Эксперимент как метод научного познания




Ответ по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент

 

 

Выполнил:

магистрант 1 курса 2 группы

направления «Межкультурная коммуникация:

теория и практика преподавания (английский язык)»

Утюж Валерия Владимировна

Проверил:

Борсяков Юрий Иванович

доктор философских наук,

доцент кафедры философии

 

 

Воронеж – 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Наблюдение …………………................................................................3

2. Эксперимент …………………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………8

Список литературы………………………………………………………...9

 

Введение

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания включает в себя:

- наблюдение явлений,

- накопление и отбор фактов

- установление связей между ними.

Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

К методам эмпирического исследования относятся:

- наблюдение,

- сравнение,

- измерение,

- эксперимент

- материальное моделирование

Рассмотрим подробнее наблюдение и эксперимент как методы научного познания.

Наблюдение как метод научного познания

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).

Научное наблюдение (в отличие от наблюдений в повседневной жизни) характеризуется:

- целенаправленностью (наблюдение связано с постановкой какой-нибудь задачи исследования),

- планомерностью (наблюдение проводится согласно составленному плану),

- активностью (исследователь активно ищет и выделяет нужные ему моменты)

- систематичностью.

Основные требования к научному наблюдению:

- однозначность замысла,

- наличие системы методов приёмов,

- объективность (возможность контроля путём повторного наблюдения или эксперимента).

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

- наблюдатель;

- объект исследования;

- условия наблюдения;

- средства наблюдения (измерительные инструменты).

Выделяют следующие виды наблюдения:

- качественное наблюдение. Использовалось людьми еще до появления науки в современном ее понимании;

- количественное наблюдение. Стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

Результаты наблюдений образуют эмпирический базис науки, на основе которого в дальнейшем строятся эмпирические обобщения.

Суть наблюдения состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, то есть объект должен находится в обычных, естественных условиях. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами. В настоящее время большую роль в науке играют и так называемые косвенные наблюдения, в которых представление об объекте складывается по результатам его взаимодействия с другими объектами.

Обычно наблюдение включается составной частью эксперимента.

Эксперимент как метод научного познания

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее - в социологии.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых как искусственное, человеком организованное действие.

Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в тоже время обладает рядом особенностей:

1) Эксперимент позволяет изучить объект в «очищенном» виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. (Например, корпуса, защищающие объект от внешнего электромагнитного излучения.)

2) В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусственные, в частности, экстремальные условия. (Например, при сверхнизких температурах, в вакууме и т.д.)

3) Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание.

4) Условия эксперимента и, соответственно, проводимые при этом наблюдения и измерения могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента всегда, так или иначе «теоретически нагружены» — от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента:

1. планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.);

2. контроль;

3. интерпретация результатов.

Структура эксперимента:

а) экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);

б) объект эксперимента (т. е. явление, на которое осуществляется воздействие);

в) система приборов и другое научное оборудование;

г) методика проведения эксперимента;

д) гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению.

Эксперимент имеет две функции:

- опытная проверка гипотез и теорий;

- формирование новых научных концепций.

Существуют различные виды экспериментов.

Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий.

Умственный эксперимент - это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий.

Контролируемый эксперимент - это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.

Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Результатами таких экспериментов могут быть выводы, не вытекающие из теоретических знаний об объекте.

Проверочные же эксперименты направлены на подтверждение теоретических построений.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений.

Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении. Указанные типы экспериментов, как правило, являются последовательными этапами развития познания.

Важное значение имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух соперничающих концепций.

Широкое распространение в современной науке подучил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели два основных эмпирических метода исследования: наблюдение и эксперимент. Можно сделать вывод, что экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях;

3) в эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.

 

Список литературы

1. Липчиу Н. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Н. В. Липчиу, К. И. Липчиу. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 290 с.

2. Новиков А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2013 - 272 с.

3. Рузавин Г. И. Методы научного исследования / Г. И. Рузавин. - Москва, 2013. - 241 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: