Доклад на тему: «Ирландское и дороманское декоративно-прикладное искусство»




Подготовила:
Отрудько Мария, РСО4

 

Донецк 2020

1. Дороманское искусство.

В 410 г. Рим был разграблен вестготами (германское племя, представлявшее собой одну из двух главных ветвей племенного союза готов. Вестготы считаются одними из предков современных испанцев и португальцев), осевшими после на Пиренейском полуострове, большая часть которого была завоевана арабами. В 493 г. в Италии основали королевство остготы (составляли восточную ветвь готского племенного объединения), сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией. После того, как ушли римские легионы из Британии - местное население кельтов завоевали германские племена англов (германское племя) и саксов (северо-восточная группа древнегерманских племён). Скандинавию заселили норманы (викинги, «северные люди»), а в 11 в. они вторглись и в Англию. На территории Галлии в 5 в. образовалось государство франков (союз западногерманских племён). В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме - возникла первая средневековая империя. Из империи и на ее основе выделились впоследствии Франция, Германия и позже Италия.

Рис.1. Каролингское возрождение.

Интерьер дворцовой капеллы.

От 6-8 вв. сохранились произведения прикладного искусства - бытовая утварь (чаще церковная), ювелирные изделия. Драгоценные материалы и яркие краски являются характерными чертами произведений искусства раннего средневековья. Этот период - господство орнамента. Порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь - любая свободная поверхность была украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.

Рис. 2. Остготская накладка на

ремень в виде орла.

Но особенно орнамент достиг своих высот в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, заменяла собой миниатюру разрастаясь в целую картину. Причудливый узор, яркие краски, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было очень сложным делом, этим, в основном, занимались монахи в специальных мастерских - скрипториях. Особенно славились скриптории французских, ирландских и английских монастырей. Французские рукописи в своем большинстве украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквы в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часто изображаются рисунки христианских символов: крест, голубь и т.д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой происходят еще с дохристианского времени, когда они еще имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении той же плетенки. Животные не смотря на всю стилизацию сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие (например, Евангилие из Дурроу ок. 670 г., Дублин, Тринита-колледж; Евангелие из Эхтернаха, 8в., Париж, Национальная библиотека).


Рис.3. Евангелие из Дурроу, страница с орнаментом.

Иона. VII в. Дублин, Тринити-колледж.

Lib. Ms. 57, fol. 3v.

Скульптура и монументальная живопись в 6-8 вв., к сожалению, развития не получили. Хотя в сохранившейся резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще всего это резьба со стилизованным узором из фигур зверей и птиц, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге ок. Осло, 9-10 вв.). Однако в дороманском искусстве был период, с выраженным влиянием античности: это время Каролингской империи (конец 8 - первая половина 9 в.) - по имени императора франков Карла Великого (768 - 814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим и завоевание Равенны познакомили франков с искусством Древнего Рима и с ранехристианским искусством. Появились произведения искусства, так сказать, подражающие античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, ок. 796-805 гг.) - по примеру церкви св. Виталия в Равенне (6 в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало 6 в.). при Карле Великом особенно хорошо развивалось монастырское строительство. Монастыри, как правило, представляли собой сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей (место в алтаре для хранения богослужебного облачения священников и церковной утвари) при ней и библиотекой со скрипторием (мастерская по переписке рукописей). Внешнее убранство монастырских церквей было крайне скромным (плитки разный оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), зато стены внутри расписывались фресками и покрывались мозаикой. Монументальная живопись в 9 в. была хорошо развита, но памятников сохранилось мало. Фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, давали представление о расположении сюжетов: "Христос в славе" и "Вознесение" помещались в апсиде; на стенах нефов - сцены из Священного Писания, на западной стене - "Страшный суд". Влияние позднеантичной художественной культуры было видно в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движении. А экспрессивность и напряженность повествования - это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

Рис.4. Осебергский корабль, найденный близ Осло

в Осеберге или Усеберге..

2. Достижения ирландского декоративно-прикладного искусства.

Ирландское кружево.

Об истории создания ирландского кружева в сети я обнаружила несколько легенд, причём одна из них нелепее другой. Особенно шедевральным является вариант, многократно повторённый десятками сайтов о рукоделии. Он говорит о том, что кружево придумали ирландские моряки, к творческому порыву их якобы побудила тоска по родине. Путешествуя, они так сильно скучали по своим родным краям, что в порыве ностальгии делали маленькие узорчики в виде небольших листьев, маленьких веточек и цветочков. Дома они просто соединили эти узоры в одно большое полотно, так и появилось знаменитое кружево. Сегодня достоверность данной легенды подвергается сомнению, что вполне естественно, но лично я тоже плохо представляю себе отчаянного рыжеволосого пьяницу и драчуна, терпеливо вяжущего цветочки.

Новая техника мгновенно распространялась, чрез некоторое время вязанием ирландских кружев уже занимались большие семьи.

Рис.5.

 

Другая легенда, более достоверная, утверждает, что данный вид кружева был известен на территории Ирландии еще в пятнадцатом или шестнадцатом веке. Тогда он звался «Nuns Work», потому что его плели исключительно в монастырях. Данная версия гласит, что удивительная техника этого вязания родилась в ужасные для Ирландского народа 1845-е по 1851-е годы, в то время от великого голода погибло несколько миллионов людей, при этом тридцать процентов коренных ирландцев уехало в Америку. Страна так никогда и не смогла восполнить это.

Так или иначе, но Риего де Бланкардье, молоденькая рукодельница, дочь то ли французского, то ли испанского дворянина и коренной ирландки создала метод, который помог крючком убыстрить долгий процесс вязания кружева и при этом получить оригинальную вариацию не только модного, но и дорогого венецианского кружева, оно плелось исключительно на коклюшках либо посредством иглы. Если игольной техникой кусочек кружева делался, скажем, двести часов, точно такое же по размеру полотнище кружева, сделанное посредством крючка, изготовлялось за двадцать часов. В итоге в 1846-ом году кружевница Риего де Бланкардье выпустила свою книгу,которая сразу стала бестселлером. Там она весьма подробно поведала всю технологию вязания знаменитых кружевных ирландских узоров крючком.

Рис.6.

 

Так как ирландское вязание крючком по своей технике представляет собой соединение отдельных мотивов: например, цветы, разнообразные листья, всевозможные розетки, а потом эти детали соединяются сеткой, то данный способ предоставлял возможность полного разделения труда кружевниц. Мама могла вязать, скажем, цветы, старшая дочь листья, а младшая сетку – то есть, каждый из вязальщиков полностью специализировался на каких-то отдельных мотивах, в соответствии со своими пристрастиями и умениями. В итоге, чтобы заработать, вязали все - не только женщины, но и дети, мужчины, даже совсем древние старики и старушки.

У каждого дома были свои секреты, и они строго охранялись, схемы ирландского кружева крючком в каждой семье были свои, работа лихорадочно пряталась, когда в дом вдруг входили посторонние люди. Кстати, это сослужило плохую службу: многие секреты кружевниц утеряны навсегда. Готовые мотивы сдавали в специальные кружевные центры, которые находились в близлежайшем городе. Уже там самые опытные и талантливые мастера собирали из отдельных мотивов готовые вещи. Так рождались не только воротники и манжеты, но и целые платья, летние пальто, и даже элегантные пляжные зонтики.

Рис. 7.

 

Ирландские кружева, в первую очередь, предназначались для украшения туалетов самых богатых, модных и изысканных леди.

В наше время данный вид декоративно-прикладного искусства тоже актуален. Модные дома регулярно используют эту технику в создании коллекций одежды от кутюр.

Рис.8.

ИСТОЧНИКИ:

1. Шедевры прикладного искусства: Ирландское кружево: https://rode.land/tekstil-kruzhevo-vyshivka/77-shedevry-prikladnogo-iskusstva-irlandskoe-kruzhevo.html

2. Дороманское искусство: https://sabelskaya.livejournal.com/31267.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: