Основной вопрос онтологии — это вопрос характеристики количественной и качественной организации субстанционального основания.




Тема № 9. Онтология.

Учебные вопросы: 1. Онтология – общая характеристика.

Формы бытия.

Материальное бытие.

Учебный вопрос № 1:

Онтология – термин, образовавшееся в результате слияния двух слов древнегреческого языка «онтос» - существующее и «логос» - знание, на русский язык, понятие «онтология» переводится как знание о существующем. При этом философия как дисциплина, ориентированная на постижение реальности в её действительных параметрах, стремится к освоению существующего в его сущности. Существовать значит иметь место быть включенным в систему реальной действительности, иметь отношение к объектам, взаимодействовать с ними и оставлять следы этого взаимодействия. Основным понятием онтологии является понятие «бытие». Бытие – это фундаментальная философская категория, в которой в самом общем виде отражается феномен существования. В широком смысле слова бытие, это всеохватывающая реальность, под которой понимается действительно существующий мир, данный человеку в его ощущениях, представлениях, знаниях как совокупность физических, духовных и социальных явлений, во всем многообразии их свойств, качеств, связей и проявлений. Условно можно выделить три основных подхода к осмыслению феномена «мира» в философии: объективистский или реалистический, в рамках которого под «миром» понимается совокупность всего сущего (редукция мира к реальности), конструктивистский (редукция мира к так или иначе понимаемой «картине мира»), и собственно, экзистенциально-феноменологический («бытие-в-мире» или ощущение мира)

Становление философии как дисциплинарно организованной науки начиналось именно с осмысления проблемы бытия. Вопрос – что представляет собой истинное бытие, волновал думающих людей на протяжении всей истории философии, от древнегреческих наивных материалистов до экзистенциалистов 20в.

Онтология – это раздел философского знания, занимающийся проблемой определения сущностных оснований бытия. Объектом исследования онтологии является бытие, а предметную сферу составляют всеобщие принципы существования как такового. Онтологические учения известных философских направлений и школ исходят из гипотезы о наличии некой универсальной основы всего существующего. Конкретные явления бытия и мир в целом являются проявлением этой основы, которую в философии принято называть субстанцией. Субстанция – это самостоятельная сущность, безусловная причина всего существующего не нуждается для своего существования не ни в чем кроме самой себя.

Основной вопрос онтологии — это вопрос характеристики количественной и качественной организации субстанционального основания.

Философы, которые полагают, что в основе системного единства мира находится одна субстанция, например материя или идея называются монистами. К ним причисляют Г.Ф. Гегеля, К. Маркса и др.

Философов, считающих, что существующий мир является результатом взаимодействия двух субстанциональных оснований (материя и идея), называют дуалистами. Ярким представителем этого направления является Р. Декарт.

Философы, придерживающиеся мнения, что мир есть проявление активности множества разнокачественных субстанций, называются плюралистами. Наиболее известным из них является Г. Лейбниц.

Обобщая представление о бытии основных философских направлений, мы можем сделать вывод, что бытие – это выражение универсальной основы действительности, форма воплощения субстанции в существующее.

Свойства и качества бытия обуславливают место человека в мире. Человек предстает либо как существо, которого полностью зависимое от субстанциональных оснований, либо как существо, способное в той или иной степени самостоятельно творить историю своего бытия.

Учебный вопрос № 2:

Бытие, это всегда нечто, что-то, то, что имеет место быть. Это человек, его мысли и телесная организация, это окружающая его естественная природа и продукты культуры, орудия труда и объекты их применения, это общественные и государственные институты, научные теории и обывательские мнения, это все то про, что мы можем сказать, что оно сейчас существует в действительности.

Выделяют три вида бытия: материальное, идеальное, социальное.

а) материальное бытиеэто существование явлений действительности, обладающих физическими параметрами, такими как вес, масса, объем, плотность, протяженность;

б) идеальное бытие – мир идей, образов, эмоций, психических состояний, мир сознания человека. Идеи, мысли и эмоции не постоянны и изменчивы, они лишены вещественности. В этой связи закономерен вопрос, реальны ли они? Объективный мир существует в сознании человека как совокупность образов – идеальных форм, отражающих внешние зрительно воспринимаемые стороны объективно существующих предметов. Наличие этих образов в сознании человека неоспоримый факт. Мы имеем возможность, убедится в этом, если обратим свое внимание на содержание нашего размышления об окружающем мире. Так же бесспорно, что при помощи «чистой» мысли, нельзя совершить каких бы изменений объективной реальности, воздействовать на нее непосредственно. Но мысли и желания способны заставить человека изменить себя, пробудить в нем потребность к деятельности по изменению окружающей действительности. Сама деятельность и ее результаты отражаются как на состоянии объектов материального бытия, так и на содержании сознания человека.

Таким образом, реальное существование идеальных феноменов имеет место быть и они не менее значимы, чем явления составляющие мир материальных объектов.

в) социальное бытие – включает в свою сферу все стороны общественной жизни человека. В объеме понятия «социальное бытие» обобщается совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это производство материальных и духовных ценностей и отношения между людьми в процессе их производства, юридические и личные отношения, государственная организация и объединения людей по интересам, преступление и наказание, спорт и политика и многое другое, что подразумевает участие коллектива или является следствием этого участия. Человек существо изначально предназначенное жить в обществе.

Категорией противоположной бытию является небытие. Если бытие это нечто, то небытие – это ничто, абсолютное отсутствие чего бы то ни было. Вопрос о реальности небытия, имеет давнюю историю еще Параменид, утверждал, что небытие невозможно, так как в действительности существует только то, что имеет место быть на самом деле. Оппонентом этой точки зрения являлся Демокрит, который считал, что небытие реально существует в виде пустоты. Действительно, небытие вообще, невозможно не только ощутить, но даже представить, однако отсутствие у конкретного предмета конкретного свойства или качества вполне ощутимо. Так насколько же реально небытие? Противоположные точки зрения одинаково убедительны.

Проблему отношения бытия и небытия, возможно, разрешить следующим образом, небытия вообще не существует, любые наши попытки представить его себе обречены не неудачу, так как мы можем представить себе либо лишь то, что есть в реальности, либо фантастическое сочетание реально существующего. Вместе с тем отсутствие конкретного события, предмета или его свойства для нас так же реально, следовательно, небытие конкретных явлений так же реально как реально их бытие вообще. Таким образом, небытие не есть отрицание бытия вообще, а представляет собой отрицание его конкретной формы

Предметы и явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и перейти в небытие. Любой феномен бытия отсутствующий сейчас может появиться в будущем. Бытие и небытие, являясь противоположностями, взаимообуславливают друг друга и не существуют друг без друга. Наличие или отсутствие у предмета тех или иных качеств подразумевает отсутствие или наличие у этого же предмета в это же время, противоположных качеств. Иными словами любое явление одновременно содержит в себе то, что есть и того, что в этом явлении отсутствует. Таким образом, бытие и небытие как философские категории имеют смысл лишь по отношению друг другу и в неразрывном единстве друг с другом, в котором качественные изменения состояния материальных объектов.

Учебный вопрос № 3:

Бытие конкретно проявляется в материи. Материальное бытие наиболее распространенная форма бытия. Материя основная философская категория, выражающая предельно широкое понимание объективного мира. В объеме этого понятия обобщается все многообразие предметов, явлений и процессов действительности, при этом понятие «материя» применимо к пониманию объективной реальности исключительно как к системной целостности и абсолютно неприменимо к отдельным предметам и их свойствам, можно говорить о принадлежности стола к миру материальных объектов, но сказать о нем, что он сделан из материи нельзя.

Категория «материя» по-разному трактовалась в различных философских направлениях.

Идеалистическая философия характеризуют материю как производное от идеи, вторичное основание бытия. Существование материи либо изначально определялось идеальным началом, либо идея предает активность вечной, но пассивной материи, либо существование материи вообще отрицалось. В любом случае в идеалистических учениях материя лишается объективности

Материалистическое направление философии исходит из признания материи в качестве субстанциональной основы мира, первопричины всех реально существующих феноменов бытия, включая и идеально-духовные образования. Важнейшим свойством материи считается движение, а бытие материального мира признается объективным и самодостаточным. Слабым местом материализма долгое время оставался вопрос о происхождении материи. В настоящее время решение этой проблемы предлагается в рамках теории «Большого взрыва».

Наиболее известным определением материи в истории отечественной философии, является дефиниция этого понятия, данная В.И. Лениным. Согласно его интерпретации материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них. В структуре этого определения выделяют онтологическую (материя существует объективно – независимо от сознания) и гносеологическую (материя познается через ощущения) стороны.

В истории философии очевидно представляется возможным выделение 3 – х главных взглядов на определение сущности материи. А) субстратный подход согласно которому материя в сущности представляет собой некий универсальный материал изкоторого построен весь мир. Подобную трактовку культивируют античные натурфилософы милетской школы, китайские философы и др.

Б) атрибутивный взгляд на природу материи лоббировался Т.Гобссом и Р.Декартом утверждавшим, что сущность объекта обладающего исчисляемыми параметрами заключается в его неотъемлемом свойстве – атрибуте. В частности в протяжённости. Материальность означает способность тела занимать определённое место в пространстве и возможность его исследования эмпирическими методами. А именно измерение, сравнение, наблюдение.

В) феноменальный подход – предложил П. Гольбах определивший материальность как способность вызывать ощущения при взаимодействии с ними.

Безусловной заслугой философии перед научным знанием является определение понятия «материя», ни одна частноотрасевая дисциплина не в состоянии выработать законченное определение основному понятию теоретической науки. Только философия, рассматривающая мир во всем его многообразии и бесконечности, неограниченная ни какими предметными рамками способна сформулировать и исчерпывающе обосновать важнейшее понятие современной науки, без которого невозможно представить целостную научную картину мира.

Контрольные вопросы.

1. Что такое бытие?

2. Основной вопрос онтологии?

3. Субстанция это…?

4. Что такое идеальное бытие?

5. Что такое небытие?

6. Что такое материя?

Тесты.

1. Онтология - это:

А) теория познания; Б) учение о бытии; В) учение об обществе; В) тип ирационалистического мировоззрения.

2. В каком суждении дано более полное определение бытия:А) бытие – это весь материальный мир; Б) бытие – это вся бесконечная вселенная; В) бытие – это все формы психической деятельности; Г) бытие – это все то, что существует.

 

Литература для самоподготовки:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2001. – 599 с.

2.Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004. – 735.

 

Список дополнительной литературы:

1.Алексеев П.В. Понятие материи // Философские науки. 1990. № 12.

2.Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

3.Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

4.Кузин А.В. Духовное начало во Вселенной// Вопросы философии.1988.№8.

5.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 519с.

6.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560c.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: