г) все перечисленное верно.




Типовые тестовые задания

1. Основоположник отечественной гигиены в России:

 

а) Доброславин А.П.;

б) Семашко Н.А.;

в) Соловьев З.П.;

г) Чарльз Дарвин.

 

2. Термин «гигиена»:

 

а) наука о жилище;

б) наука о форме и строении человека;

в) наука о правильном и рациональном образе жизни;

г) наука о жизнедеятельности живого организма.

 

3. Основная, функциональная роль водорастворимых витаминов:

 

а) калорическая;

б) каталитическая;

в) пластическая;

г) энергетическая.

 

4. Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):

 

а) 30–45–25;

б) 15–50–35;

в) 20–60–20;

г) 25–50–25.

 

5. Требования, предъявляемые к искусственному освещению:

 

а) соответствовать назначению помещения;

б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;

в) не оказывать слепящего действия;

Г) все перечисленное верно.

 

6. Факторы, влияющие на здоровье:

а) генетические предпосылки;

б) особенности питания;

в) личная гигиена;

г) адекватная самооценка;

Д) все перечисленное.

 

7. Не относится к гигиеническим требованиям в одежде:

 

а) сохранение теплового комфорта;

б) не затруднять движений человека;

в) быть модной;

г) легко очищаться от загрязнений.

 

8. Особенность построения урока в начальной школе:

 

а) разнообразие видов деятельности;

б) наглядность;

в) проведение физкультминутки;

Г) все перечисленное верно.

 

9. Условие, способствующее развитию близорукости у детей и подростков:

 

а) недостаточность освещения рабочего места;

б) правильная ориентация окон;

в) наличие арматуры на лампах;

г) достаточное освещение.

 

10. Основные гигиенические требования в классной комнате к освещенности:

 

а) ориентация: юг, юго-восток, восток;

б) ориентация запад, юго-запад;

в) ориентация на север;

г) установка цветных стекол.

 

11. Санитарно – эпидемиологический надзор за условиями обучения детей включает:

 

а) гигиеническую оценку состояния школьных зданий (достаточность площадей, степень благоустройства);

б) оценку соблюдения норм учебной нагрузки;

в) оценку режима учебного дня;

г) контроль организации медицинского обеспечения школ;

Д) все перечисленное верно.

 

12. Элемент, не являющийся основным в гигиенической рациональности организации урока в старших классах:

а) плотность урока;

б) количество продолжительности и чередования видов деятельности;

в) применение ТСО;

г) наличие физкультурных минуток.

 

13. Общие требования, предъявляемые к школьной мебели:

 

а) соответствие росту учащихся;

б) окраска в светлых тонах;

в) легкость;

г) все перечисленное верно.

 


Типовые ситуационные задачи для практического вопроса


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
Определите энергозатраты ребенка в возрасте 4-6 лет, его физиологическую потребность в белках, жирах, углеводах. Укажите перечень продуктов, наиболее ценных источников белков, жиров, углеводов для детей этого возраста.

Решение: для полноценного, сбалансированного питания просто крайне необходимо присутствие в рационе всей группы основных пищевых элементов: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды.

Причём всё это непременно должно быть в оптимальных соотношениях, чтобы обеспечить правильное разностороннее развитие всего детского организма.

В процентном соотношении для восстановления запаса энергии в рационе углеводов должно быть 55-60%, белков 12-14%, жиров 25-35%. Запомните, что в правильном соотношении основных питательных веществ это должно выглядеть так -1:1:4.Ещё один важный момент в питании: белкам животного происхождения должно быть отведено 75%, жирам животного происхождения 85%, а лишь 15% жирам растительного происхождения.

 

Белки в пищевой рацион могут поступать из молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, а также не забывайте яйца. Поэтому ежедневно малыш должен получать около 500мл молока и молочных продуктов. Лучше если в его питание Вы введёте кисломолочные продукты. Такие как: творог и сыр. Из них малыш получит не только полноценный белок, но и кальций, а также ещё и витамин В12. В меню мясо и мясные субпродукты в виде сердца, языка, печени должны составлять 100г в день, а рыба 50г. В них находятся различные микроэлементы: железо, Витамин А, витамин В12 и фолиевая кислота.

Жиры в пищевой рацион поступают из сливочного и растительного масла. Вам нужно обратить внимание на цифры, рекомендованные в «Натуральных нормах питания»: сливочного масла — 25г в день, а растительного 8-10г. Чтобы не мешать детскому организму успешно развиваться, старайтесь их не нарушать.

Углеводы ребёнок получает из круп, макаронных и хлебобулочных изделий, сахара и кондитерских изделий, овощей и фруктов(капуста, свёкла, морковь, кабачки, тыква, томаты, огурцы и различная зелень).

Из всех кондитерских изделий самый полезный для ребёнка мёд. На втором месте джем, варенье, зефир, пастила, мармелад.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.

 


При обследовании класса, находящегося на первом этаже школы, было установлено, что световой коэффициент равен 1: 5, а величина КЕО на последней парте третьего ряда составляет 1,0%.
Вопросы:
Оценить условия естественного освещения в классе в целом и на рабочем месте?

 

Решение: для класса общеобразовательной школы нормативное значение светового коэффициента составляет 1:4 - 1:6, а значение коэффициента естественной освещенности на рабочем месте - не менее 1,5%. Сравнив нормативные данные с данными задачи можно сделать вывод о том, что освещенность класса в целом, определяемая по светового коэффициента, соответствует гигиеническим параметрам, и, следовательно, есть основания полагать, что должна быть обеспечена и соответствующая нормативным данным освещенность рабочего места. Однако, в данном конкретном случае последний показатель нормативным данным не соответствует. Такое несоответствие может быть связано с рядом обстоятельств:I- затененностью окон класса рядом стоящими зданиями, 2 - наличием грязи на стеклах или шторами, перекрывающими большую часть стеклянной поверхности окон, 3- избыточным озеленением подоконников. 4 - чрезмерно темной окраской стен класса и др.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3


При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 25"С, относительная влажность воздуха - 80%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с.
Вопросы:
Дать заключение о микроклиматических условиях в классе, о теплоощущениях людей находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.
Решение: Нормальное значение температуры воздуха в классе 18-20°С, относительная влажность воздуха - 40-60%, скорость движения воздуха - 0,2-0,4 м/с. При таких значениях параметров микроклимата люди, находящиеся в классе, будут чувствовать себя комфортно. В обследованном классе температура и влажность воздуха повышены, а скорость движения воздуха понижена, в результате чего теплоотдача с поверхности тела людей, находящихся в классе, будет затруднена. При таком микроклимате в класса будет жарко и душно. Повышенная температура снижает возможности теплоотдачи способами проведения и излучения, повышенная влажность уменьшает возможность теплоотдачи способом испарения, а малая скорость движения воздуxa свидетельствует о слабом воздухообмене в помещении и уменьшает возможности теплоотдачи способами проведения и испарения.

Для улучшения микроклимата следует усилить вентиляцию (аэрацию) класса за счет более частого и интенсивного проветривания. Следует подумать и о регулировании теплоподачи в батареях центрального отопления за счет снижения температуры теплоносителя или уменьшения объема его поступления путем прикрытия вентиля.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.


Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60 м2, высоту потолка - 3 м. В зале работают 15 компьютеров, из которых 7 не имеют сертификатов соответствия. Компьютеры в классе размещены вдоль боковых стен помещения, что приводит к перекрестному облучению рабочих мест. Расстояния между рабочими столами 1 м, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1 м, рабочие места не изолированы друг от друга, высота рабочих столов 600 мм. Экраны мониторов находятся на расстоянии 50 см от глаз. Продолжительность урока – 2 час.
Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8%. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность на поверхности столов составляет 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы 250, относительная влажность 25%, в помещение отсутствует вентиляционная система. После оборудования компьютерного класса измерения электрического и магнитного полей не проводилось.
Вопросы:
1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере.
2. Какое негативное действие могут оказывать электромагнитные поля компьютера на здоровье пользователя.
3. Перечислите требования к компьютерному классу.
4. Перечислите факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере.
5. Назовите допустимую продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.
6. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?
7. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?
8. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.
9. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

Решение:

1. Рабочие места оператора ЭВМ должны располагаться так, чтобы естественный
свет падал слева. Расстояние между столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между
боковыми поверхностными ЭВМ не менее 1,2 м. Высота стола не менее 680 мм. Экран
должен быть на расстоянии 50-70 см от глаз оператора.

Площадь на одно рабочее место не менее 6м,

2. Действие электромагнитных полей:

а- влияют на биохимические процессы в организме, в том числе на минеральный обмен железа, фосфора и алюминия,

б- изменяют лимфоцитарную систему крови и нарушают иммунную систему,

в- ухудшают процесс запоминания,

г- нарушают кровоснабжение головного мозга.

3. Требования к компьютерному классу. Класс для занятии с ЭВМ должен быть оборудован одноместными столами, провода электропитания и кабель локальной сети следует совмещать с подставкой для ног. Высота стола и размер стула должны соответствовать росту учащихся. Площадь на одно рабочее место с ЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6 м2, а объем- не менее 24 м3. Помещения должны быть оборудованы пристенными шкафами или полками для хранения портфелей учащихся. Звукоизоляция ограждающих конструкций должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума.

4. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм школьника при работе на компьютере:

а- светотехнические параметры дисплея,

б- уровень освещения и параметры микроклимата,

в- расстояние между глазами и экраном дисплея,

г- электромагнитные излучения,

д- время и режим работы на компьютере,

е- статическая нагрузка,

ж- напряженность электростатического поля.

5. Продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.
Длительность работ на ЭВМ студентов во время учебных занятии определяется

курсом обучения и характером работы:

а- для студентов первого курса - 1 час,

б- для студентов старших курсов - 2 часа, с перерывом 15-20 минут после каждого часа работы.

Для школьников:

а- учащихся 1 классов - 10 минут,

б- учащихся 11- VI классов - 15 минут,

в- учащихся VI-VII классов - 20 минут,

г- учащихся VIII-XI классов - 25 минут,

д- учащихся X-XI классов при сдваивании занятий - на первом занятии -30 минут, на втором - 20 минут.

6. Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям: температура воздуха 18-22 °, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с.Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей.

7. Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 Ж. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1,2% приориентации окон на север или северо-восток.

Следует помнить, что снижение КЕО может происходить по причине загрязненияоконных стекол или за счет использования занавесок.

8. Сухой воздух является причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, в том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться причиной развития аллергических заболеваний.

9. В данном помещении, для повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированой или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и его аэроионный состав.

10. Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и проблема правильной ориентации.

11. Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.


Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент – 1:4, коэффициент заглубления – 2,7: КЕО на последней парте крайнего ряда 1,05%.
Нормативные документы: СП 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1078 – 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».
Вопросы:
1.Какая и почему ориентация окон является наиболее неблагоприятной для учебных помещений?
2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного освещения помещений в целом?
3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на рабочем месте?
4. Дайте определение светотехнического показателя естественного освещения помещения.
5. Каким прибором проводится измерение уровня освещения?
6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.
7. Назовите недостатки освещения, создаваемой лампами накаливания.
8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп.
9. Дайте определение стробоскопического эффекта, его возникновения.

 

Решение:

А. Естественное освещение данного кабинета является недостаточным, т.к. коэффициент заглубления составляет 2,7 (при норме, не более 1:2,5) КЕО на последней парте крайнего ряда составляет 1,05% (при норме не менее 1,5%). Световой коэффициент (1:4) удовлетворяет требованиям. Оптимальной также является юго-восточная ориентация окон.

1.Неблагоприятной ориентацией являются западная и юго-западная ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются дискомфортные условия в отношении освещения и температуры. Во второй половине дня отмечается перегрев помещений вследствие увеличения % инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.

2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом необходимо
использовать такие показатели, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ), а также коэффициент естественного освещения.

3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические показатели: угол падения и угол отверстия. Угол падения - угол, под которым лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Угол отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода, ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем противостоящего здания.

4. Светотехнические показатели уровня освещения являются коэффициентом
естественного освещения (КЕО) - выраженное в процентах отношение величины
естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении.

5. Освещенность определяется с помощью люксметра.

6. Искусственное освещение должно быть достаточным и равноценным.

7. Основными недостатками освещения, создаваемого лампами освещения являются
слепящее действие и создание резких теней.

8. Основными недостатками люминесцентного освещения являются нарушение цветопередачи, что ограничивает их применение на производствах, связанных с точным определением цветов и их оттенков, в кожных кабинетах и патологоанатомических отделениях. Кроме того, недостатком люминесцентных ламп является их пульсация, что при работе с быстровращающимися деталями вызывает стробоскопический эффект.

9. Стробоскопический эффект выражается в нарушении восприятия скорости и направления движения быстровращающихся деталей, что на производстве может привести к травматизму.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.

 


В школе населённого пункта для учащихся 1-2 классов необходимо организовать профилактическое УФ-облучение с использованием ламп ЭУВ-30. Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 мэр. Площадь каждого класса 52 кв. метра. Высота 3 м. Нормативные документы: МУ «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением искусственных источников ультрафиолетового излучения» Минздравпром № 5046-89.
Вопросы:
1. Рассчитайте необходимое количество эритемных ламп из расчёта, что дети должны получать биодозы (для получения 1 биодоз необходим световой поток равный 5000 мэр).
2. Какова структура солнечного спектра?
3. Биологическая роль отдельных зон УФ-излучения.
4. Причины (естественные и искусственные) возникновения УФ-недостаточности.
5. Изменения в организме при световом голодании.
6. Дайте краткую характеристику искусственных источников УФ-излучения.
7. Показания и противопоказания к облучению людей. Понятие биодозы, методика её определения.
8. Виды облучательных установок (длительного и кратковременного действия), правила их организации.
9. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении?
10. Правила организации санирующих установок, используемые источники.
11. Методы контроля эффективности санации воздуха в лечебно-профилактических учреждениях. Санитарно-показательные микроорганизмы для оценки санитарного состояния воздушной среды.

Решение:

В данных условиях необходимо организовать «Светооблучательную установку» длительного действия. Время работы установки определяется временем обязательного пребывания детей в классе 4 часа (4 урока).

и по формуле F = 5AS —, где F - общий эритемный поток, S - площадь

помещения, Н - доза облучения, t - время облучения в мин. Рассчитываем общий эритемный поток (биодоза = 5000 мэр; -1250 мэр).

По формуле л=—,где п - кол-во ламп, F- общий эритемный поток, Fi- эритемный поток одной лампы, получаем число необходимых ламп; лампы подвешиваются на высоте 2,5 м от пола равномерно по всей площади класса.

1.В состав интегрального солнечного спектра входит инфракрасное излучение, видимый свет, УФ-излучение.

2. Наиболее биологически активной частью солнечного спектра является УФ-
излучение. Длинноволновый спектр (зона А) обладает общеукрепляющим действием,
повышает защитные (барьерные) функции кожи, стимулирует специфический и
неспецифический иммунитет. Средневолновый спектр (зона В) обладает сугубо
специфическим действием - способствует синтезу витамина Дз, что нормализует
процесс всасывания кальция из желудочно-кишечного тракта.

Коротковолновая часть спектра (зона С) обладает абиотическим действием, что позволяет использовать эту зону для создания санирующих установок для дезинфекции воздуха, поверхностей, игрушек, посуды и других объектов.

3. УФ-недостаточность у человека может возникнуть в силу природного (сезонного)
дефицита; УФ-недостаточность может выступать как профессиональная вредность при
работе в замкнутых пространствах, в метро, шахтах - в условиях полного отсутствия
естественной инсоляции, на Крайнем севере в зимнее время.

4. При световом голодании резко снижаются защитные функции организма. Учащаются простудные и инфекционные заболевания. Обостряются хронические заболевания. Специфические изменения связаны с дефицитом витамина Д - у детей развивается рахит, у взрослых - остеопороз.

5. Существует несколько искусственных источников УФ-излучения. Лампа ЭУВ (эритемная из увиолевого стекла) дающая спектр излучения в зонах А и В. Это позволяет использовать её как для закаливания, так и для профилактики специфических изменений.

Лампа ПРК (прямая ртутно-кварцевая) даёт все три спектра (15% зоны С), что позволяет использовать её как для облучения людей, так и в санирующих установках.

Лампа БУВ (бактерицидная из увиолевого стекла) даёт 78% спектра в зоне С и используется только для санации объектов внешней среды.

6. Показаниями к облучению могут быть естественный дефицит УФ-излучения, а так же необходимость повышения сопротивляемости организма у ослабленных людей. Противопоказания: острые заболевания, нарушение обмена веществ, бластомогенные процессы, аллергические заболевания. Перед облучением определяется биодоза - минимальное количество лучистой энергии, вызывающей эритему на теле незагорелого человека через 6-10 часов после облучения. Биодоза определяется с помощью биодозиметра Горбачева-Дальфельда на участке тела, редко подвергающемуся прямому воздействию солнечных лучей.

7. Все виды облучательных установок делятся на 2 группы:

а) установки длительного действия - светооблучательные установки с использованием
ламп ЭУВ. Эти установки организуются в классах школ и игровых помещениях
дошкольных учреждений. Время работы установок определяется временем
обязательного пребывания детей в данном помещении. Устанавливаемая при этом
мощность лучистого потока зависит от площади помещения и величины необходимого
получения доли биодозы:

б) установки кратковременного действия - фотарии (маячного, кабинного,
лабиринтного типов). В таких фотариях используются лампы ПРК (в фотариях маячного
типа) или ЭУВ (в фотариях кабинного или лабиринтного типов).

8. При профилактическом облучении никогда не начинают с целой биодозы, а только
с её части, исходя из конкретных условий.

9. Основное правило организации установки для санации воздуха - это обеспечение
удельной мощности 0,75-1 ватт на 1 м" при использовании ламп БУВ.

10. Контроль эффективности санации воздуха помещений - периодические посевы для
определения общего микробного обсеменения и определения наличия санитарно-
показательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и зеленящий стрептококк).
Допустимые величины зависят от назначения помещений. Так в операционной перед
началом операции в 1 м воздуха не должно быть ни одной клетки стафилококка и
стептококка.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: