Жизненный и профессиональный кодекс педагога»




Задачи.

1. Выявить уровень мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности.

2. Определить доминирующую направленность в структуре ценностных отношений будущих специалистов.

Задания.

1. «Ключи». Связка ключей символически выражает возможность что-то открыть или закрыть для себя в профессии педагога. Рассказывающий о своих целях ключи держит в руках. Решает, какой ключ, по какой причине и для каких конкретных целей больше всего подходит, а также с чем именно связана его цель (придется ему что-нибудь «открывать» или «запирать»).

2. «Какой Я». Записываем на первом листе в 2 столбика качества, характеризующие их как будущих педагогов. 1 столбик — качества, которыми они обладают, с их т.з., и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности. 2 столбик – качества, мешающие в профессиональной деятельности (10 минут). Затем студенты называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках (данные не обсуждаются и не комментируются). После этого на втором листе записывается как можно больше качеств, которыми с их т.з. должен обладать педагог-профессионал.

После окончания работы – обсуждение всех качеств, предложенных студентами. Каждый объясняет и аргументирует, почему он считает, что это качество необходимо в проф. деятельности учителя (корректируется список). Сравнение списка необходимых качеств педагога со списком качеств, коими он обладает. Выводы делаются самостоятельно.

3. «Мотивы педагогической деятельности». Становление личности учителя-профессионала во многом определяется профессионально-педагогической направленностью личности. Наиболее активная форма — склонность (потребность в пед. деятельности), представляя собой избирательное отношение к действительности и систему мотивов, направленность побуждает и способствует формированию педагогических способностей. Мотивы определяют смысл педагогической деятельности. В таблице — содержатся утверждения, определяющие мотивы выбора профессии педагога. Оцените себя по степени выраженности того или иного мотива педагогической деятельности по 5-бальной системе:

5– очень сильно и постоянно проявляется, 4 – проявляется сильно, но периодически, 3 – проявляется несильно и непостоянно, 2 – проявляется изредка (порыв, момент), 1 – почти никогда не проявляется или проявляется слабо.

№ п/п Содержание оценок баллы
         
1. Интерес к профессии педагога          
2. Общение с учителями          
3. Желание общаться с детьми          
4. Возможность реализовать себя творчески          
5. Потребность в самообразовании          
6. Желание обучать конкретному предмету          
7. Стремление посвятить себя воспитанию детей          
8. Стремление реализовать свои пед. способности          
9. Желание внести какие-то изменения в школу          
10. Желание сделать карьеру          
11. Тяга к исследовательской деятельности          
12. Стремление понимать людей          
13. Стремление продолжить семейную традицию – быть учителем          
14. Желание подражать любимому педагогу          
15. Стремление сделать жизнь маленьких детей счастливой          

Анализ: Определить виды и степень выраженность мотивов педагогической деятельности: внутренняя потребность к профессии педагога (желание обучать и воспитывать детей, делать их жизнь более значимой и интересной); мотивы, определяющие частичную педагогическую направленность (потребность в частных моментах: осознание пед. способностей, стремление понимать людей, желание внести изменения в школу); мотивы, не содержащие пед. направленности (интерес к учебному предмету, тяга к исследовательской деятельности, потребность в самообразовании).

Вопросы для рассуждения на данную тему:

1. Изменились ли сегодня принципы, по которым люди выбирают профессию учителя?

2. Что было бы, если бы никто не захотел быть учителем?

3. Можно ли на ваш взгляд, работать педагогом без желания? (или не любя детей?)

При активном диалоге задаем вопрос: «Почему Вы выбрали профессию педагога?»

Звездный час»

Студенты за 5-10 минут выделяют 3-5наиболее характерных для профессии педагога положительных мотиваций (ради чего представители данной профессии вообще живут; что для них самое главное в жизни, работе и т.п.). Затем по очереди каждый студент объясняет те позиции, которые он выделил.

Жизненный и профессиональный кодекс педагога»

Сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались (все, кроме Ё, И, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ).
Совместное прочтение правил. По порядку русского алфавита. Получим единый профессиональный и жизненный кодекс педагога. Например: «М» - можно существовать, но жить - этому надо долго учиться; «Л» - любить и уважать личность другого; «И» - искать себя во всем и всегда.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Первый день моей работы в школе».

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 2. Тема: Мой образ педагога (2 часа).

Задачи.

1. Актуализировать в сознании студентов свой образ учителя.

2. Выявить особенности представлений студентов о профессиональной деятельности педагога.

Задания.

1. «Игра разминка». Сидя по кругу бросая мяч друг другу называть прилагательные, характеризующие с их точки зрения учителя. Не повторяться. Игра до тех пор, пока не появится затруднение с поиском новых определений, далее — называть глаголы, тоже характеризующие деятельность учителя. При анализеобратить внимание на разноплановость профессиональных требований, предъявляемых учителю. Обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик.

2. «Гостиница». Ситуация: В гостинице 3 свободных номера. Администратору дано указание поселить в них учителей. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов». В гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Люди, желающие заполучить место, прибегают к различным уловкам, пытаясь выдать себя за учителей. Ему нужно быть начеку. Один человек из группы выбирается администратором, другие — в роли приезжих (среди них три настоящих учителя, назначенные тайно преподавателем). Видя табличку, все начинают называть себя педагогом. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.

Вопросы для анализа:

1. Что было ключевым в оценивании человека как педагога.

2. Какие признаки способствовали этому?

З. Кто был наиболее убедительным, исполняя роль педагога?

4. На что ориентировались педагоги, исполняя этот образ?

(Задание направлено на развитие рефлексивной оценки образа педагога)

3. «Кинорежиссеры». Разбить группу на несколько подгрупп. Каждая подгруппа — кинорежиссеры какой-нибудь киностудии. Перед каждой киногруппой — задача — подобрать актеров для съемки фильма: на роль учителя, работающего в этой школе, молодого психолога, начинающего свою работу в школе, пожарника, проверяющего состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается определить качества, необходимые для данных образов и качества, нежелательные для данных персонажей. Для облегчения работы каждым командам предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить.

Опираясь на первый список, - выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица. Опираясь на второй список — качества, которые ни в коем случае не должны присутствовать у данных типажей.

Требуемые качества: решительность; непоседливость; доброжелательный взгляд; уверенность в себе; мечтательность; изысканные манеры; усталый вид; спокойствие; строгий голос; человек, у которого можно многому научиться; доброжелательность, ответственность, юмор…

Нежелательные качества: упрямый вид; смешливость; экстравагантная прическа; говорливость; сонный вид; тревожные, бегающие глаза; невнятная речь; оттопыренные уши; вялость; думает, что все знает; утверждает, что его неправильно понимают; категоричность; демонстративность…

Вопросы для анализа:

1. Почему выбрали именно эти качества?

2. Чем отличаются друг от друга образы главных героев?

3. Какие из этих качеств вы обнаруживаете у себя?

Задание помогает посмотреть на профессию педагога со стороны, помогает оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

3. «Этнографическая экспедиция». Студенты делятся на группы по 5-6человек.

Инструкция: представьте, что вы побывали в каком-то районе Земли (можно в придуманном), где наблюдали быт, обряды, слушали песни, сказки, придания, изучали язык народа.

Вам дается 15 минут на то, чтобы подготовить, а затем продемонстрировать всем, что интересного вы наблюдали в местных школах, чего нет у нас, и это можно было бы, с вашей точки зрения, переснять, внедрить в нашу систему образования, а также создать психологический портрет учителя, работающего в той или иной школе.

После показа — обсуждение и анализ увиденного. Мотивировка и объяснение необходимости использования в наших школах именно такого опыта; раскрытие многообразия профессиональных педагогических субкультур. Представители других групп, в свою очередь, могут высказывать свое мнение по поводу увиденного, соглашаться или нет с мнением товарищей.

Домашнее задание. Создать три микрогруппы. Составить собирательный социально-психологический портрет типичного учителя. 1 группа – учитель дореволюционной России, 2 группа – советский учитель, 3 группа – современный учитель.

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 3. Тема: Идеальный и реальный учитель (2 часа).

Задачи.

1. Выявить особенности восприятия учителя различными категориями людей.

2. Определить особенности представлений об идеальном и реальном учителе.

Задания.

1. «Игра-разминка». Сочинить коллективно рассказ-историю. Начальная фраза: «Ольга Петровна как обычно вошла в класс. И вдруг...». Игра проводится с мячом. Получив мяч, необходимо продолжить рассказ до того момента, пока ведущий не хлопнет в ладоши. Мяч перекидывается другому игроку, который продолжает рассказ, соблюдая логику повествования. Все должны быть очень внимательны, следить за сюжетом рассказа, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Игра заканчивается тогда, когда история логически завершена.

Анализ: обсуждение содержания истории, психологическое состояние играющих (было ли чувство волнения, испытывали ли затруднения в тот момент, когда пришлось продолжать, хотелось ли подсказать развитие сюжета другому и т.д.).

2. «Взгляд со стороны». Придумать монолог-высказывание об учителе от лица сказочных персонажей. Карточки с именем сказочного персонажа. Не озвучивая имени персонажа, в течение 5-7минут необходимо составить небольшой монолог об учителе (учителях), прослушав который все могли бы угадать, от чьего имени он произнесен (желательно отразить характер, особенности речи персонажа). Можно самим выбрать себе героя.

Это задание позволяет взглянуть на учителя с точки зрения различных жизненных позиций людей, актуализировать не только позитивные, но и негативные привычки, особенности поведения учителя, которые необходимо учиться видеть и исправлять. Данное задание развивает творческие способности: видение проблемы, вычленение сущностных характеристик персонажа, умение представить его зрителям.

3. «Плохой педагог». Выбирается студент на роль «плохого педагога», кто способен выдержать критику. Остальные разбиваются на две равные по количеству группы: «критики» и «защитники». «Критики» выделяют негативную черту «плохого педагога» и описывают ее проявления (просто оценочные высказывания, без описания ситуации проявления этой черты не допускаются). «Защитники» должны найти объяснения проявления этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому педагогу». Высказываются в лицо «плохому педагогу». Затем слово — герою. Он высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего педагога». Задание направлено на осознание своих слабостей и недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность; умение корректно воспринимать критику.

4. «Профессиональные стереотипы». Стереотип - это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, предлагается на листочках дать описание:


- студента;

- психолога;

- бедняка;

- преподавателя мужчины;

- сельского учителя;

- артиста;

- молодого учителя-девушки;

- врача;

- продавца;

- директора школы.


Студенты зачитывают свои описания.

Обсуждение:

- Есть ли одинаковые стереотипы?

- Если нет, то почему? Если да, то почему?

- Как влияют стереотипы на того, кто верит в них?

Каждый подчеркивает те качества, из написанных, которые на его взгляд, могут соответствовать лично ему. Неподписанные листочки собираются, подчеркнутые свойства зачитываются. Угадать кто автор.

Обсуждение:

- Легко ли угадать, определить или понять человека, если он представлен через призму стереотипа? Почему?

- Какие чувства вызвало прочтение «своей характеристики»?

- Увидели ли вы себя за этим текстом?

Цель задания — выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Современный ученик – какой он?».

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 4. Тема: Образ современного ученика (2 часа).

Задачи.

1. Актуализировать образ современного ученика.

2. Выявить особенности представления об идеальном и реальном ученике.

Задания.

1. Игра-разминка «Снежный ком». Студенты сидят в кругу. Первый называет слово, отражающее особенности поведения современного школьника, следующий повторяет предыдущее слово и добавляет свое. Третий повторяет по порядку оба и называет свое и т.д. Если меньше 15 человек, то дважды «пройти» по кругу. Можно усложнить — студент, который говорил первым — все слова повторяет в обратном порядке. Другие — через одного или выборочно вспомнить.

3. «История предмета». Выбрать любой предмет: линейка, ручка, стол, мел, стул и т.д. и придумать историю его взаимодействия с учеником (как о живом). Для этого — внимательно рассмотреть предмет, увидеть его изъяны, особенности, выяснить, старый он или новый и т.д. Рассказ можно построить от первого лица (о чем думает, что переживает, о чем сожалеет предмет и т.д.). В ходе обсуждения выясняют, чей рассказ получился наиболее интересным, ярким, содержательным, почему это удалось, какими средствами достигалось какие психологические и возрастные особенностибыли выражены в каждом рассказе.

4. «Образ современного школьника». Разбиться по парам. Сначала каждый самостоятельно пишет как можно больше характеристик современного ученика, отличающего его от ученика 10-15-летней давности (5 минут).

- Сколько у вас получилось характеристик? (не обсуждается). Работа в парах: Студенты делятся своими записями: запомнить одну, две характеристики, которые есть у партнера. Эти характеристики кажутся особенно неожиданными и оригинальными. Работа самостоятельно: за 5 минут написать как можно больше негативных, с вашей точки зрения, характеристик современного ученика.

Обмениваемся информацией в парах, как и в предыдущем случае. Продолжаем обсуждение по кругу: каждый называет характеристики современного ученика, которые ему понравились из предложенных партнерами. Расширяется представление о конкретной проблеме, мотивирует студентов на приобретение разнообразного опыта.

5. «Мой мир». Анализ сочинения ученика 6 класса Алеши Ф. представить его социально-психологический портрет (письменно), выразить свое отношение к внутреннему миру школьника (1, стр. 23-24).

После работы с текстом сочинения – обсуждение. Студенты по очереди «рисуют» социально-психологический портрет школьника, выделяют его ценностные ориентации, выражают свои чувства и переживания, отношение к школьнику.

6. «Обвинение». Рассказ из книги Ю.Л. Львовой «Педагогические этюды» (3, стр. 17). После прочтения студенты дают характеристику главному герою, прослеживают драму отношений учителя и ученика.

Домашнее задание. Написать письмо, содержащее поддержку, сочувствие, понимание, совет ребенку, который попал в трудную ситуацию или находится в ситуации нравственного выбора.

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 5. Тема: Креативность в структуре педагогической деятельности (2 часа).

Задачи.

1. Актуализация понятия «креативность».

2. Развитие ассоциативного мышления.

Задания.

1. «Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?»

ü Что такое, на ваш взгляд, творчество, креативность?

ü Что общего и различного в их понимании?

ü Любая ли деятельность может быть творческой?

ü Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?

ü Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд, можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?

ü Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели и критерии творческой деятельности?

ü Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно ли их сравнивать между собой?

ü Кого мы можем назвать креативной личностью?

ü Можно ли научиться творчеству?

ü Что для этого, на ваш взгляд, нужно?

ü Можно ли создавать что-то новое в педагогической деятельности, не владея профессиональными знаниями, умениями, навыками? Почему?

ü Креативный ли вы человек?

ü Можете ли вы привести примеры проявления собственной креативности?

После обсуждения подводим итоги, делаем выводы.

2. «Игра-разминка». Студенты сидят по кругу и бросая друг другу мяч, называют прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. (Не повторяться). Играем до тех пор, пока не появятся затруднения с поиском новых определений.

Затем называем глаголы, характеризующие творческую деятельность. Актуализируется у студентов понятие творческой деятельности, диагностируются творческие способности.

3. «Креативность». Нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.

Затем создаем словесный портрет креативности, рассказываем сокурсникам о своем образе.

Можно задавать друг другу вопросы, уточняя содержание рисунков и высказываний.

Подведем итог, основные идеи, касающиеся проявления креативности, условий ее проявления и развития.

4. «Ассоциация». Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-либо мяч и называет любое слово. Кто поймал мяч, называет 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово и т.д.

Домашнее задание: 1. Написать мини сочинение на тему «Творческая ли я личность?».

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 6. Тема: Прогнозирование последствий поведения учителя (2 часа).

Задачи.

1. Развивать способность анализировать и оценивать педагогическую ситуацию с различных позиций.

2. Формировать прогностические умения в предвидении результатов своих действий.

Задания.

1. «Хорошо - плохо». Вспомним отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»:

«Если бьет дрянной Драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не тронь тех, кто меньше ростом! —

Этот мальчик так хорош,

Загляденье просто!»

И в первом и во втором случае есть событие (поступок) - драка. Так хорошо или плохо драться?

Оцените событие-драку с разных сторон.

- Можно ли рассматривать драку как положительное явление?

- Почему? В каких ситуациях это возможно?

- К каким последствиям может привести драка как отрицательное явление?

- Дайте характеристику драке как негативному явлению.

(Студенты садятся в круг, бросая мяч, они дают оценки, высказывают суждения, спорят о сущности данного явления).

Предлагаются ситуации:

- ученик грубо ответил учителю;

- отличник не дал списать домашнюю работу;

- мальчик нарвал цветов на чужой клумбе;

- подросток оторвал на стадионе рекламный щит.

Поступокявление сложное, в нем могут переплетаться как позитивные, так и негативные стороны. Во многом это определяется причинами, по которым он совершается, а также последствиями, к которым приводит.

Есть поступки, которые вызывают объективную реакцию осуждения (драка, воровство, грубость и др.), но они могут нести в себе некоторое позитивное начало. И, напротив, позитивные, на первый взгляд, действия могут скрывать в себе корыстные причины и приводить к нежелательным последствиям.

2. «Если бы...». Студенты делятся на группы по4-5человек. Каждая группа получает карточку, на которой описано событие, варианты последствий которого они должны предложить.

На каждый вопрос предлагается как можно больше вариантов ответов, и они должны быть разнообразны (10 минут).

После студенты меняются карточками, обсуждение продолжается.

1. Что было бы, если бы в школе не было администрации?

2. Что было бы, если бы учителя заменил компьютер?

3. Что было бы, если бы по каждому предмету учитель разрабатывал бы свою программу обучения?

4. Что было бы, если бы в школе не было звонков?

5. Что было бы, если бы на каждый урок по одному предмету приходили разные учителя?

6. Что было бы, если бы директор школы отменил перемены?

3. «Ученик опоздал на урок...». Студенты делятся на 3 группы. Всем предлагается одна и та же ситуация:

«Ученик опоздал на урок» (возраст определяется совместно).

1 группа — продумывает как можно больше характеристик ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе, и др.)

2 группа — предлагает как можно больше возможных причин опоздания.

3 группа — продумывает возможные реакции учителя на опоздание ученика (как позитивные, так и негативные)

Каждая группа работает самостоятельно на отдельных листах. (15 минут). По окончании работы все карточки собираются и раскладываются на три стопки (характеристика ученика, мотивы, реакция учителя). Студенты первой группы берут карточку и зачитывают характеристику ученика, второй..., третьей... Получается целостная педагогическая ситуация. Далее — совместный поиск выхода из сложившейся ситуации, и возможных причин той или иной реакции учителя на опоздание ученика (оптимальные варианты поведения учителя). После анализа карточки вновь перемешиваются и работа продолжается.

Один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по-разному воспринят окружающими. Поэтому педагог должен сначала разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предложить ее последствия, выбрать оптимальный способ ее разрешения, а затем принимать решение.

Схема анализа педагогической ситуации:

1. Мотивы à ситуация (поступок) à реакция на поступок à последствия.

Домашнее задание. Описать в дневнике 2-3 поступка, которые можно было бы обсудить в группе, и проанализировать их с позитивной и негативной стороны. Описать ситуацию, случай, эпизод из школьной жизни с определенной коллизией, где студент выступал главным действующим лицом; вычленить основную проблему и способы ее разрешения.

Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 7. Тема: Конфликт. Приемы разрешения конфликтных ситуаций (2 часа).

Задачи.

1. Актуализация понятия «конфликт».

2. Отработка приемов разрешения конфликтных ситуаций.

Задания.

1. «Что такое конфликт?». Группы по 5-6 человек. В течение 5-10 минут написать как можно больше синонимов к слову «конфликт» и ассоциаций, возникающих в связи с этим словом. Варианты записываются на доске. Затем, работая со всей группой, вычеркиваем все слова, в которых имеется агрессия. Приходим к выводу, что конфликт — это не всегда открытое, явное противостояние, выражающееся в агрессивном поведении, критике, оскорблении и т.д.

Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, который может носить скрытый характер или проявляться в корректной, конструктивной форме.

Подумать и привести примеры скрытых конфликтов из собственного опыта.

Работа в микрогруппах: оцените скрытый и открытый конфликты с позитивной и негативной сторон. Варианты записать. Совместное обсуждение, анализ различных последствий скрытых и открытых конфликтов.

Вопросы:

1. Почему, на ваш взгляд, возникают конфликты между людьми?

2. Что может вызвать, спровоцировать конфликт?

3. Сравните ситуации:

- учитель резко отвечает директору, после того как он в очередной раз отчитал его в присутствии детей;

- в переполненном троллейбусе два пассажира возмущаются друг другом, выясняя, кто кому наступил на ногу;

- студентка С. Случайно услышала, как лучшая подруга обсуждает ее с однокурсницами. На следующий день на просьбу подруги помочь в выполнении домашней работы С. ответила отказом.

Обратить внимание на причины конфликтов, является причина скрытой или явной, носит конфликт затяжной или кратковременный характер, как развивается конфликт (быстро или медленно).

В структуре конфликта выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников, объект и причину. Внутренняя позиция часто бывает скрыта, человек не демонстрирует истинные мотивы, цели, интересы. Внешняя позиция проявляется в речевом и неречевом поведении.

Стадии конфликта:

Нарастание, реализация (активная форма проявления конфликта), затухание.

На стадии нарастания конфликт можно разрешить: предотвратить или конструктивно из него выйти.

Ответить на вопросы:

- Как вы думаете, какую роль играют эмоции в конфликтных ситуациях? Приведите примеры.

- Что такое на ваш взгляд, «пустой» или эмоциональный конфликт? Когда он может возникать?

- Можно ли спровоцировать конфликт взглядом, позой, улыбкой и т.д.? приведите примеры.

- Какие позиции в общении («родитель», «взрослый», «ребенок»), на ваш взгляд, в большей степени могут спровоцировать конфликт? Обоснуйте.

- Наблюдали ли вы «пустые» конфликты между детьми дошкольного и младшего школьного возраста? Приведите примеры.

- Можно ли, на ваш взгляд, конструктивно разрешить конфликт в тот момент, когда человек находится в крайней степени возбуждения (кричит, ругается и т.д.)? Обоснуйте.

Если конфликт находится в степени реализации, прежде всего, необходимо снять излишнее эмоциональное напряжение:

- предоставить партнеру возможность выговориться, не перебивать его, не призывать успокоиться; снизить темп и громкость речи (быстрая громкая речь вызывает желание защищаться);

- проявить интерес к проблемам партнера;

- подчеркнуть общность интересов (не «ты» и «я», а «мы»);

- подчеркнуть значимость партнера, важность его мнения для вас;

- в случае собственной неправоты признать ее;

- предложить конкретный выход из ситуации;

- обратиться к фактам;

- сообщить о своем эмоциональном состоянии или состоянии партнера, которое могло вызвать конфликтную ситуацию (усталость, волнение и т.д.).

2. «Конфликт». Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием, в котором указана конфликтная ситуация. Один участник – обостряет ситуацию, другой – снимает эмоциональное напряжение, с целью конструктивного разрешения конфликта. Времени на подготовку нет.

Варианты ситуаций.

1. Ваше место в поезде занято. У второго пассажира билет на то же место.

2. Рассерженная соседка обвиняет вас в том, что вы не убираете на лестничной площадке.

3. Вы занимали очередь, но отошли. Когда вернулись, вас не узнали (данный этюд можно выполнять втроем или вчетвером).

4. В магазине нет хлеба второй день. Рассерженный покупатель требует объяснений.

5. Подруга рассержена на вас за то, что вы не принесли ей нужную книгу.

6. Рассерженная мать обвиняет учителя в предвзятом отношении к ее сыну.

7. Ученик обвинил своего соседа по парте в воровстве ручки.

8. В трамвае один пассажир наступил на ногу другому.

Проанализировать свои действия, ощущения, поведение.

Домашнее задание. Написать сочинение самому себе через 10 лет. Рассказать о сегодняшних проблемах, удачах и неудачах. Что волнует и радует. Представить себя через 10 лет, профессиональное будущее и проблемы, которые будут вас волновать


Литература.

1. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

3. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.


Занятие 8. Тема: Игра как форма проектировочной деятельности.

Задачи.

1. Развитие у студентов способностей к проектированию и моделированию различных игровых ситуаций.

2. Воспитание творческого отношения к игровой форме деятельности.

3. Развитие организаторских и коммуникативных способностей.

Задания.

Для организации и проведения коллективных творческих дел существует ряд общих правил:

1. Студенты разбиваются на микрогруппы по 5—7 человек. В дальнейшем состав групп обязательно должен меняться, работать стабильными группами нельзя.

2. На самостоятельную подготовку отводится 20—25 мин.

3. Педагог вмешивается в работу только в крайних случаях или если нужен совет, объяснение и т. п.

После проведения каждой игры оценивается эффективность ее планирования и осуществления, оцениваются организаторские и творческие способности ведущего: как объяснял условия игры, как настраивал и заинтересовывал игрой, как распределял роли, делил на команды, следил за выполнением условий или их изменением, оказывал помощь, решал неожиданно возникающие проблемы и т.д.

1. «Защита фантастических проектов». Группы представляют собой творческие объединения, например: архитекторы, художники, конструкторы, модельеры и т.д. Все группы одновременно создают город (театр, школу, одежду, машины и т. п.) будущего. За 20—25 мин группа готовит чертеж или рисунок выбранного проекта и план его защиты. Например: при защите проекта «Школа будущего» группы могут обсудить оптимальное месторасположение школы; нарисовать форму классов, рабочих столов, доски; продумать систему оценок, режим дня; придумать названия изучаемых предметов в будущем; школьную форму учеников и т.д.

При защите один человек от группы дает полную характеристику проекта. Остальные могут отвечать на вопросы аудитории.

Сама защита требует полной мобилизации педагога. Важно удерживать общение на уровне деловой игры, следить, чтобы спор не вышел за ее рамки.

2.«Со6ытие в картине». Студентам предлагается внимательно рассмотреть репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию. После того как она побывала в руках каждого игрока по два-три раза, ее откладывают.

При совместном обсуждении студентам нужно вспомнить: содержание картины; ее сюжет; основное событие, запечатленное художн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: