Продолжаю считать важным создание корпоративной культуры




В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано, что он «направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Согласно ФГОС предметные результаты изучения предметной области "Филология" (Иностранный язык. Второй иностранный язык) должны отражать слежующее:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

17 мая 2018 года опубликовано письмо Министерства образования и науки РФ N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка в соответствии с ФГОС, в котором департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России сообщает нижеследующее:

«Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")».

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов. В соответствии с этим документом изучение "Второго иностранного языка" предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Письмо дополнительно информирует о том, что «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками».

Согласно нормативным документам, со следующего учебного года во всех Российских школах в целом и в Брянской области в частности вводится второй иностранный язык. Трудности данного нововведения не коснутся нашего учебного заведения, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2» города Брянска.

Мы рассматриваем данное нововведение не как попытку включить преподавание в образовательной организации еще одного предмета, еще одного иностранного языка, если смотреть, на вопрос узко, и не только как на реализацию федерального государственного образовательного стандарта, который нацелен на формирование индивидуальности, если смотреть на вопрос шире, а как на предоставление каждому ребенку уникальной возможности овладения универсальным средством общения, и возможности когнитивного развития, что поможет грамотно и своевременно выстроить индивидуальную образовательную траекторию личности, максимально удовлетворяя индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Поэтому мы считаем заявленную конкурсную тему крайне актуальной.

В нашей образовательной организации мы специализируемся на изучении и преподавании иностранных языков: английского, немецкого и французского. Немецкий и французский языки преподаются как второй иностранный язык более 25 лет. Изучение второго иностранного языка начинают с 5-го класса. Учителя кафедры - высококвалифицированные педагоги первой и высшей квалификационной категории. На базе МБОУ «Гимназия №2» проводятся городские и областные семинары. Учителя немецкого и французского языков сотрудничают с Городским информационно-методическим центром, Брянским институтом повышения квалификации работников образования, Гете Институтом, Брянским государственным университетом имени академика И.Г. Петровского. Педагоги-новаторы обобщают материал на школьном, муниципальном и областном, международном уровне, дают мастер-классы и открытые уроки. Например, в этом учебном году в рамках работы стажировочной площадки учитель французского языка, Кривошеева Елена Олеговна, дала урок и мастер-класс по теме «Методика подготовки обучающихся к выполнению заданий ОГЭ на уроках французского языка» для учителей французского языка города Брянска, а учителя английского языка, Афанасьева Лариса Николаевна и Терешок Татьяна Владимировна дали мастер-классы по теме «Преподавание английского языка как второго иностранного».

Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях. Хочется отметить, что при определенном подходе, даже имея меньшее количество часов, отведенных на второй иностранный язык по сравнению с первым, можно обеспечить участие школьников в мероприятиях и конкурсах разных уровней. Особой гордостью является победа Артёма Костюка, который выиграл главный приз – год обучения в Германии – в конкурсе среди изучающих немецкий язык как второй иностранный, проводимом Немецким Культурным центром имени Гёте и Фондом AFS (учителя – Казакова Н.В., Плотникова А.В.).

Несколько выпускников, получив высшее педагогическое, лингвистическое, экономическое образование в государственных ВУЗах Москвы продолжили обучение в магистратуре немецких университетов.

Ежегодно проходит немало интересных встреч с представителями стран ближнего и дальнего зарубежья. Наши учащиеся посещают страны изучаемого языка. Мы сотрудничаем с белорусскими коллегами школы №49 города Гомеля. В марте 2016 года наша гимназия принимала учащихся города Гифхорн (Германия) в рамках школьного обмена.

Особое внимание уделяем проблеме качества знаний учащихся по иностранному языку. Регулярно мы проводим контроль знаний учащихся по всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, письму и аудированию. По итогам года качество знаний учащихся за последние пять лет стабильно высокое.

Я работаю в должности заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курируя данное направление, сравнительно недавно. Я благодарна своим коллегам-предшественникам. Результат многолетней работы налицо. Благодаря их опыту и профессионализму сформирован имидж образовательной организации, в которой изучению и преподаванию иностранного языка отводится особое место. Выстроена стройная система преподавания, многолетнего плодотворного сотрудничества, реализуется взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Инновационные процессы в современном общем образовании требуют оптимизации управленческой деятельности в условиях постоянного развития школьной образовательной системы. В качестве наиболее эффективных средств оптимизации управления сегодня признаны управленческие технологии. Очень ценными считаю использование эффективных технологий управления. В своей деятельности я акцентирую внимание на:

· технологии введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы;

· технологии управления инновационным проектом;

· технологии анализа опыта, проблем и ресурсов школы;

· технологии коллективного планирования (технология «Стрела»);

· технологии долгосрочного развития базовой инновационной идеи;

· технологии поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

· технологии управленческого моделирования.

Анализ результатов внедрения управленческих технологий в инновационную практику показал, что:

· использование специальных управленческих технологий позволяет значительно повысить эффективность решения управленческих задач в условиях школы, развивающейся на основе инноваций;
необходимой предпосылкой технологизации внутришкольного управления является наличие в управленческой деятельности воспроизводимой взаимосвязи цели и результата;

· собственно технологизация начинается с формирования обобщённой (идеальной) системы, отражающей процесс управленческого взаимодействия по реализации целей и результата, помогающей осмысливать весь процесс или его существенные части (содержание и организацию, основные этапы, сопроцессы и т.п.);

· в дальнейшем система управленческой деятельности конкретизируется посредством чётко установленной последовательности управленческих действий;

· процесс формирования управленческой технологии завершается оптимизацией управления в способах и средствах осуществления управленческих действий и операций.

На пропедевтическом этапе изучаю нормативно-правовую базу, передовой опыт, ставлю цели и задачи, принимаю решения о проведении системы лекториев, классных часов, виртуальных экскурсий, встреч, с целью мотивации младших школьников, планирую внеклассную работу, административный контроль. На организационном этапе формирую группы учащихся, делаю тарификацию, оптимизирую тарификацию и расписание, анализирую аудиторный фонд, организую проведение профориентационной работы, определяем формы и принципы контроля и доводим эту информацию до сведения всех участников образовательного процесса. На этапе реализации осуществляю методическое сопровождение преподавания, обмен опытом среди учителей первого и второго иностранного языков нашей образовательной организации, организую взаимопосещение, обеспечиваю участие в конкурсах, мастер-классах, работе семинаров. На этапе контроля и коррекции посещаю уроки иностранного языка, разрабатываю систему критериев оценки качества знаний учащихся по иностранным языкам внутри образовательной организации, провожу административный контроль с последующим анализом результатов, контролирую выполнение программы отслеживаю индивидуальную образовательную траекторию мотивированных/немотивированных учащихся

Мною усовершенствована система контроля, которая подтвердила на практике свою эффективность. Данный опыт обобщался на муниципальном и региональном уровне. Разработан так называемый кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 2-7 классов для проведения лексико-грамматического тестирования по английскому языку. В последующем мы перенесем данный опыт и на второй иностранный язык.

Продолжаю считать важным создание корпоративной культуры

Вопросы, с которыми приходится работать администрации нашей образовательной организации:

· мотивация учащихся (при выборе и изучении языка) и родителей (выбор и контроль)

· согласование расписания,

· обеспечение оптимальной наполняемости учебных групп,

· обеспечение учебниками и учебными пособиями,

· организация внеурочной и проектной деятельности по второму иностранному языку

Администрация гимназии осуществляет информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности. Мы проводим мастер-классы, обобщающие семинары, ведем педагогические мастерские и практикуем наставничество. Выстроили четкую, эффективную систему контроля. Разработали рабочие программы по второму (немецкий, французский) иностранному языку с учетом актуальных требований ФГОС. Систематически реализуем повышение квалификации учителей иностранного языка с целью совершенствования технологий преподавания. Поощряем и продвигаем включение учителей гимназии в рабочие и экспертные группы (НИКО и ГИА). Ряд учителей гимназии, преподающих иностранные языки являются лекторами Брянского института повышения квалификации работников образования. Мы способствуем формированию открытой образовательной среды за счет создания профессиональных и межличностных контактов с представителями образовательной среды даже на международном уровне.

Образовательная организация – это среда и инструмент для подготовки подрастающего поколения к решению жизненно важных вопросов. Важно подготовить компетентного, конкурентноспособного выпускника, способного сознательно выбирать профессиональный путь, иметь современные жизненные установки и ценности. В современном мире успешность достигается высоким уровнем компетентности, готовностью, и способностью впитывать и усваивать международный опыт. Современные технологии позволяют реализовывать это в сети Интернет: смотреть вебинары и видеоблоги, принимать участие в работе конференций и симпозиумов, обмениваться опытом, готовиться к прохождению международной сертификации. Все это требует хорошего уровня владения иностранным языком. Наши выпускники, хоть и не массово, но все же выбирают ГИА по второму иностранному языку, понимая, что высокий результат дает хорошую стартовую площадку для успешного профессионального становления. Они получают разнообразные специальности в высших учебных заведениях страны, мира и в дальнейшем работают в IT, финансовых, медицинских компаниях, огромных корпорациях (City Bank, Boing), выбрав индивидуальную траекторию развития со своим собственным вектором.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся. Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение учащегося. Структура индивидуального образовательного маршрута включает целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический, результативный компоненты.

В образовательной системе мы работаем в поле, определяемом федеральным государственным образовательным стандартом. Традиционно под индивидуальной образовательной траекторией можно понимать определенную последовательность компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Из имеющейся на сегодняшний день практики и педагогической теории мы должны акцентировать внимание на том, что индивидуальная образовательная траектория может реализоваться на разных уровнях.

Индивидуальная траектория развития предполагает учет основных мотивов, способностей и возможностей отдельного обучающегося. Участники этого процесса – социум, школа, семья, сам ребенок. Задача грамотного управленца - организация взаимодействия всех участников образовательного процесса с максимально возможным учетом их интересов.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя равноправным субъектом принятия решения. Что может проявляться как в том, что он участвует в обсуждении, выражает свое мнение и пожелания. Важно доступно объяснить правила и ценность принятия того или иного решения.

Поскольку образовательная организация в образовательном процессе выступает как основной организатор и разработчик образовательного пространства, то следует учесть, что важнейшей задачей всех представителей педагогического коллектива (от учителя до директора) является постоянное, методичное, понятное и подробное разъяснение всех нюансов реализации индивидуальной образовательной траектории и семье, и каждому обучающемуся. И именно в сотрудничестве всех участников образовательного процесса принимается решение о содержании и характере индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Как представители конкретного образовательного учреждения, мы несем ответственность за результаты принятых нами технологий деятельности постоянно помня об обязательности исполнения ФГОС, соблюдения законодательства и подзаконных актов, регулирующих образовательную деятельность в Российской Федерации. Поэтому, свобода педагогического творчества должна реализоваться с учетом рамок, обозначающих поле возможностей, специфических для каждого образовательного учреждения. (материальная база, организационные условия, специфика контингента и т.п.)

Таким образом, проанализировав различные факторы реализации индивидуальной образовательной траектории, утверждаем мысль о том, что это возможно сделать в рамках ФГОС на различных уровнях:

Микро уровень – реализация индивидуальных возможностей освоения знаний, умений, навыков в рамках отдельного урока, учебной темы, отдельной учебной дисциплины.

Мезо уровень – обеспечение реализации достижения индивидуальных целей отдельным учащимся в отдельных образовательных направлениях (индивидуальный темп и глубина овладения)

Макро уровень – создание уникальной программы образования и развития для отдельного ученика с возможным временным отклонением от основной образовательной программы при обеспечении реализации ФГОС в итоге.

Мы стремимся видеть выпускника компетентным, эффективным, здоровым, успешным, счастливым, умеющим найти свое место в жизни. Поэтому целесообразно делать его путь все более осознанным, научить оценивать различные ресурсы и условия, делать выбор, принимать решения, нести за него ответственность, при необходимости корректировать свои действия, не бояться.

Рассматривая проблему индивидуальной образовательной траектории учащегося, мы исходим из фундаментальных позиций классической теории деятельности, разработанной ведущими отечественными учеными Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Артуром Владимировичем Петровским, Василием Васильевичем Давыдовым, Андреем Викторовичем Хуторским.

Такие результаты достигаются следующим образом: поддержка творческих начинаний, помощь при включении в работу, поощрение достижений, аккумулирование опыта и организация мероприятий по обмену опытом, актуализация успешной практики и распространение опыта в качестве примеров, мотивация всех сторон учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, учащихся.

Представители разных уровней власти и разных сфер деятельности в последние годы все чаще обращают внимание на значение изучения иностранных языков в жизни человека. В частности, Президенту Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину, во время ежегодной пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире 17 декабря 2015 года, среди множества вопросов был задан и вопрос о перспективах изучения иностранных языков в России. Журналисты получили следующий ответ: «Что касается иностранных языков, Россия – открытая страна, и английский язык, безусловно, является наиболее универсальным с точки зрения его применения в бизнесе, в гуманитарной сфере, в дипломатических отношениях. В дипломатических он такой же универсальный, как когда-то был французский язык, сегодня это, безусловно, английский. И мы поддерживаем изучение иностранных языков и в школах, в высших учебных заведениях. Мы продолжаем программы подготовки наших специалистов не только на территории Российской Федерации, но и за границей и будем это дальше делать. Надеюсь, что и мои коллеги в министерствах, в ведомствах, в регионах будут прикладывать к этому определённые усилия.

Изучение иностранных языков – это самая лучшая гимнастика для ума, что очень полезно с точки зрения поддержания своих интеллектуальных возможностей», а также это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами. Как сказал Вольтер: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления. Таким образом, соотношение языка и мышления существенно: они находятся в единстве и оказывают взаимное влияние друг на друга. Но это единство, а не тождество. Мышление согласно Сергею Леонидовичу Рубинштейну – процесс обобщенного и опосредствованного речью отражения действительности.

Существует гипотеза лингвистической относительности, предполагающая, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Лингвистическая относительность широко известна как гипотеза Сепира — Уорфа. Выделяют две формулировки этой гипотезы. Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории. Мягкая версия: наряду с лингвистическими категориями мышление формируют влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.

Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. Определяя стратегическую цель школьного образования, необходимо ответить на вопросы: какие качества, знания и умения должны быть сформированы у школьника, чтобы он мог «комфортно существовать» в быстро изменяющемся мире сегодня и завтра. В Законе «Об образовании» зафиксировано, что основной вектор школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся «адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальных культур. Отсюда следует, что у обучаемых должна быть сформирована способность воспринимать и понимать эту культуру (в широком смысле), интерпретировать и усваивать ее, то есть взаимодействовать с окружающим его миром. Иными словами, можно утверждать, что на стратегическом уровне целеполагания стоит вопрос о развитии языковой личности обучаемого как «глубоко национального феномена», основные элементы которой выстраиваются в строгую систему, в какой-то степени отражающую картину мира. Данная категория объединяет все учебные дисциплины. Ее интегративная сущность объясняется тем, что проблема формирования в обучаемом черт языковой личности затрагивает сферу социальных отношений и деятельности человека.

Выдвижение языковой личности в качестве стратегического ориентира школьной образовательной политики продиктовано как самой сущностью данного феномена, так и статусом речевого развития личности как основы любого образования. Когнитивные аспекты функционирования личности, интеллект человека проявляются в языке. Языковая личность складывается из способностей человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром. Языковая личность — универсальная, общепедагогическая категория, имеющая выход на такие качества личности индивидуума, как раскрепощенность, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению (социальное взаимодействие), включаться в современные мировые процессы развития цивилизации, совершенствовать человеческое общество. В этом смысле данная категория, обладая интегративным качеством, объединяет все учебные предметы и должна стать объектом формирования на уровне всех учебных дисциплин в любом типе учебного заведения.

Нам представляется необходимым понимать задачи обучения иностранному языку более широко, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением. В поле зрения должны находиться также другие важные задачи, связанные с овладением знаниями о языке и — через язык — культурой соответствующего народа. Нацеленность исключительно на усвоение учащимися практических навыков и умений не позволяет учесть многообразия возможных мотиваций школьников в изучении предмета. Ведь хорошо известно, что не для всех учащихся коммуникативная мотивация является основным двигателем в овладении иностранным языком. Для одних может быть это стремление ученика углубить сферу своей познавательной деятельности, для других существенна красота звучания самого языка, а для третьих — любовь и интерес к культуре другой страны.

Мы имеем уникальный опыт, которым готовы поделиться. Грамотно организуя административную работу, максимально реализуем цели обучения иностранным языкам: развиваем интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы, творческие способности, толерантность, способность понимать иной способ поведения, способность видеть общность и различия в культурах, готовность к социальному взаимодействию и практическому использованию иностранного языка, понимая свою миссию. Мы многого достигли, наши результаты говорят сами за себя. Продуктивная работа обеспечена за счет создания стройной системы управленческих решений и формирования в гимназии профессиональной культуры сотрудничества. Управленец организует и курирует работу, проводит диагностику, корректирует, осуществляет медиацию.

Важно подчеркнуть, что мы не готовим лингвистов, мы готовим к жизни выпускников с фундаментальными знаниями, так как знание иностранных языков дает возможность быть востребованным. В нашей деятельности иностранный язык – универсальный инструмент познания, дающий возможность коммуникации, дальнейшего самосовершенствования и возможности для учащихся реализации своей уникальной траектории развития. А управленческие решения – механизм реализации поставленных задач и ключ к высокому уровню достижений всех участников учебно-воспитательного процесса в нашей образовательной организации. Считаем своевременным и выверенным постановление о внедрении второго иностранного языка на ступени основного общего образования. Надеемся, что наш опыт, который мы готовы транслировать, будет востребован и полезен в образовательном сообществе.

На заседании попечительского совета МГУ, 23 января 2019 года президент сказал: «Нам нужны открытия, разработки, готовые продукты в областях, которые являются для нас приоритетными, и кадры, способные создавать прорывные решения». Именно для формирования таких кадров как драйвера развития мы готовы предложить ряд положений, сложившийся в нашем опыте в развивающуюся систему управления процессом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: