Обучение как вид педагогической деятельности.




Содержание лекционных занятий

№ раздела № лекции Семестр Неделя семестра Основное содержание Количество часов В т.ч. дистанционно
  1.1     Педагогическая деятельность, ее объект и предмет. Виды педагогической деятельности    
  1.2     Обучение как вид педагогической деятельности    
  1.3     Воспитательная работа как вид педагогической деятельности    
  2.1     Педагогика как наука, ее объект и предмет    
  2.2     Педагогика в системе наук о человеке    
  2.3     Методы педагогического исследования    
  2.4     Педагогическое взаимодействие.    
        Итого:    

 

Содержание практических (или семинарских) занятий

№ раздела № занятия Семестр Неделя семестра Основное содержание Количество часов В т.ч. дистанционно
  1.1     Педагогическая мастерская    
  1.2     Основы педагогической деятельности    
  1.3     Обучение как вид педагогической деятельности    
  1.4     Общение как основа педагогической деятельности    
  1.5     Видеокейс (по х/ф «Триумф Рона Кларка»)    
  2.1     Педагогика в системе наук о человеке    
  2.2     Инновации в педагогике    
        Итого:    

Задания.

Задания нет

Основы педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие педагогической деятельности.
  2. Перспективы развития педагогической деятельности.
  3. Педагогическая профессия в современном мире.

СРС:

  1. Прочитайте материал лекции на тему «Основы педагогической деятельности». Выучите основные понятия темы.
  2. Выпишите из Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год, статья 2) основные понятия современного образования. Изучите и запомните эти понятия. (Примечание: можно распечатать материал и вклеить в тетрадь).
  3. Посмотрите видеокейсы о профессии педагога (электронный адрес: https://postupi.online/professii/?fletter=51) и определите общие черты педагогической деятельности.
  4. Всякий ли человек может стать учителем? Напишите эссе на данную тему. Прочитайте материал главы 6 учебного пособия «Профессия – учитель» и определите, как авторы отвечают на вопрос: «Всякий ли человек может стать учителем?»
  5. Проведите самодиагностику (тест) и сделайте вывод о своем отношении к педагогической профессии (Приложение 2).
  6. Познакомьтесь с будущими педагогическими профессиями. Какую из них вы хотели бы получить и почему?

Основная литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Дополнительная литература:

  1. Профессия – учитель: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005.
  2. Профессии будущего в сфере педагогики. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://postupi.online/journal/novie-professii/pedagogicheskie-professii-buduschego/

Приложение 1

Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Приложение 2

Самодиагностика (тест)

Проанализируйте свое отношение к педагогической профессии (да, нет).

· Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (ответ на критику, замечание).

· У вас долго в душе сохраняется осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?

· У вас часто бывают подъемы и спады настроения?

· Вы долго и тяжело переживаете критику в свой адрес?

· Вас очень утомляет шумная, веселая компания?

· Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?

· Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книг, чем спросить об этом других?

· Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?

· Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?

· Вы предпочитаете узкий круг постоянно знакомых широкому кругу новых знакомых.

Ключ: Если вы на большинство вопросов ответили утвердительно, то, по-видимому, вы будете испытывать большие сложности в процессе общения с детьми, учителями и сверстниками.

(Источник: Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33.).

 

Обучение как вид педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность процесса обучения.
  2. Урок – форма обучения.
  3. Стили учения и стили преподавания.

СРС:

  1. Прочитайте лекционные материалы. Подготовьтесь к обсуждению на семинаре.
  2. Составьте словарь основных терминов по теме семинара. Укажите ссылки на источники информации.
  1. Выполните краткий конспект статьи М.М. Поташника «Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий?». Согласны ли Вы с мнением автора? Объясните свой ответ.
  2. Составьте таблицу стилей преподавания. Определите, к какому стилю, возможно, Вы относитесь.
  3. Подготовьте презентацию книги В.В. Серикова «Обучение как вид педагогической деятельности» (индивидуально или в паре).
  4. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на вопрос, поставленный автором. «Ссылаясь на психологов, которые говорят о «лютой скуке», о «сенсорном голоде» как о причине «одичания» подростков-правонарушителей, Г. Полонский пишет: «Перегружена, задавлена информацией память, но беспризорной и несытой осталась мысль, и вот она тычется, скулит… Как ее увлечь? Как быть с эмоциональным авитаминозом? Эта хворь недопустима в отрочестве, в юности; мы даже не знаем, можем лишь со страхом догадываться, какие тяжкие осложнения, какие деформации личности сулит она на всю жизнь».

И автор ставит вопрос: «Как навсегда разлучить школьную науку со скукой, с мукой, с глаголами «грызть» и «долбить»?» (Источник: Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя). – С. 70).

Основная литература:

  1. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 40-48.
  2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – (Профессионализм педагога).

Дополнительная литература:

  1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006.
  2. Методика «Психологический портрет учителя / родителя (Г.В. Резапкина)». Источник: https://www.gurutestov.ru/test/22/
  3. Поташник М.М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий? // Народное образование. – 2010. - №7.

Приложение 1

Характеристика стилей педагогической деятельности

(по А.К. Марковой и А.Я. Никоновой)

Индивидуальный стиль деятельности педагога – это!устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности» (с. 40).

4 типичных стиля, два из которых полярные (эмоциональные и рассуждающие) и два промежуточные (методичный и импровизационный).

Методичность и импровизационность определяются составляющими содержательных характеристик, а эмоциональность и рассудительность — составляющими динамических характеристик. Импровизационность характеризуется в целом большей развернутостью исполнительной фазы деятельности по сравнению с ориентировочной и контрольной, для методичности в целом характерна большая свернутость исполнительных действий по сравнению с ориентировочными и контрольными. Эмоциональность характеризуется в целом гибкостью, импульсивностью, повышенной чувствительностью, для рассудительности в целом характерны традиционность, осторожность, сниженная чувствительность.

Учителя рассуждающих стилей (3-4 стили) отличаются от их эмоциональных коллег (стили 1-2) сниженной чувствительностью, обусловливающих их меньшую зависимость от ситуации на уроке, отсутствие демонстративности, самолюбования. Для них характерны осторожность, традиционность.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, умением увлечь им учеников, умением руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточные закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся), недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Для преодоления этого рекомендуем вам несколько уменьшить время, отводимое на объяснение нового материала, в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого периодически обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Регулярно контролируйте знания учащихся (для этого можно систематически давать им небольшие проверочные работы). Никогда не переходите к изучению следующей темы, не будучи уверенными, что предыдущая усвоена всеми учащимися.

Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью уроков, а особенностями самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь действительно правильного ответа, никогда не исправляйте ошибки сразу: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и. анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, активизировать учеников, возбуждать у них интерес к особенностям самого предмета, использовать разные формы и методы обучения.

В результате у ваших учеников прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения. Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим ученикам — не исправляйте сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добивайтесь, чтобы опрашиваемый исправил и детально оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, объективной самооценкой, сдержанностью.

У ваших учеников интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако для вашей деятельности характерны и недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, и недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире варьируя разнообразные методы работы.

Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем, проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и вам не придется делать много дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, высокой требовательностью. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использовать разнообразные формы и методы обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у ваших учеников сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с частым отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. Нередко на уроках отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Если вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будете использовать только их, ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное, они будут слабо ориентироваться в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи, ситуативные диалоги, языковые игры, стихотворения, диафильмы. (Источник: Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 40-48.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: