Понятия эмоции и чувства




Эмоции –это состояния индивида, выражающее степень значимости для его воздействия тех или иных факторов. Выражаются эмоции в форме непосредственных переживаний.

Функции эмоций: сигнальная (человек ориентируется на эмоции в поведении); оценочная (формируется отношение); регуляторная (влияют на поведение и деятельность).

Чувства - более сложная форма отражения, свойственная только человеку, которая включает не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Чувства выработались у человека как средство приспособления к общественному образу жизни. Чувства - это высшие социальные эмоции.

Чувства человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Виды чувств: практические, нравственные, эстетические, познавательные.

Виды эмоциональных состояний: настроения, страсти, аффекты.

 

Методы управления стрессом

Как помочь ребенку пережить горе:

Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких. Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Даже если в семье имеется психически неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происходящее, а также глубину его эмоций. Он, как и другие дети, должен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки любви и поддержки.Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы.

Помогают уменьшить последствия стресса: активные физические нагрузки, проговаривание проблемы, музыка, сон (восстанавливает силы), цветотерапия (из депрессии помогают выйти воздействия желтого, зеленого и оранжевого цвета).

18.Понятие "стресс", стадии переживания острого горя

Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние эмоциональной психической напряжённости, возникающее, когда нервная система человека получает эмоциональную перегрузку, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Стресс возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения.

Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами.

Под воздействием стрессоров организм вырабатывает гормоны, которые бьют по сосудам и мышечным тканям, заставляя мышцы сжиматься. Таким образом, некоторые группы мышц находятся в хроническом напряжении. Стресс дезорганизует деятельность человека. Стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В развитии стрессового состояния канадский ученый Ганс Селье (1907 -1982) выделил 3 этапа:

1) тревога - состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции;

2) сопротивление (стадия резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров;

3) истощение. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).;

Выделяет стадии переживания острого горя: шок, агрессия, стадия переговоров с собой, депрессия, адаптация.

Эти стадии могут чередоваться, но могут и возвращаться от одной к другой.

За полгода, максимум за год, человек должен адоптироваться.

1. Шок, отрицание случившегося.

Временный уход от реальности – «Этого на самом деле не произошло». Притупление чувств, человек словно каменеет.

Необычное поведение – вы делаете то, чего обычно никогда не делали.

В конце концов - выражение своих эмоций.

Нельзя уходить от разговоров человека о его переживаниях – пусть выговорится.

Психология конфликта

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когдасуществующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие, столкновение, борьбу.

Слово “конфликт” - латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противостояние, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные и деструктивные.

Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е.острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: “В конфликте виноват не я, а другой человек”, “Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: “Я прав!”. Так происходит расширение конфликта. Посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом,конфликтная ситуация это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: