Для вступления
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...
· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
· Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...
Для перехода к основной части
· В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
· Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
· Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
· Обратимся к произведениям художественной литературы
· За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
· Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
· Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...(основная мысль сочинения).
· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
· Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
· Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
· Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
· Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
· Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
· Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
· Вспомним героя повести… (автор, название).
· Обратимся к роману… (автор, название).
· Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
· Автор повествует о…
· Автор описывает…
· Поэт показывает…
· Писатель размышляет о…
· Писатель обращает наше внимание…
· Писатель заостряет наше внимание на …
· Он акцентирует внимание читателя на…
· Этот поступок героя говорит о...
· Мы видим, что герой поступил так потому...
· Автор показывает, к каким последствиям привело...
· Этому герою/поступку автор противопоставляет...
· Писатель осуждает…
· Он ставит нам в пример…
· Автор подчеркивает…
· Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
· Писатель считает, что…
· Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
· Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
· Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
· Невольно напрашивается вывод…
· Таким образом, мы приходим к выводу: …
· Итак, можно сделать вывод, что…
· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
· Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
· В заключение хочется выразить надежду на то, что…
· Хочется верить, что…
· Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
· Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
· Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
· (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
· К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
План сочинения Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
Тeзис 1
· Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
· Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
· Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
· Дoкaзaтeльствa, пpимepы
· Микpoвывoд
· Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
· Дoкaзaтeльствa, пpимepы
· Микpoвывoд
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
· тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
· тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
· тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения.
Помни!
· По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
· Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
· Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
· Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
· привести из литературных источников.
· выделить в отдельный абзац.
· в конце каждого абзаца написать микровывод.
· к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
· если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
3 способа закончить сочинение: ·
1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..
3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.