по ДПОП «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты»,




Перечень экзаменационных вопросов по учебному предмету

«Музыкальная литература» для обучающихся 9а класса

по ДПОП «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты»,

«Духовые и ударные инструменты»

(5 и 9 лет обучения)

1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?

2. Назовите по одному из композиторов эпохи классицизма, романтизма и XX века, которые являлись выдающимися музыкантами-исполнителями? (желательно указать страну, где жил музыкант).

3. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов обращался к народному песенному творчеству?

4. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

5. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

6. Вспомните авторов, название, жанр музыкальных произведений, посвященных картинам природы. Как мы называем музыку такого содержания?

7. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

8. Вспомните, в каких операх партии мужских персонажей исполняет женский голос (автор,название оперы, персонаж)?

9. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

10. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

11. Перечислите произведения, созданные на сюжеты произведений А.С. Пушкина (автор, жанр, название).

12. Объясните значения слов «фортепианное трио», «струнный квартет», «фортепианный квинтет». Кто из композиторов писал произведения для данных составов?

13. Объясните значение слова «цикл». Приведите примеры различных циклов.

14. Назовите указанные ниже произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония П.И. Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».

15. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Л.В.Бетховена?

16. Кто из известных отечественных композиторов конца XIX – начала XX века получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?

17. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

18. Что такое партитура, в каком порядке записываются в партитуре музыкальные инструменты?

19. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?

20. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).

21. Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С. Прокофьева?

22. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

23. Приведите примеры симфонических произведений, в которых звучит хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).

24. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии? Опишите особенности сонатно-симфонического цикла. Какие части менялись в процессе эволюции?

25. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?

26. Завершите: «Имя П.И. Чайковского присвоено…»

27. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

28. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

29. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт.

30. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, в каких тональностях написаны? Сделайте подробное описание (анализ) характера и создающих его средств музыкальной выразительности главной темы данного произведения.

31. Как строится музыкальная форма «вариации на мелодию ostinato»? её второе «русское» название?

32. Как переводится термин «ostinato»? Что такое «остинатный ритм»?

33. Объясните значение слов «сюита», «миниатюра». Приведите примеры.

34. Объясните различия православной и католической церковной культур, распределите по направлениям и объясните названия «месса», «знаменный распев», «всенощное бдение», «грегорианский хорал», «литургия». Приведите примеры.

35. На каком языке поют в католическом богослужении? Приведите пример из современной музыки.

36. На чьи стихи писал свои симфонии Д.Д. Шостакович? Приведите примеры.

37. Расшифруйте название «ХТК». Назовите автора. Объясните значение названия и его смысл.

38. Назовите основные сольные вокальные номера опер. Кратко изложите их особенности и различия.

39. Распределите фамилии композиторов в соответствии с музыкальным направлением (эпохой), к которому относится его творчество: Ф. Шопен, А. Брукнер, А. Скрябин, Г. Гендель, А. Вивальди, П. Чайковский, С. Рахманинов, Ф. Шуберт, Л. Бетховен, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Ж. Бизе, А. Бородин, И. Глазунов, Р. Шуман, Ш. Гуно, С. Прокофьев, Д. Скарлатти, В. Моцарт, М. Мусоргский, Д. Шостакович, Г. Свиридов.

40. Опишите особенности музыкального языка С. Прокофьева. Аргументируйте примерами.

Из данного перечня будет выбрано 18 вопросов для письменного экзаменационного ответа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: