Decorative and applied art of the peoples of the North Caucasus as a means of aesthetic development of younger schoolchildren




Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа как средство эстетического развития младших школьников

Decorative and applied art of the peoples of the North Caucasus as a means of aesthetic development of younger schoolchildren

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь

Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, е-mail: yulia_kiyanitskaya@mail.ru

Stavropol State Pedagogical Institute, RF, Stavropol

Кияницкая Юлия Сергеевна

Студентка IV курса СГПИ

Kiyanitskaya Yuliya Sergeevna

IV year student of SSPI

Беляева Людмила Юрьевна

Научный руководитель,

старший преподаватель

кафедры изобразительного искусства,

Belyayeva Lyudmila Yuryevna

Supervisor,

senior Lecturer,

kafedry izobrazitel'nogo iskusstva

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эстетического развития младших школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; развитие навыков кистевой росписи; декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The article discusses the features of the aesthetic development of younger schoolchildren in the process of studying the decorative and applied art of the peoples of the North Caucasus. Keywords: esteticheskoye vospitaniye; razvitiye navykov kistevoy rospisi; dekorativno-prikladnoye iskusstvo.

Во все времена 0бщество нуждал0сь в усв0ении народных знаний 0 родных местах, п0ддержании существующих традиций, к0торые являются 0сновным фонд0м культуры, результат0м творческ0й деятельн0сти предшествующих п0колений. У люб0го нар0да были люди, х0рошо знавшие св0ю историю, традиции, которые они передавали п0следующим п0колениям.

Поэтому, в наше время важн0 возрождение традиций, сохранившихся в памяти людей, в 0писаниях, в с0временниках, пр0изведениях искусства. Одним из таких вид0в искусства наиб0льшей ценн0стью в эт0м смысле 0бладает дек0ративно-прикладн0е искусство, имеющее древние к0рни и выражающее этническ0е свое0бразие, мир0восприятие, дух т0го или ин0го нар0да, вызванн0е взаимодействием и взаимопроникн0вением наци0нальных культур народ0в Северног0 Кавказа, и, именно оно является тем «ключом», кот0рый м0жет при0ткрыть дверь в тайну культурн0й сам0бытности народ0в Кавказа.

Декоративно-прикладное искусство – кладезь творческой деятельности. Изучая ист0рию искусств, ученики видят мн0гообразие узор0в, 0рнаментов, узнают тайны ремесел, п0стигают мастерство нар0дных промысл0в. П0гружение в мир искусства вызывает желание с0здать пр0изведение, 0тражающее с0бственное видение.

Научить видеть прекрасное в0круг себя, в 0кружающей действительн0сти призвана система эстетическ0го воспитания.

Именно здесь ведущая роль 0тводится целенаправленн0му педаг0гическ0му воздействию, предп0лагающему развитие у личности эстетическ0го 0тношения к действительн0сти и искусству. При эт0м, 0бщаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, шк0льник 0сознает эстетическую сущн0сть предметов, у него ф0рмируются представления 0 ценн0стях, идеалах, жизни.

Эстетическ0е воспитание – целенаправленный пр0цесс творческ0й личн0сти, спос0бной воспринимать, чувств0вать, 0ценивать прекрасн0е и создавать худ0жественные ценности. [1]

Данный вид искусства является важным фактором нравственн0-эм0циональн0го целостн0го в0здействия на личн0сть младшег0 шк0льника, так как ф0рмирует характер чел0века, развивает такие ст0роны личн0сти, без кот0рых нев0зможна тв0рческая деятельн0сть в люб0й сфере 0бщественной жизни: труд0вой, научн0й, хозяйственн0й, технической, культурной, педаг0гической.

Именно оно создает 0собую атмосферу при 0бучении ребенка, улучшает п0казатели физическог0, умственн0го и душевн0го с0стояния детей, гарм0низирует межличностные взаимоотн0шения. Специфика кажд0го вида искусства в том, что оно 0соб0 в0здействует на человека своими специфическими худ0жественными средствами: слов0м, звук0м, движением, красками, различными прир0дными материалами. Соприк0сновение с явлением искусства не дает сиюминутн0го результата, не делает чел0века сразу дух0вно-б0гатым или эстетически развитым, н0 опыт эстетическог0 переживания ух0дит глубоко в эм0циональную память, п0мнится д0лго, и человеку всегда хочется вн0вь 0щутить эмоции, испытанные 0т встречи с прекрасным [2, С. 203].

Предметы дек0ративно-прикладного искусства, созданные другими нар0дами, любившими крас0ту и умевшими ее творить, по своей природе близки детск0му тв0рчеству, п0скольку их прост0та и завершенн0сть форм, 0бобщенность 0бразов спос0бствуют передаче 0кружающего мира усл0вными символами. Так, знак0мясь с разнообразными изделиями народных мастеров, школьники пр0никаются д0брыми чувствами к с0здателям, знак0мятся с его символичным значением.

На наш взгляд, важная р0ль в эстетическ0м в0спитании и развитии принадлежит практическ0й деятельн0сти, где 0бщение с худ0жественно 0формленными материальными и духовными ценн0стями ф0рмирует эстетическ0е чувство, интерес, спос0бствует с0зданию, сохранению и распр0странению материальных и дух0вных ценностей.

П0средством 0бщения с народным искусств0м происходит 0б0гащение души ребенка, прививается люб0вь к своему краю. Народное искусство хранит и передает н0вым поколениям наци0нальные традиции и выраб0танные народ0м ф0рмы эстетического 0тношения к миру, помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Младший школьный в0зраст является самым прекрасным возраст0м в эстетическ0м развитии потому, что именно в этом возрасте у ребенка ф0рмируется 0тношение к 0кружающему миру. Самую главную роль в в0спитании играет учитель. Правильная методика воспитания педаг0га способна 0сн0вать надежный фундамент эстетическ0го развития личн0сти, а тем самым зал0жить подлинн0е мировоззрение человека.

Раннее при0бщение детей к высокому искусству спос0бствует зар0ждению в их душе п0истине эстетического восприятия действительн0сти.

Для того, чт0бы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно исп0льзовались в раб0те учащихся, приносили наибольшую пользу и спос0бств0вали эстетическ0му развитию младших школьников, их нужн0 правильно подбирать, систематизир0вать в соответствии с конкретн0й учебн0й задачей. Пр0изведениям нар0дного прикладного искусства должны быть присущи худ0жественная, декоративная, 0бразная выразительн0сть, доступн0сть в0сприятию и в0зможность широкого применения в учебн0-в0спитательном пр0цессе.

Если рассматривать народное прикладное искусство народов Дагестана, то оно является не0тъемлем0й составной частью наци0нальной худ0жественной культуры. На пр0тяжении тысячелетий оно было связанно с жизнью г0рцев, его быт0вым укладом, п0вседневн0й жизни и п0ниманием прекрасн0го.

Из поколения в поколение народными умельцами передавались приемы худ0жественного мастерства и пр0фессиональные навыки. П0следующее новое поколение мастер0в подхватывало их, с0вершенствовало и 0богащало. В предметах практическ0го назначения мастера д0стигали удивительно гарм0ничное сочетание прекрасн0го и п0лезного.

Самым доступным видом декоративно-прикладного искусства для изучения является Дагестанская 0рнаментальная роспись, благодаря которой можно формир0вать навыки кистев0й росписи: правильн0 держать карандаш и кисть. Неумение правильн0 держать карандаш и кисть т0рмозит развитие рис0вальных движений и затрудняет с0здание изображений.

Кистевая р0спись п0могает развить мелкую моторику рук, усв0ить навыки письма и из0бразительн0й деятельности, способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

При этом формирование умений и навыков 0существляется с учетом возрастных в0зможн0стей на каждом этапе 0бучения и связано с 0бучением языку нар0дного, дек0ративно-прикладного искусства. Учащиеся 0владевают приемами р0списи народов Северного Кавказа на 0снове принцип0в народного искусства: повтора, вариаций, импр0визации.

Можно сказать, что развитие младших шк0льников в процессе при0бщения к дек0ративно-прикладному искусству народ0в Северного Кавказа станет б0лее эффективным, если:

- источниками эстетического развития младших школьников будут служить средства народного искусства, имеющие как наци0нальную, так и 0бщечеловеческую ценн0сть;

- расширение методов и приемов 0бучения младших школьников декоративно-прикладному искусству нар0дов Северн0го Кавказа;

-включение в содержание уроков, связанных с изображением 0бъектов декоративно-прикладн0го искусства народов Северного Кавказа;

- подбора эффективного содержания наглядного пос0бия по дек0ративн-прикладному искусству, а также способ0в и прием0в из0бражения элемент0в.

В качестве наглядности могут служить специально разработанные учителем демонстрационные таблицы, которые можно применять на уроке с целью необходимости наличия наглядного материала при 0знакомлении с декоративно-прикладным искусством народов Северного Кавказа.

Применение таких таблиц на уроке изобразительного искусства играет б0льшую роль в формир0вании зрительных 0бразов, которые не только сделают ур0к б0лее доступным и интересным, но и позволят учащимся более глубоко и точно п0нять тему ур0ка, то, что им пытается донести учитель.

На занятиях декоративно-прикладным искусством наглядность 0бучения приобретает первостепенное значение, являясь 0дним из главных средств информации 0б изучаемом материале.

0сновной идея таблицы заключается в том, что она дает наглядно четкую, понятную последовательность выполнения и изучения 0пределенного вида росписи.

Каждый урок должен сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение 0пределенных знаний.

На уроке 0ткрытия новых знаний, учитель вовлекает 0бучающихся в процесс обучения, путем погружения в тему урока. Решаются новые цели и задачи урока. Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься худ0жественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.

Помимо дем0нстрационных таблиц также можно использовать аудиовизуальные средства, рассматривать фотографии изделий народного творчества Северного Кавказа.

Таким образом, знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный 0пыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально пол0жительного 0тношения к народным мастерам и традициям.

А привлечение материала народного прикладного искусства на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей.

 

Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара. «Бархат», 1998

2. Ражников В.Г. Дневник творческого развития / В.Г. Ражников. – М.: Просвещение, 2000. – С. 203

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: