АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ




ПРОБЛЕМА

Поиск проблемы – это процесс обобщения. Постарайтесь понять, зачем автор написал этот текст? Помните, одной проблеме могут быть посвящены десятки текстов, потому что вопрос, о котором рассуждает автор – это общая идея. Всё, что происходит в тексте, – это вспомогательный материал. Мы пользуемся дедукцией: идём от частного к общему. Например, вам даны три текста. В одном говорится об истреблении редкого вида птиц, в другом – о загрязнении воды, в третьем – об озоновом слое. Тексты разные, но связаны одной ПРОБЛЕМОЙ – пагубное влияние человека на природу.

 

Проблемы могут быть: философские (общие вопросы развития человека, общества, природы), социальные (устройство и жизнь общества), политические (деятельность государственной власти), нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей), экологические (взаимодействие человека и окружающей среды), эстетические (восприятие человеком прекрасного).

КОММЕНТАРИЙ

Написание комментария – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы. Функция комментария – связь между проблемой и позицией автора. В этой части сочинения вы должны показать ход мысли автора, т.е. КАК ОН РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ. Если в процессе выделения проблемы вы идёте от текста к идее, то теперь вы идёте от идеи к тексту. Чтобы успешно написать комментарий, необходимо ответить на вопросы: каким образом вы поняли, что за проблема стала предметом внимания автора, и зачем автору говорить об этом?

  Клише для публицистического текста Клише для художественного текста Примечания ВНИМАНИЕ!
Комментирование проблемы 1) Проблема раскрывается автором на примере… 2) В качестве примера автор рассматривает… 3) Автор заставляет читателя задуматься (над чем?)… 4) В размышлениях автора звучит мысль о том,. 5) Автор доказывает, что / убеждён, что / разделяет мнение (кого?) / искренне восхищён (огорчён) (чем?)… 1) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни / взаимоотношений (кого с кем?)… 2) Не случайно писатель изображает (что / кого?)… 3) Поступок героя свидетельствует о том, что… 4) Слова / мысли героя показывают, что… 5) Автор осуждает (одобряет) поступок героя / сочувствует герою… 6) Симпатии автора на стороне (кого?)… Необходимо наличие ДВУХ примеров из текста, важных для понимания проблемы   Примеры из текста могут быть оформлены: а) косвенным цитированием; б) прямым цитированием; в) ссылка на номера в предложениях.   Опора на текст ОБЯЗАТЕЛЬНА   Необходимо анализировать текст, а не пересказывать его   Комментарий должен относиться именно к той проблеме, которую вы обозначили

 

Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на.., приводит пример того, как.., отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли (чем? как?), опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Позиция автора – это ИТОГ размышлений автора, вывод, к которому он приходит. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – ответ на него. Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемому, т.е. необходимо обращать внимание на слова-маркеры, оценочную лексику, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Особенно это касается художественного текста, где позиция автора чаще всего выражена косвенно. Анализируя художественный текст, помните, что позиции автора и рассказчика могут не совпадать.

  Клише Примечания ВНИМАНИЕ!
Позиция автора 1) Автор считает, что… / подводит читателя к выводу о том, что… / призывает нас (к чему? что делать?) / убеждает на в том, что… / осуждает (кого? что? за что?)… 2) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… 3) Позиция автора такова: … / может быть сформулирована следующим образом… 4) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. 5) Основная цель автора заключается в том, что… 6) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что… Формулировать позицию автора нужно, придерживаясь некоторых правил:   - позиция автора должна быть выражена точно и не слишком широко   - позиция автора относится именно к той проблеме, которую вы заявили   - авторская позиция – это позиция АВТОРА, а не героя-рассказчика   -позиция автора не должна быть подменена цитатой без пояснений Позиция автора обычно находится в финале   Не забывайте о средствах выражения позиции автора: - главное, важно, нужно, надо… - бессовестный, агрессивно, великое благо… -стилистические фигуры, тропы - к сожалению, к несчастью, ко всеобщей радости… - «Учитесь у великих»   Избегайте сложных метафор при формулировке

 

 

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с точкой зрения автора. Ваше мнение должно быть сформулировано в ОТДЕЛЬНОМ предложении и подкреплено ДВУМЯ АРГУМЕНТАМИ.

Аргументация – это способ доказательства какой-либо мысли с помощью примеров, объяснений. Аргумент – это основание, довод, подтверждающий или опровергающий какую-либо мысль. Структура аргумента: тезис или контртезис (ваша позиция) – логический переход – иллюстрация – вывод.

Пример:

Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения: речь человека – это показатель интеллектуального и нравственного развития человека. (тезис)

Подтверждение этой мысли мы можем отыскать в художественной литературе: не случайно писатели часто используют речь персонажа как один из важнейших способов характеристики персонажа. (логический переход) Примером может послужить произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль». Речь отрицательных персонажей комедии – г-жи Простаковой, Тараса Скотинина, Митрофанушки – изобилует просторечными словами и ругательствами. (иллюстрация) Эти особенности речи, наряду с поступками героев, не позволяют читателю усомниться в том, что люди эти невежественны и грубы; а следовательно – недостойны подражания. (микровывод)

Не менее убедительным кажется и другой пример, взятый из книги М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». (логический переход) Внимание автора в одном из описанных эпизодов заострено на слове-паразите «блин». М. Кронгауз неоднозначно высказывается насчёт употребления этого слова интеллигентными людьми: его смущает не столько оно, сколько то, другое, слово, которое «блином» подменили. Публицист убеждён, что воспитанный человек не может позволить себе произносить подобные слова, так как это недостойно и вульгарно. (иллюстрация) Действительно, навык грамотной устной речи свидетельствует о начитанности и внутренней культуре человека. (микровывод)

В заключение необходимо отметить, что речь характеризует человека не хуже, чем его внешний облик и манеры. Следить за её качеством нужно так же, как мы следим за качеством пищи, которую мы употребляем, одежды, которую мы носим, и жизни, которую мы ведём. (вывод)

Виды аргументов Клише ВНИМАНИЕ!
- рациональные (реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов)   - иллюстративные (конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры)   - ссылки на авторитет (мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнение очевидцев, общественное мнение) 1) Я полностью разделяю мнение автора / согласен с точкой зрения автора 2) Я отчасти разделяю мнение, высказанное автором 3) Нельзя не согласиться с мнением автора / Я не могу согласиться с точкой зрения автора   1) Вспомним (что?) / обратимся (к чему?), чтобы… 2) В качестве примера может послужить / Примером, иллюстрирующим / подтверждающим мою позицию, может служить / 3) Над проблемой (чего?) размышляет (кто?) в (чём?)... / О проблеме (чего?) говорит (кто?)… / Эта проблема поставлена не только (автор данного текста в Т.п.), но и (кем? где?) 4)Размышляя о… можно обратиться к тексту (какому? кого?) 5) Вопрос о (чём?) актуален для русской / зарубежной литературы. Например, …   Двумя баллами оцениваются аргументы из художественной, публицистической и научно-популярной литературы   Одним баллом оцениваются все остальные виды, если они УБЕДИТЕЛЬНЫСсылка на автора и произведение ОБЯЗАТЕЛЬНА, если вы приводите литературный аргумент   Приводя в пример пословицы, поговорки, афоризмы, не забывайте их проанализировать, а не просто указать   Примеры из жизни не должны выглядеть как выдуманные   Не отходите от тезиса! Не забывайте ЗАЧЕМ вы приводите аргумент, ЧТО вы доказываете. Соотносите всё, что вами сказано, с тезисом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виды заключения Клише ВНИМАНИЕ!
- обобщение основных мыслей автора (Итак, автор показал нам, что истинный подвиг – это способность преодолеть самого себя.) - вопросительное предложение / риторический вопрос (Разве имеем мы право вмешиваться в чужие судьбы?) - призыв / обращение к читателю (Подумайте: кем вы хотите быть – творцом или зрителем?) - цитата (УМЕСТНАЯ!) 1) Подводя итог своих размышлений, я хочу сказать… 2) В заключение необходимо сказать…/ хочу подчеркнуть / важно отметить 3) Таким образом, / Итак, / Следовательно, 4) Обобщая сказанное, можно сделать вывод… 5) Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…   Заключение должно органично вплетаться в текст   Не забывайте о логике текста

 

*ВСТУПЛЕНИЕ

Виды вступления Клише ВНИМАНИЕ!
- описание мыслей, чувств, впечатлений, которые возникли после прочтения текста - цитата (данный или иной текст / афоризм) - обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям - обращение к известным истинам - аналитическое (размышление о понятии-теме текста) - историческое 1) Текст пробудил во мне воспоминания о… 2) «…,» - пишет автор, приглашая читателей поразмышлять над проблемой… 3) Вся жизнь (автор) была связана / наполнена / посвящена… 4) Всем известно, что… / Ни для кого не секрет, что… / Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывался о… 5) XX век для России стал эпохой испытаний… Вступление не является обязательной композиционной частью сочинения   Если вы пишете вступление, помните, что оно должно соотноситься с тем, что вы напишете ниже

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: