Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.




Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗРР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий: [13, С.70-72]

· Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. [63, С.15]

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Обучение должно основывается на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;[13, С.72-73]

Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи; объема пассивного и активного словарного запаса; степени сформированности грамматического строя речи; произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование рекомендуется проводить в процессе игровых ситуаций. [58, С.32]

Всякое логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

1) Тщательное изучение условий воспитания и динамики рече­вого и психического развития ребенка, которое проводится на материале беседы с родителями и документах о ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и др.).

2) Логопедическое и психолого-педагогическое обследование ребенка с подробной регистрацией речевой и внеречевой деятельно­сти ребенка.

3) Анализ и оценка всех полученных данных, которые вместе с данными врача о неврологическом и психическом статусе позволят составить первоначальное заключение о характере и глубине и степени речевого недоразвития у обследуемого, а также предположить возможные пути компенсации дефекта и сроки егообратимости. [22, С.18]

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста должно быть комплексным. Применительно к домам ребенка, детским домам и детским садам это озна­чает создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познаватель­ных процессов. Одним из путей создания, оптимальных условий для гармоничного развития детей является совме­щение в одном занятии общеразвивающих и коррекционных задач. Так, развитие речевого общения должно проис­ходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Развитию общения способствует также взаимодействие детей друг с другом. [36, С.6]

Логопедическая работа в группе ранней диагностики осуществляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности. [6, С.22]

Различные авторы предлагают свои направления проведения профилактической работы по преодолению задержки речевого развития детей раннего возраста.

Так, О.Е. Громова условно разделяет коррекционную работу с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития на 3 этапа.

Особое значение на I этапе коррекционных занятий надо придавать:

1) развитию слухового внимания и памяти (ребенка учат различать звучание музыкальных игрушек, инструментов и других предметов, определять расположение звучащего предмета в пространстве, находить спрятанный звучащий предмет по издаваемому звуку);

2) развитию зрительного внимания и памяти (ребенка учат находить игрушку, картинку и показывать на них, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти знакомые предметные образы: игрушки, предметы окружающей обстановки, картинки);

3) развитию пространственных представлений (ребенка учат сначала по показу, сопровождаемому речевой инструкцией, а затем только по речевой инструкции находить или располагать предметы в игровой комнате, в соседней комнате);

4) воспитанию у ребенка подражательной активности: подражательной моторики сначала общей, затем ручной и артикуляторной;

5) воспитанию длительного управляемого ротового выдоха (неречевого) с помощью упражнений: дутье на вату, пушинку, в пластиковую бутылочку (со срезанным дном), в трубочку и т. п.

На занятиях I этапа наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение экспрессивной речи на материале ономатопей (звукоподражаний) с опорой на соответствующие игрушки. [11, С.30]

На занятиях с логопедом у детей направленно формируются навыки подражания движениям губ, тренируется произвольный выдох через рот («Огонь: погаси свечку» (прим. в качестве свечки в игре используется вырезанное из бумаги изображение свечки), «Ветер: соловей-разбойник», «Играем на дудочке»). Постепенно с детьми необходимо разучивать элементарные движения руками, способствующие развитию общей и мелкой моторики (стучать кулачком, ладошкой, противопоставлять большой палец остальным, указательный палец остальным и т. п.). Такие задания специально включены в конспекты большинства занятий на I этапе («Играем в мяч», «Как „говорят“ инструменты: молоток», «Как „говорят“ инструменты: ножницы», «Маленькие помощники», «Домашняя птица: курочка», «Маленький барабанщик»), в дальнейшем работа в этом направлении продолжается на II этапе («Мыльные пузыри», «Учимся дуть вместе»). На III этапе некоторые артикуляционные и дыхательные упражнения включаются в тематическое содержание отдельных занятий (например, дети тренировали направленный ротовой выдох, сдувая «сугробы» на занятии «Ищем подснежники в лесу»), однако основной акцент делается уже на воспитание интереса к звучащему слову, формирование предпосылок фонематического восприятия и умение говорить простыми фразами. [11, С.43]

В целом работа по формированию начального детского лексикона, используемого при обозначении предметов, явлений, действий, не относящихся к непосредственному окружению ребенка, начинается только на II этапе, а в полном объеме продолжается на III этапе.

На втором этапе стимулируют инициативную речь ребенка в специально организованной ситуации общения. Сначала малыша учат обращаться к собеседнику (игрушке) с просьбой: «Дай мяч! Миша, спи! Тетя, дай лялю». В этот период ребенок должен научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа: повелительное наклонение глагола единственного числа + винительный падеж существительного.

Затем ребенка учат обращаться с предложением сотрудничества: «Давай играть!». И, наконец, с сообщением типа: «Ляля спит» и вопросом: «Где ляля?».

К концу третьего этапа обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. [11, С.49]

Такие авторы как Янушко Е.А., Датешидзе Т.А. выделяют следующие основные направления коррекционной логопедической работы:

Развитие импрессивной речи

Одна из основных задач логопедического воздействия заключается, в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия их игрушек, частей тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос), предметов одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.), предметов туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце), предметов домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка), отдельных предметов и явлений окружающей его жизни (вода,. земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет), названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонит; листья падают). [19, С.21]

На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. [13, С.87]

• Развитие экспрессивной речи

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще. [13, С.90]

• Развитие общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций. [13, С.91]

• Развитие мелкой моторики

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. [13, С.93]

• Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

2. Игры со звучащими игрушками.

3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

4. Формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

§ по способу воспроизведения;

§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;

§ по их ритму;

§ по силе звуковых раздражителей;

§ по долготе звучания.

Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить. Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:

§ долгие - короткие;

§ высокие - низкие;

§ громкие - тихие.

Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» - «НАНА», «БАМ» - «БОМ».

Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»). [13, С.94]

• Формирование навыков артикуляционной моторики

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.

Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:

§ строения артикуляционного аппарата;

§ умения ощущать движения органов артикуляции;

§ функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.

Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на развитие артикуляционной моторики должны быть связаны с соответствующим звуком, но не с лексической темой. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. [13, С.95]

• Развитие зрительного восприятия

Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета - к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

Основные задачи развития зрительного восприятия.

1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).

2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).

3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.

5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).

6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.

• Формирование просодических компонентов речи

Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.[13, С.98-99]

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях). [53, С.5]

Филичева Т.Б. всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения условно разделяет на два этапа:

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. [58, С.112]

В процессе работы нами были изучены предлагаемые методики и учтены при разработке коррекционно-логопедических мероприятий по исправлению нарушений речи детей раннего возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: