Менеджмент как наука и практика управления. Цели и задачи менеджмента
Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Авторы работ по научному управлению выдвинули следующие научные требования:
1)использование научного анализа для решения конкретных задач;
2)важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач;
3)необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.
В зарубежной практике управления сложились следующие концепции:
1. Научного управления. 2.Административного управления. 3.Управления с позиций психологии и человеческих отношений. 4.Управления с позиций науки о поведении. 5.адаптации 6.глобальной стратегии 7.целевой ориентации 8.рыночного управления.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации.
В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
1. получение и анализ информации;
2. выработка и принятие решений;
3. организация их выполнения;
4. контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;
5. вознаграждение или наказание исполнителей.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Ситуация на рынке постоянно меняется. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям.
Хозяйственное управление в целом решает следующие задачи:
- оперативная (тактическая) заключается:
· в обеспечении условий текущей деятельности;
· в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными элементами, между ней в целом и внешней средой;
· в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
- стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.
Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в начале XX в. Основателем научного менеджмента считается американский инженерФредерик Тейлор (Школа научного управления).
Он впервые определил менеджмент как «организацию производства», разработал принципы научного управления, получившие название «тейлоризм». Ф. Тейлор сформулировал эти принципы на основе эмпирического анализа содержания трудовых операций, разработки стандартных движений, устранения лишних. Это позволило увеличить производительность труда, доходы фирмы и заработную плату рабочих. Ф. Тейлор впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий фактор»; он придавал большое значение материальному стимулированию в управлении людьми. Важнейшими принципами его концепции управления являются организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность.
Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Выдающимся представителем менеджмента первой четверти XX в. был французский инженерАнри Файоль, основатель Административной школы управления и автор «теории администрации». Согласно этой теории достижение эффективности производства возможно путем совершенствования не только рабочего места или цеха, а организации (предприятия) в целом. К важнейшим принципам, т.е. основополагающим правилам управления, А. Файоль относил сочетание власти и ответственности, дисциплину, единство руководства, подчинение частных интересов общим, инициативу каждого, корпоративный дух и др, Именно А.Файоль разделил действия администрации на ряд операций, функций, к которым отнес планирование, организацию, мотивацию (стимулирование труда), координацию и контроль. Он и представители административной школы считали управление процессом осуществления взаимосвязанных функций, выделяли управление как особый вид деятельности (менеджмент).
Известным представителем административной школы является Макс Вебер, автор теории рациональной бюрократии. Суть этой теории в том, что порядок и предсказуемость в деятельности организации могут быть достигнуты только при строгом следовании правилам, предписаниям и инструкциям.
В 30—50-е гг. XX в. получила распространение неоклассическая школа, или школа человеческих отношений, научного менеджмента, к представителям которой относились немецкий психологГ. Мюнстерберг, американцыМ. Фоллетт, Э. Мейо. Они считали, что центр тяжести в управлении нужно перенести на отношения между людьми в процессе производства. Управление изучалось ими с помощью методов психологии и социологии, т.е. наук о человеческом поведении. Согласно их теории, человек — главный объект внимания, поэтому предлагалось производить отбор кандидатов на основе тестирования, проверки совместимости будущих работников друг с другом, склонности к различным профессиям, а также использовать психологическое воздействие для оптимизации их деятельности.
В конце 50-х гг. школа человеческих отношений превратилась в школу «поведенческих» наук, или бихевиористскую (от английского слова «behaviour» — поведение) школу. Наиболее крупными ее представителями былиР. Лайкерт, Д.Макгрегор, А. Маслоу. Они считали, что эффективность управления в фирме нужно повышать не методами налаживания межличностных отношений, а воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной сферы менеджмента — «управление персоналом».