Из оперы «Царская невеста»
Действие, 1 сцена
Н. А. Римского-Корсакова
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3
II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………...... 8
III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………....19
IV.Исполнительский анализ ………………………………………………....26
Литература…………………………………………………………………….29
I. Историко-стилистический анализ
Cведения об авторах музыки и текста
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Н. А. Римский-Корсаков получил образование в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. Среди первых учителей композиции у Римского-Корсакова был Балакирев. После окончания кадетского корпуса, Римский-Корсаков ушел в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время он занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора – за ней последовали «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году. Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь», «Снегурочка» и другие. Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, имела несомненный успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Санкт-Петербурге. Затем была написана «Царская невеста». Успешно строилась и симфоническая деятельность Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди них – Лядов, Сакетти, Глазунов. Умер великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (8) 21 июня 1908 года в своем имении - усадьбе Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургской губернии.
Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакого
Оперы составляют главную часть наследия Римского-Корсакова. В них с исчерпывающей полнотой отражена идейно-художественная проблематика и стиль композитора, глубокая, дочерняя связь его оперного творчества с великой русской литературой, столь характерная для русской оперной школы. Большинство своих произведений Римский-Корсаков написал на сюжеты, заимствованные у Пушкина, Гоголя, Островского и Мея; литературной основой трех опер явились памятники фольклора (былина, сказка, легенда).
Периодизация:
I – ранний (70-е гг.), 3 оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка».
II – средний (90-е гг.), 7 опер: «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане».
III – поздний (1900-е гг.), 5 опер: «Сервилия», «Пан Воевода», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Оперные партитуры композитора чрезвычайно ярко отражают процесс симфонизации жанра, типичный для оперного искусства XIX века. Симфоничность (в широком смысле) свойственна всем корсаковским операм, она выражена в последовательном и драматургически целенаправленном развертывании, в вокальной и оркестровой фактуре интонационных сфер, в их взаимодействии и переплетении. Этот процесс охватывает темы и мотивы, мелодические обороты и интонации, гармонические последовательности и отдельные аккорды, тональные, ладовые и тембровые средства. Он служит основой формообразования отдельных частей произведения и всей оперы. Широко пользуясь лейтмотивами, лейтгармониями, лейттональностями и даже лейтладами, Римский-Корсаков избегает в отличие от Вагнера жестко регламентированного их применения.
Исключительно богата и многообразна оркестровая, собственно симфоническая сторона в его операх, составляющая важнейший компонент музыкальной драматургии. Ярко симфоничны корсаковские оперные партитуры и в насыщенности их оркестровыми эпизодами. Реже – это увертюра, антракты, танцы; чаще – симфонические картины, звукописные моменты, тесно связанные с развитием сюжета, сценического действия. Можно сказать, что процесс симфонизации оперы у Римского-Корсакова особенно «нагляден».
Очень гибко и разносторонне подходит композитор и к использованию тех или иных собственно оперных форм. С одной стороны, он применяет традиционные сольные, ансамблевые, хоровые оперные номера, с другой – постоянно обращается к сценам сквозного развития. Наиболее типичной для корсаковских опер оказывается смешанная структура – сочетание и взаимопроникновение принципов завершенности и текучести в построении оперного целого. Отсюда – подвижность и вместе с тем архитектоническая стройность композиции.