ПРОБЛЕМА
Поиск проблемы – это процесс обобщения. Постарайтесь понять, зачем автор написал этот текст? Помните, одной проблеме могут быть посвящены десятки текстов, потому что вопрос, о котором рассуждает автор – это общая идея. Всё, что происходит в тексте, – это вспомогательный материал. Мы пользуемся дедукцией: идём от частного к общему. Например, вам даны три текста. В одном говорится об истреблении редкого вида птиц, в другом – о загрязнении воды, в третьем – об озоновом слое. Тексты разные, но связаны одной ПРОБЛЕМОЙ – пагубное влияние человека на природу.
Проблемы могут быть: философские (общие вопросы развития человека, общества, природы), социальные (устройство и жизнь общества), политические (деятельность государственной власти), нравственные (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей), экологические (взаимодействие человека и окружающей среды), эстетические (восприятие человеком прекрасного).
КОММЕНТАРИЙ
Написание комментария – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы. Функция комментария – связь между проблемой и позицией автора. В этой части сочинения вы должны показать ход мысли автора, т.е. КАК ОН РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ. Если в процессе выделения проблемы вы идёте от текста к идее, то теперь вы идёте от идеи к тексту. Чтобы успешно написать комментарий, необходимо ответить на вопросы: каким образом вы поняли, что за проблема стала предметом внимания автора, и зачем автору говорить об этом?
Клише для публицистического текста | Клише для художественного текста | Примечания | ВНИМАНИЕ! | |
Комментирование проблемы | 1) Проблема раскрывается автором на примере… 2) В качестве примера автор рассматривает… 3) Автор заставляет читателя задуматься (над чем?)… 4) В размышлениях автора звучит мысль о том,. 5) Автор доказывает, что / убеждён, что / разделяет мнение (кого?) / искренне восхищён (огорчён) (чем?)… | 1) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни / взаимоотношений (кого с кем?)… 2) Не случайно писатель изображает (что / кого?)… 3) Поступок героя свидетельствует о том, что… 4) Слова / мысли героя показывают, что… 5) Автор осуждает (одобряет) поступок героя / сочувствует герою… 6) Симпатии автора на стороне (кого?)… | Необходимо наличие ДВУХ примеров из текста, важных для понимания проблемы Примеры из текста могут быть оформлены: а) косвенным цитированием; б) прямым цитированием; в) ссылка на номера в предложениях. | Опора на текст ОБЯЗАТЕЛЬНА Необходимо анализировать текст, а не пересказывать его Комментарий должен относиться именно к той проблеме, которую вы обозначили |
Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на.., приводит пример того, как.., отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли (чем? как?), опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Позиция автора – это ИТОГ размышлений автора, вывод, к которому он приходит. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – ответ на него. Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемому, т.е. необходимо обращать внимание на слова-маркеры, оценочную лексику, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Особенно это касается художественного текста, где позиция автора чаще всего выражена косвенно. Анализируя художественный текст, помните, что позиции автора и рассказчика могут не совпадать.
Клише | Примечания | ВНИМАНИЕ! | |
Позиция автора | 1) Автор считает, что… / подводит читателя к выводу о том, что… / призывает нас (к чему? что делать?) / убеждает на в том, что… / осуждает (кого? что? за что?)… 2) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… 3) Позиция автора такова: … / может быть сформулирована следующим образом… 4) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. 5) Основная цель автора заключается в том, что… 6) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что… | Формулировать позицию автора нужно, придерживаясь некоторых правил: - позиция автора должна быть выражена точно и не слишком широко - позиция автора относится именно к той проблеме, которую вы заявили - авторская позиция – это позиция АВТОРА, а не героя-рассказчика -позиция автора не должна быть подменена цитатой без пояснений | Позиция автора обычно находится в финале Не забывайте о средствах выражения позиции автора: - главное, важно, нужно, надо… - бессовестный, агрессивно, великое благо… -стилистические фигуры, тропы - к сожалению, к несчастью, ко всеобщей радости… - «Учитесь у великих» Избегайте сложных метафор при формулировке |
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с точкой зрения автора. Ваше мнение должно быть сформулировано в ОТДЕЛЬНОМ предложении и подкреплено ДВУМЯ АРГУМЕНТАМИ.
Аргументация – это способ доказательства какой-либо мысли с помощью примеров, объяснений. Аргумент – это основание, довод, подтверждающий или опровергающий какую-либо мысль. Структура аргумента: тезис или контртезис (ваша позиция) – логический переход – иллюстрация – вывод.
Пример:
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения: речь человека – это показатель интеллектуального и нравственного развития человека. (тезис)
Подтверждение этой мысли мы можем отыскать в художественной литературе: не случайно писатели часто используют речь персонажа как один из важнейших способов характеристики персонажа. (логический переход) Примером может послужить произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль». Речь отрицательных персонажей комедии – г-жи Простаковой, Тараса Скотинина, Митрофанушки – изобилует просторечными словами и ругательствами. (иллюстрация) Эти особенности речи, наряду с поступками героев, не позволяют читателю усомниться в том, что люди эти невежественны и грубы; а следовательно – недостойны подражания. (микровывод)
Не менее убедительным кажется и другой пример, взятый из книги М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». (логический переход) Внимание автора в одном из описанных эпизодов заострено на слове-паразите «блин». М. Кронгауз неоднозначно высказывается насчёт употребления этого слова интеллигентными людьми: его смущает не столько оно, сколько то, другое, слово, которое «блином» подменили. Публицист убеждён, что воспитанный человек не может позволить себе произносить подобные слова, так как это недостойно и вульгарно. (иллюстрация) Действительно, навык грамотной устной речи свидетельствует о начитанности и внутренней культуре человека. (микровывод)
В заключение необходимо отметить, что речь характеризует человека не хуже, чем его внешний облик и манеры. Следить за её качеством нужно так же, как мы следим за качеством пищи, которую мы употребляем, одежды, которую мы носим, и жизни, которую мы ведём. (вывод)
Виды аргументов | Клише | ВНИМАНИЕ! |
- рациональные (реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов) - иллюстративные (конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры) - ссылки на авторитет (мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнение очевидцев, общественное мнение) | 1) Я полностью разделяю мнение автора / согласен с точкой зрения автора 2) Я отчасти разделяю мнение, высказанное автором 3) Нельзя не согласиться с мнением автора / Я не могу согласиться с точкой зрения автора 1) Вспомним (что?) / обратимся (к чему?), чтобы… 2) В качестве примера может послужить / Примером, иллюстрирующим / подтверждающим мою позицию, может служить / 3) Над проблемой (чего?) размышляет (кто?) в (чём?)... / О проблеме (чего?) говорит (кто?)… / Эта проблема поставлена не только (автор данного текста в Т.п.), но и (кем? где?) 4)Размышляя о… можно обратиться к тексту (какому? кого?) 5) Вопрос о (чём?) актуален для русской / зарубежной литературы. Например, … | Двумя баллами оцениваются аргументы из художественной, публицистической и научно-популярной литературы Одним баллом оцениваются все остальные виды, если они УБЕДИТЕЛЬНЫСсылка на автора и произведение ОБЯЗАТЕЛЬНА, если вы приводите литературный аргумент Приводя в пример пословицы, поговорки, афоризмы, не забывайте их проанализировать, а не просто указать Примеры из жизни не должны выглядеть как выдуманные Не отходите от тезиса! Не забывайте ЗАЧЕМ вы приводите аргумент, ЧТО вы доказываете. Соотносите всё, что вами сказано, с тезисом. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виды заключения | Клише | ВНИМАНИЕ! |
- обобщение основных мыслей автора (Итак, автор показал нам, что истинный подвиг – это способность преодолеть самого себя.) - вопросительное предложение / риторический вопрос (Разве имеем мы право вмешиваться в чужие судьбы?) - призыв / обращение к читателю (Подумайте: кем вы хотите быть – творцом или зрителем?) - цитата (УМЕСТНАЯ!) | 1) Подводя итог своих размышлений, я хочу сказать… 2) В заключение необходимо сказать…/ хочу подчеркнуть / важно отметить 3) Таким образом, / Итак, / Следовательно, 4) Обобщая сказанное, можно сделать вывод… 5) Хотелось бы ещё раз подчеркнуть… | Заключение должно органично вплетаться в текст Не забывайте о логике текста |
*ВСТУПЛЕНИЕ
Виды вступления | Клише | ВНИМАНИЕ! |
- описание мыслей, чувств, впечатлений, которые возникли после прочтения текста - цитата (данный или иной текст / афоризм) - обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям - обращение к известным истинам - аналитическое (размышление о понятии-теме текста) - историческое | 1) Текст пробудил во мне воспоминания о… 2) «…,» - пишет автор, приглашая читателей поразмышлять над проблемой… 3) Вся жизнь (автор) была связана / наполнена / посвящена… 4) Всем известно, что… / Ни для кого не секрет, что… / Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывался о… 5) XX век для России стал эпохой испытаний… | Вступление не является обязательной композиционной частью сочинения Если вы пишете вступление, помните, что оно должно соотноситься с тем, что вы напишете ниже |