Каменоломни гранита в Выборгском заливе




К. А. Шопотов

 

 

К северу от невских берегов между суровой Ладогой и Финским заливом Балтийского моря лежит удивительный и неповторимый край, жемчужина северных земель – Карельский перешеек. Он унаследовал основные характерные черты ледникового ландшафта, переходящего от вытянутых песчано-галечных холмов к постепенно обнажающемуся на севере гранитному панцирю, сложенному из древних кристаллических пород, который своей каменной оправой обрамляет зеркальный бисер бесчисленных озёр, обозначенных среди бесчисленных массивов леса и болот, берущих своё начала из кладовых водной системы Карельского перешейка.

Геоморфологические процессы четырёх ледниковых эпох сформировали здесь своеобразный сильно пересечённый рельеф как будто перепаханный неким гигантским плугом в направлении движения ледниковых масс- с северо-запада на юго-восток. Карельский перешеек ограничивает с востока – западное побережье Ладожского озера, а с запада, соответственно, - восточное побережье Финского залива.

В результате чередования периодов подъёма и опускания земной поверхности море то захватывало часть суши, то отступало назад.

Под влиянием геологических изменений материк постепенно поднялся, и море отступило. В северной его части на поверхность земли выходят древние горные породы, эти возвышенности, отполированные сползавшим ледником, получили название «курчавые скалы», а острова нынешнего Выборгского залива оказались богатыми природным камнем - гранитом! Физико – механические и декоративные свойства гранита ставят его в ряд ценнейших строительных материалов, применяемых с глубокой древности до наших дней. Отделка фасадов и интерьеров зданий гранитом придает им особую архитектурную выразительность. В гранитных скалах вырубали монолиты самых крупных размеров. В заложенном в 1703 году на болотистых островах дельты Невы Санкт - Петербурге нашло широкое применение естественного гранита, благо находящегося буквально рядом в окрестностях Выборга и островах Выборгского залива. Вышедший в 1714 году Указ Петра I гласил: «А гранитные места нашли недалеко от Выборга». Гранит шёл на облицовку стен строящихся дворцов, большое значение имело устройство площадей города и набережных Невы. Они и сейчас в сочетании каменными спусками к воде, с примыкающими к ним площадями, садами и многими зданиями - памятниками зодчества образуют красивейшие архитектурные ансамбли города.

27 августа 1801 года в Петербурге состоялась торжественная церемония закладки нового Казанского собора - главного храма столицы. «Производить строение» собора поручили тогда малоизвестному архитектору А. Н. Воронихину, бывшему крепостному. Председателем специально созданной комиссии по строительству Казанского собора был назначен президент Петербургской академии художеств А. С. Строганов.

Оценив достоинство выборгского гранита, Воронихин пришел к выводу, что именно эта разновидность прочного и красивого гранита станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьерах строящегося собора. Выборгский гранит называется рапакиви - «гнилой камень», так как выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнущих гнилью. «Мшистые громады» этого гранита в виде отвесных скал и покатых «бараньих лбов» - неотъемлемые достопримечательности Выборга и его окрестностей. Выборгский гранитный массив рапакви - крупнейший в мире, он занимает площадь, равную 18 тысяч квадратных километров. Возраст этой разновидности гранита – 1,6 – 1,7 миллиардов лет, но ее происхождение пока остается необъяснимым.

Для Казанского собора ломка гранита началась в 1803 году близ Выборга, на острове Сорвали (ныне Гвардейский), входившем тогда в границы Монрепо. На пустынном побережье был построен целый городок, в который вошли: фабрика - мастерская для обработки колонн, контора, две казармы, где жили рабочие, баня, лабаз, кладовая для инструмента, и две кузницы. Численность рабочих на выборгской ломке достигала 350 человек. Техника выломки гранита была весьма примитивна и не отличалась от времён античности. Выбор в гранитной скале монолита будущей высокой колонны Казанского собора, выламывание этого монолита из скалы, его первоначальная обработка на острове Сорвала и окончательно после перевозки морем в мастерской в Петербурге руководил удивительный, уникальный талантливый самоучка гранитчик крестьянский сын Самсон Ксенофонтович Суханов. Он происходил их казённых крестьян Вологодской губернии. Приехав в Петербург, работал каменотёсом на строительстве Михайловского замка, и осознав свое мастерство возглавил работы над каменным убранством Казанского собора, за что был награждён Александром I медалью «За усердие». Высокое мастерство гранитчика снискало глубоко уважение окружающих и, что редко в то время, известный художник Тропинин оставил нам прекрасный живописный портрет Суханова Самсона Ксенофонтовича. Организовав артель мастеров-каменотёсов, Суханов после Казанского собора производил каменные работы в Исаакиевском соборе, на стрелке Васильевского острова, Фондовой бирже, Адмиралтействе, Горном институте, императорских дворцах. Изготовил постамент Минину и Пожарскому в Москве.

Каменоломни гранита были в карьерах Монрепо, на острове Туппурансаари (Вихревом), близ посёлка Терваеки (Большое поле) Выборгского залива, в том числе и на мысе Конёк в бухте Дальняя, где добывали гранит для строек Петербурга, включая и Казанский собор. Отсюда морем они перевозились в Петербург, на специальных грузовых судах - стругах. В штормовой Балтике случалась и гибель этих тружеников с грузом гранита...

О работе подводно - археологической экспедиции «Память Балтики» в бухте Дальняя, на месте обнаруженного судна, которое по месту и исторической принадлежности был назван «Новгородский струг».

«Новгородский струг» - шедевр старинного русского Приладожского судостроения.

«Струг, русское деревянное плоскодонное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: