Эволюция менеджмента как научной дисциплины




Менеджмент как наука и практика управления. Цели и задачи менеджмента

Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Авторы работ по научному управлению выдвинули следующие научные требования:

1)использование научного анализа для решения конкретных задач;

2)важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач;

3)необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.

В зарубежной практике управления сложились следующие концепции:

1. Научного управления. 2.Административного управления. 3.Управления с позиций психологии и человеческих отношений. 4.Управления с позиций науки о поведении. 5.адаптации 6.глобальной стратегии 7.целевой ориентации 8.рыночного управления.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации.

В определениях менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать эволюцию событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику организаций. Они служат опорой и при постановке задач, и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. получение и анализ информации;

2. выработка и принятие решений;

3. организация их выполнения;

4. контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;

5. вознаграждение или наказание исполнителей.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Ситуация на рынке постоянно меняется. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям.

Хозяйственное управление в целом решает следующие задачи:

- оперативная (тактическая) заключается:

· в обеспечении условий текущей деятельности;

· в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными элементами, между ней в целом и внешней средой;

· в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;

- стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

Эволюция менеджмента как научной дисциплины

Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в начале XX в. Основателем научного менедж­мента считается американский инженерФредерик Тейлор (Школа научного управления).

Он впервые определил менеджмент как «организацию производства», разработал принципы научного управле­ния, получившие название «тейлоризм». Ф. Тейлор сфор­мулировал эти принципы на основе эмпирического анали­за содержания трудовых операций, разработки стандарт­ных движений, устранения лишних. Это позволило увели­чить производительность труда, доходы фирмы и заработ­ную плату рабочих. Ф. Тейлор впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий фактор»; он придавал боль­шое значение материальному стимулированию в управле­нии людьми. Важнейшими принципами его концепции управ­ления являются организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность.

Организационно-технологический подход в менедж­менте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Выдающимся представителем менеджмента первой четверти XX в. был французский инженерАнри Файоль, основатель Административной школы управления и автор «теории администрации». Согласно этой теории дос­тижение эффективности производства возможно путем со­вершенствования не только рабочего места или цеха, а ор­ганизации (предприятия) в целом. К важнейшим принци­пам, т.е. основополагающим правилам управления, А. Файоль относил сочетание власти и ответственности, дисцип­лину, единство руководства, подчинение частных интере­сов общим, инициативу каждого, корпоративный дух и др, Именно А.Файоль разделил действия администрации на ряд операций, функций, к которым отнес планирование, организацию, мотивацию (стимулирование труда), коор­динацию и контроль. Он и представители административ­ной школы считали управление процессом осуществления взаимосвязанных функций, выделяли управление как осо­бый вид деятельности (менеджмент).

Известным представителем административной школы является Макс Вебер, автор теории рациональной бюрократии. Суть этой теории в том, что порядок и предсказуемость в деятельности организации могут быть достигнуты только при строгом следовании правилам, предписаниям и инструкциям.

В 30—50-е гг. XX в. получила распространение неоклас­сическая школа, или школа человеческих отношений, научно­го менеджмента, к представителям которой относились немецкий психологГ. Мюнстерберг, американцыМ. Фоллетт, Э. Мейо. Они считали, что центр тяжести в управле­нии нужно перенести на отношения между людьми в про­цессе производства. Управление изучалось ими с помо­щью методов психологии и социологии, т.е. наук о челове­ческом поведении. Согласно их теории, человек — глав­ный объект внимания, поэтому предлагалось производить отбор кандидатов на основе тестирования, проверки со­вместимости будущих работников друг с другом, склонно­сти к различным профессиям, а также использовать пси­хологическое воздействие для оптимизации их деятельно­сти.

В конце 50-х гг. школа человеческих отношений пре­вратилась в школу «поведенческих» наук, или бихевио­ристскую (от английского слова «behaviour» — поведе­ние) школу. Наиболее крупными ее представителями былиР. Лайкерт, Д.Макгрегор, А. Маслоу. Они считали, что эффективность управления в фирме нужно повы­шать не методами налаживания межличностных отноше­ний, а воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для отно­сительно самостоятельной сферы менеджмента — «управление персоналом».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: