком тонкой и не слишком толстой - удобный диаметр - около 2 см.

Трость должна быть отбалансированна: центр трости при проверке баланса должен находиться примерно по середине; небольшие отклонения допустимы. Обычно центр равновесия смещен в сторону крючка (вообщем-то это логично).

Центр надо как-то для себя обозначить, чтобы во время исполнения трюка "балансировка трости на голове" вы не тратили много времени для поиска равновесного положения трости.

Техника владения тростью имеет очень огромное значение для танца Саиди. Женщины в танце больше прилагают усилий на балансировку и интересные вращения своих небольших лёгких тростей. Они используют трость и движения с тростью в качестве «рамки», подчёркивающей движения телом. Самые эффектные приёмы работы с тростью в танце Ракс эль Ассайя – вращение трости, балансирование тростью на голове, груди, бедре в сочетании с непрекращающимся танцем. Все это делает стиль Саиди необыкновенно привлекательным и интересным.

Однако следует заметить, что во многих восточных странах балансировка тростью на груди считается неприемлемой - это унизительно для женщины. Раньше на мастер-классах нам об этом не говорили.

Лишь когда стали привозить в Россию именитых педагогов из Египта - о традициях и манере исполнения саиди узнали Россиянки именно от них.

Платье для танца беледи и платье для танца саиди - это разные вещи. Внешне они очень похожи, но есть некоторые различия.

Платье для саиди: горловина с круглым вырезом безо всякого воротника, рукава больше и свободнее с вариациями (например, облегающий до локтя, от локтя - расширяющийся треугольником к низу), два выреза по боковым швам чуть выше колена

И еще, костюмы для стиля саиди бывают: фольклорными (классическая галабея), стилизованными (с вырезом спереди, откуда выглядывает лиф) и модерновыми (очень и очень стилизованными - всякие вырезы, сеточки, со вставками из прозрачной ткани - как подсказывает фантазия).

Но если вы хотите танцевать фольклор (т.е. под музыку саиди, с характерными движениями), то для этого подойдет только фольклорный костюм или слегка стилизованный.

Если это просто Ракс Асайя, или любой фэшн саиди, как часть ориентальной программы, то можно танцевать в любом костюме.

И следите за тем, чтобы не уронить трость. Махмуд Реда говорил, что если какой-то аксессуар падает во время танца, это все равно, что у вас упали трусы на сцене. Поэтому совет - много репетировать, прежде чем выходить на сцену с асайей.

Все балансировки тростью - на плече, голове, кисти - не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому он относит эти элементы к ракс аль асайя.

В постановке сугубо традиционного саиди они нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями. Кроме того, мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам - ведь обувь в народной египетской культуре была - и остается - предметом гордости.

А вот женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки - они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины. Иными словами, прыгать им лень, поэтому они вместо прыжков используют акценты на пятки. Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского - воинственна и собрана.

Мадам Фарида Фахми уделяла больше внимания обращению с тростью. По ее словам, любое "елозенье" тростью по животу, груди, бокам воспринимается арабами как непристойность. В фольклоре это недопустимо. В принципе на сцене тоже, но Фарида констатировала, что, к сожалению, сейчас танцовщицы ракс аль асайя забывают о приличиях все чаще. Поэтому в фольклорном саиди никаких балансов на груди, на бедре, на животе, между грудями (как это тоже можно видеть) нельзя допускать. Трость должна быть на достойном расстоянии от тела.

Если женщина берет для танца не асайю, а тахтиб - это уж точно сценическое шоу и к фольклору не имеет отношения.

В фольклорном саиди почти нет трясок. "Шимми", как называет тряски Фарида Фахми, вообще в египетском фольклоре традиционно не используются - ведь фольклорные танцы это публичные танцы народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами. Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без "колыхания".

правда, в постановке, которую давал Махмуд Реда, была тряска, но очень короткая, всего на два счета.

Диафрагмальная тряска вообще не используется в саиди.

Вообще Фарида Фахми говорит, что в фольклоре следует избегать синтеза разных движений в одном. Иными словами, будьте проще и в технике и в хореографии, без сценических наворотов - тогда это будет фольклор. Все движения шире и размереннее, чем в классическом ракс шарки, больше на стопе, чем на полупальцах.

Мо Геддави на мастер-классе по саиди (Оазис, 2008) говорил, что манера женского саиди - это манера жизнерадостной молодой девушки, даже если исполнительнице далеко за 50.

в) ШААБИ. "Шааб" переводится как народ. "Шааби" - это народное.

То есть популярый традиционный стиль.

КАК ТАНЦЕВАТЬ ЭТОТ ТАНЕЦ?

Шааби - это стиль, в котором танцует весь Египет с пеленок, без какого либо танцевального образования.

Это то, что у египтян в крови.

Самое важное то, что все движения идут за ТЕКСТОМ песни, а не за музыкой.

Шааби или щааби - танец в арабском народном стиле. "Шааб" - в переводе народ, простой люд. Это театрализованый танец, в нем обычно изображают то, о чем поется в песне. Может быть не весь текст, но ключевые слова, смысл, показываются обязательно. Этот танец может исполняться и под старый арабский "шансон" в традиционном народном стиле, где мужской голос звучит с характерной хрипотцой, иногда с особенным выговором, и под современные песни с использованием электронных инструментов. Можно различить и несколько вариантов стиля соответственно: более старый народный танец и городской шааби - уличный современный стиль, который очень популярен сегодня в Египте.

КОСТЮМ ШААБИ:

Шааби обычно исполняется в белой галабее, ГАЛАБЕЯ - длинная просторная рубаха (туника) до пят с широкими рукавами, без воротника. У состоятельных она из тонкого сукна, у бедняков - из самой дешевой ткани, обычно синей, белой или коричневой, но сценический костюм допускает различные варианты и интерпретации народного платья. Шааби танцуют с покрытой головой, босиком, платье поддерживает кушак. Возможно использование различных предметов - корзины, кувшина, кальяна и т.д. Все зависит от фантазии танцовщицы, кушак можно развязать в течение танца, поиграть им, повязать на голову или опять вернуть на бедра. Особенно важно исполнителю создать и донести до зрителя особый настрой, задор и характер этого замечательного танца.

МУЗЫКА ШААБИ родилась на окраинах городов и является голосом их обитателей, простого народа. Песни шааби раскрывают всю полноту чувств людей и комментируют социальную действительность. Хотите узнать как живет, что думает и что чувствует рабочий класс а Египте? - послушайте песни Шааби.

Музыку шааби считают городским песенным фольклором. Однако сам музыкальный стиль довольно молодой. Он возник в середине 20 века в связи с некоторыми обстоятельствами.

Итак, шааби — это музыка и голос простого трудящегося народа. Большинство из этих людей выходцы из сельской местности в первом и втором поколениях. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов).

Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез.

Многие песни начинаются с мауаля — вокальной импровизации без сопровождения ритма, хотя может подхватываться традиционным найем (арабо-иранская продольная флейта) или аккордеоном, саксофоном, синтезатором. Она может быть о любви, но часто выражает презрительное отношение к правительству, коррупции, или может быть о различных социальных проблемах. Мауаль рассказывает о верованиях и чувствах певца, устанавливает эмоциональную почву для песни. Признанными звездами мауаля считаются Ахмед Адавейя, Хасан аль Асмар и Шаабан. Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.

После мауаля начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди. За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и много жалоб на разные вещи. Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Песни передаются от человека к человеку, к водителям такси и микроавтобусов, и так к общественности. Первым певцом шааби, получившим признание и любовь народа, стал Ахмед Адавэйя. Его называют "крестным отцом" музыки Шааби, а его творчество стало эталоном для многих других.

Ахмед Адавейя быстро обрел популярность. Имея народные корни, он писал и пел песни близкие и понятные простому народу. Яркие мауали, сатирические тексты, прокуренный голос и сочетание современных и традиционных инструментов — все это звучало по-новому и стало ключом к успеху. Другие известные представители музыки шааби: Абдель Басет-Хамуда, Шаабан Абдурахим, Хассан Ласмар. Более современные исполнители: Хаким и Саад. Кое-где их критикуют, а песни подвергают цензуре. Однако, не так давно общественность по-новому посмотрела на их творчество. Они влились в общемировую тенденцию популярной молодежной музыки, такой как хип-хоп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: