Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста




 

Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых - родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.).

Необходимо вести просветительную работу с родителями воспитанников, поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:

• Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;

• Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;

• Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два - три раза. Правильное, добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.

Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 сек.

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.

«Горка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык удерживать 10 сек.

«Трубочка»: рот открыт, боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык удерживать 5 сек.

«Качели»: рот открыт, напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

«Катушка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и упирается вглубь рта.

«Лошадки»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился.

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т, д-д-д-д-д-д Постепенно ускорять темп.

«Фокус»: рот приоткрыт, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения [11].

 


Коррекционная работа

 

Коррекция звукопроизношения нарушений - система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонематическое или фонематический слух) фонем и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений (детских садов).

Основные направления коррекционной работы.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Искажения звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']

Боковое произношение. Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т.е. [к'], [г'], [х']. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков [к'], [г'], [х'] часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков [т'], [д'], [н']. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки [с], [з], [с'], [з'], [ш], [ж], [ч], [щ], [т'], [д'], [н'] и закрепляется их правильное произношение. И только после этого можно переходить к постановке [к'], [г'], [х'].

Постановка звуков. Для получения правильных [к'], [г'], [х'] воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу - звук и: [к] - и (или [г] - и, [х] - и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Если таким способом получить звуки [к'], [г'], [х'] не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков [к'], [г'], [х'].

Замена звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] другими звуками

Наиболее часто заднеязычные звуки [к], [г], [х] заменяются переднеязычными т, д. Обычно [к] и [х] заменяются звуком [г], а [г] - [д]. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв [к], [х] на [г], а [г] - на [д]), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук [г] - картинку с изображением железнодорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к…, колеса вагона стучат: т-т-т…. Сейчас я буду называть эти звуки, а ты - показывать соответствующие картинки». Для дифференциации звуков [г] - [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). После того как ребенок научится различать на слух звуки гид, можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

Постановка звуков. Воспитатель показывает перед зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков [к] («Капли капают») и [т] («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при [т]) и «хвостиком» языка (при [к]), педагог пробует вызвать к по подражанию. Если это не получается, звуки [к], [г], [х] ставят с механической помощью, как при их отсутствии.

Автоматизация звуков проводится последовательно в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Заканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: [к] - [т], [г] - [д], [х] - [т]. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает - кончик или «хвостик»). Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

 


Заключение

 

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра, упражнение и т.п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам логопеда. При подготовке к занятию логопед продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то, или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

 


Список литературы

 

1. Ефименокова Л.Н., Формирование речи у дошкольников. - М.: Изд-во «Знание», 1995. - 210 с.

2. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Основы теории и практики логопедии. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. - 200 с.

. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.: Изд-во «Медицина», 1981. - 288 с.

. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - С. 149-150.

. Правдина О.В. Логопедия / под ред. О.В. Правдиной. - М.: Изд-во «Просвещение», 1973. - 272 с.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Изд-во «Просвещение», 1989, - 239 с.

. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Изд-во «Просвещение», 1989. - 223 с.

8. Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность - М.: Изд-во «Просвещение», 1969. - 214 стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: