VI. Знакомство с текстом.




Урок литературного чтения. 25.05.2020г.

Тема урока: С. Лагерлёф «Святая ночь».

Цель урока: формируемые УУД

Познавательные: познакомить учащихся с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

. Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с текстом

- С чем познакомились на прошлом уроке?

(Со сказаниями про Моисея)

- Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.

- Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?

- Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?

2. Лексическая работа.

- Назовите одним словом:

· статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);

· законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;

· плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);

· крупу, упавшую с неба (манна).

III. Подготовка к восприятию.

- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции - Стокгольма.

Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. Послушайте о жизни и творчестве этой писательницы.

Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».

Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.

Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.

IV. Тема урока.

- Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.

– Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

- Что мы будем учиться делать на уроке?

(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).

V. Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.

Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.

Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.

Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.

Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.

Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.

VI. Знакомство с текстом.

Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.

VII. Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).

(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)

1ч. «Когда мне было…» до слов «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».

- Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.

- От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

- Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

- Придумайте синоним к слову чудесный.

(Прекрасный, замечательный).

- Что обозначает слово легенда?

(Недостоверное повествование о фактах реальной действительности)

- Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?

(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).

- Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?

- Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

- Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.

(Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»

- Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)

- Как вы думаете, зачем она это делала?

(Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)

- Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни).

- Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)

- Как озаглавим 1 ч.?

(Воспоминания о бабушке.)

- У меня такое же название. Запишите.

- Итак. Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

- Читаем 2 ч. по цепочке.

2 ч. «Но пока мы сидели…»

- О чем узнали из этой части?

(У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).

- Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?

(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).

- Как вы понимаете слово хижина?

(Примитивное жилище для человека или строение для животных.

- Придумайте синонимы к слову младенец.

(Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).

- Как озаглавим 2 ч.?

(Человек ищет огонь)

- Запишите.

- Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?

- Читаем 3 ч. по цепочке.

3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»

- Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?

(Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).

- Какими словами можно охарактеризовать пастуха?

(Злой, жестокий, жадный).

- Как понимаете слово головней?

(Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).

- Что такое хворост?

(Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).

- Как озаглавим 3 ч.?

(Жестокий пастух).

- Запишите.

- О чем речь пойдет в 4 ч.?

- Читаем 4 ч. по цепочке.

4 ч. «Но тот наклонился…»

- Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?

(Собаки, овцы, копье, горящие угли.)

- Что с ними происходило всякий раз?

(Они отступали).

- Как озаглавим 4 ч.?

(Опасности отступают).

- Запишите.

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 5 ч. самостоятельно?

5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»

- О чем узнали из 5 ч.?

(Пастух увидел младенца в пещере).

- Как вы понимаете слово обиталище?

(Жилище – устаревшее слово).

- Как озаглавим 5 ч.?

(Младенец в горной пещере).

- Запишите.

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 6 ч. самостоятельно?

6 ч. «Пастух подумал, что …»

- Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.

Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?

(Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).

- Что такое овчина?

(Овечья шкура).

- Как озаглавим 6 ч.?

(Милосердие пастуха).

- Запишите.

- Читаем 7 ч. по цепочке?

7 ч. «Он увидел, что …»

- Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.

(«Он увидел, что вокруг него…»).

-Как понимаете слово ликование?

(Радость)

- Почему же в природе все так радовалось?

(Родился Иисус Христос).

- Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).

- Как озаглавим 7 ч.?

(Спаситель).

- Запишите.

Читаем весь план.

План.

1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

6. Младенец в горной пещере.

7. Милосердие пастуха.

8. Спаситель.

 

- Что вас особенно поразило в произведении?

- Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).

VIII. Итог. Рефлексия.

- Продолжите одно из предложений:

Сегодня мне удалось…

На уроке было интересно…

Это произведение помогло мне понять…

Я узнал новое…

Я научился…

IX. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75

2. Пересказ текста по составленному плану.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: