Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции.
В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать детскую образовательную инициативу? Что важно для подготовки к школе? И как организовать образовательную деятельность в домашних условиях?
Создать условия для развития
Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу и интерес к обучению, ему нужно создавать необходимые условия. Это задача взрослых.
Взрослый, который с интересом включается в деятельность ребенка, показывает пример инициативы и любознательности. Глядя на него, ребенок учится задавать вопросы и стремится узнать что-то новое. Взрослому в этой ситуации важно занять такую позицию, которая бы позволяла ребенку проявлять самостоятельность — важно избегать постоянного контроля и излишней опеки.
Если взрослые заняты и не могут уделить ребенку внимания, то предоставьте ему возможность самому придумать себе занятие. Главное — не допускать гиперопеки со стороны взрослого. Предпочтительнее умеренное включение в деятельность. Но если выбирать между ситуацией гиперопеки и отстранения, то последнее — более благоприятный вариант для проявления детской инициативы.
Чем больше взрослый присутствует в жизни ребенка, тем в меньшей степени он научится осознавать свои желания и организовывать себя сам. А это тоже очень важно для подготовки к школе и дальнейшей жизни.
В городских условиях, больше всего проблем возникает у родителей воспитывающих детей в небольших квартирах, когда в одной комнате приходится находиться всей семье.
Даже если у вас однокомнатная квартира и два ребенка, у каждого должен быть свой уголок, личное пространство. И оно должно быть оговорено. Отлично, если есть возможность принести огромную коробку, в которой дети могли бы сделать себе домик, чтобы периодически уходить туда поиграть.
Сегодня, когда семьи проводят много времени вместе, особенно важно, чтобы у ребенка было личное пространство.
Не обучать специально
В режиме самоизоляции обучение дошкольника школьным предметам, таким как чтение или письмо, не должно становиться первоочередной задачей родителей. Ученые не выявили связи между умением ребенка читать или писать и успехом в школе. Стоит обратить внимание на развитие других навыков.
В первую очередь — это произвольность и внутренний план действий, то есть способность ребенка действовать в уме. А также познавательная активность. Развитие всех этих процессов можно легко включить в повседневную жизнь.
Для этого необходимо, чтобы у старшего дошкольника были какие-то обязанности: убрать за собой постель, помыть или убрать тарелку. Родители должны следить за их исполнением. Удержание правил и их соблюдение — это важный момент готовности к школьному обучению. Если ребенок идет в школу, не умея соблюдать правила, у него неизбежно возникнет очень много проблем, даже если он отлично пишет, читает и считает.
Для развития произвольности, у ребенка должен быть режим дня. Его необходимо соблюдать не только в ключевых моментах: подъем, сон, прием пищи — но и в игровой деятельности. Договоритесь, что каждый вечер какое-то время отводится, например, на настольные игры. Они отлично подходят для развития произвольности и подготовки к школе с одной стороны, а с другой — для содержательного времяпровождения с родителями.
Развивать познавательную активность можно с помощью увлекательных домашних экспериментов, можно выращивать кристаллы, делать леденцы, смешивать соду с лимонной кислотой. Это мотивирует ребенка узнавать что-то новое.
Выбирать правильные игры
Образовательная деятельность в дошкольном возрасте, это не сетка занятий.
Это не полчаса чтения, счета или письма. Только если ребенок уже ходил на подготовку к школе, у него есть тетрадки и занятия, которые ему нравятся, можно продолжать делать это ежедневно, затрачивая на это не больше 20-30 минут в день.
В режиме самоизоляции очень важно организовать двигательную активность, которая отвечает за формирование нервных связей и умственное развитие. Для этого отлично подойдет игра "Море волнуется раз, море волнуется два". Она связана и с движениями, с моторикой и со способностью прочитать посыл, который тебе "зашифровал" другой человек.
Отлично подойдет игра "Твистер" или домашняя полоса препятствий из доступных средств.
Читать и давать ребенку новую информацию тоже важно, но подходить к выбору книг нужно с осторожностью. Литература должна соответствовать возрастным потребностям детей и индивидуальным предпочтениям. Кто-то любит сказки, а кому-то больше нравится познавательная литература.