УРОК БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА




УРОК БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

1. Образовательная: формировать у учащихся представление о Царстве Бактерии, многообразии бактерий, их распространении на Земле, особенностях строения и жизнедеятельности;

2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно- следственные связи);

3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, любознательности и интереса к изучению живой природы, на основе знаний о бактериях.

Планируемые результаты:

1. Предметные: учащиеся должны иметь представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий;

2. Метапредметные (универсальные учебные действия, УУД):

- познавательные: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника (смысловое чтение), структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: осуществлять целеполагание, планировать свою деятельность, соотносить план и совершенные операции, оценивать свои учебные достижения (рефлексия способов действий).

3. Личностные: сформированность учебной мотивации и познавательного интереса к изучению живых организмов.

Основные понятия: бактерии, сапротрофы, паразиты, споры.

Оборудование: учебник, презентация («Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий»), видеофрагмент «Деление клеток бактерий» (указывать ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Базовое содержание урока Деятельность учащихся Ценностный и творческий компоненты урока УУД
Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
         
I. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока - Загадка: «Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Столбняком и скарлатиной. Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог». - Вы догадались, о каких организмах идет речь? С чем нам предстоит познакомиться на уроке? Отгадываю загадку, делают предположения о теме урока. Определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь  
Создание мотивационной установки - Сегодня вы приступаете к изучению нового раздела. Откройте учебники на с. 51. Как называется раздел? Что мы узнаем при изучении этой большой темы? А чему научимся? Работают с учебником, называют основное содержание темы.   Познавательные УУД. Смыслообразова-ние, учебно-познавательная мотивация.
Формулирование цели урока - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. А помогут вам в этом слова-подсказки: - узнать… - научиться… - определить… - познакомиться с… - установить… - изучить… Используя слова-подсказки, формулируют цель деятельности Формулируют цель своей деятельности на уроке. Целеполагание (формулирование познавательной цели), планирование деятельности.
II. Процессуально-содержательный этап урока (Открытие нового знания)
         
Общая характеристика бактерии   - Что вы знаете о бактериях? - Как вы думаете, когда на Земле появились первые бактерии? Вспоминают, что они знают о бактериях.   Используют знания, полученные в курсе «Окружающий мир». Умение формулировать ответы на вопросы.
Формы бактериальных клеток - Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает «палочка». Как вы думаете, почему? - Формы клеток бактерий очень разнообразны. Рассмотрите рисунок на с. 52 учебника. Какими бывают бактерии? (демонстрация презентации) Отвечают на вопрос учителя.     Работают с рисунком учебника, называют изображенные на нем формы клеток бактерий.   Умение формулировать ответы на вопросы.   Умение работать с рисунком.  
Строение клеток бактерий ЭТО ДЛЯ ДЕТЕЙ НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - Вы знаете, что все живое состоит из клеток. Какие основные части есть у каждой живой клетки? - Рассмотрите рисунок на с. 53. Подумайте, какова главная особенность строения клеток бактерий? Что отсутствует в бактериальной клетке? (демонстрация таблицы) - Сделайте в тетради рисунок бактериальной клетки. Отвечают на вопрос (называют оболочку, цитоплазму и ядро).   Работают с рисунком учебника, называют главную особенность строения бактерий (отсутствие ядра).   Делают рисунок бактериальной клетки.     Выполняют в тетради рисунок. Умение формулировать ответы на вопросы. Работа с рисунком (анализ рисунка)    
Особенности жизнедеятельности бактерий (питание, размножение, спорообразование) ЭТО ДЛЯ ДЕТЕЙ НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - Ребята, посмотрите на слайд «Строение клеток растений и бактерии». Чем отличаются эти клетки по строению? Что такое хлоропласты? Какова их функция? Есть ли хлоропласты у бактерий? Предположите, как питаются бактерии. - А как происходит размножение у бактерий? (демонстрация видеофрагмента) - Зачем перед началом деления в клетке удваивается наследственный материал? - Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? Откройте с. 54 и прочтите последний абзац. Что такое спора? Отвечают на вопросы учителя. Делают предположения о способе питания бактерий.   Знакомятся с видеофрагментом, отвечают на вопрос учителя.     Индивидуально работают с текстом учебника.     Умение формулировать ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.   Работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации. Формулируют ответы на вопросы.
III. Этап закрепления материала
Первичное закрепление материала - Какова главная особенность строения клеток бактерий? - Назовите формы бактериальных клеток. - Кто такие сапротрофы и паразиты? - Как размножаются бактерии? - Что происходит с бактериальной клеткой при наступлении неблагоприятных условий? Отвечают на вопросы.   Систематизация информации.
Решение биологических задач - Подумайте: 1. Бактерии встречаются повсюду. А почему воздух является неблагоприятной средой для их жизни? 2. Рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил художник, когда рисовал клетку бактерии?     3. Под каким номером расположена бактериальная клетка (картинки клеток). Почему Вы так думаете? Решают биологические задачи. Используют полученные знания в новой ситуации. Анализ, синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи.
IV. Рефлексивный этап урока
Рефлексия - Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Ребята, удалось ли нам достигнуть цели нашего урока? - Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале и поставьте оценку. Оценивают свою работу на уроке. Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Самооценка на основе критерия успешности.
V. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание - Прочитайте учебник (§11), сделайте рисунок бактериальной клетки, в рабочей тетради выполните задания № 40-44, письменно ответьте на вопрос под знаком «Подумайте» на с. 55 учебника. Формулируют уточняющие вопросы учителю, записывают домашнее задание в дневники.    
Дополнительное задание (по желанию учащегося) - Подготовьте небольшое сообщение или презентацию (не более 5 слайдов) на одну из тем: «Роль бактерий в природе», «Роль бактерий в жизни человека». Формулируют уточняющие вопросы учителю, записывают домашнее задание в дневники. Работают с различными источниками информации, составляют сообщение (презентацию). Поиск необходимой информации, работа с различными источниками информации.
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: