Совокупный спрос и факторы влияющие на него.




Совок. спрос-это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произвед. В эк-ке. Он отражает связь между объемом совок. выпуска(Y) и общем уровнем цен(Р) в эк-ке. Эта связь выражается кривой совокупного спроса. Она показывает кол-во товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести, при каждом возможном уровне цен.

В структуре совокупного спроса выделяют:

1 спрос на потреб.товары и услуги (С)

2 спрос на инвистиц. товары (I)

3 спрос на товары и услуги со стороны гос-ва (G)

4 спрос на чистый экспорт или внешнеэк. расходы (NX)

Движение вдоль кривой АD отражает изменение Y в зависимости от динамики общего ур-ня цен (Р). Отрицательный наклон кривой можно объяснить из ур-ния Фишера. Т.е чем выше ур-нь цен, тем меньше реальных денег в эк-ке, т.е. тем меньше кол-во товаров и услуг можно приобрести. Кроме этого эта зависимость объясняется изменением каждого элемента совокупного спроса от изменения цен, что характеризуется следующими эффектами:

1)Эффект % ставки. Повышение ур-ня цен ведет к росту % ставки, сокращению спроса на заемные ср-ва (инвестиции)→сокращение АD.

2)Эффект богатства или эф. реальных кассовых остатков. Повышение ур-ня цен→уменьшению покупательной способности накопленных активов и след-но к сокращению накопленных активов и → к сокращению реального богатства.

3)Эффект импортных закупок. Рост цен ведет к относит. удешевлению импорта и удорожанию экспорта. Доля импорта возрастает, а доля экспорта сокращается. Поэтому сокращается объем чистого экспорта и →сокращ. Y

К неценовым факторам влияющим на У относятся любые, котор. Воздействуют на С, I, G, NX. Например:

1 изменение благосостояния потребителей, их ожидания, налоги-влияют на C

2 изм. %ставки, субсидии, льготные налоги инвесторам-влияют на I

3 изм. жалования чиновников, реализация гос. программ, расходы на оборону-влияют на G

4 изм. Валютных курсов в условии торговли на внешних рынках и т.д. влияют на NX

28 Госбюджет, его профицит и дефицит. Госбюджет -основной звено любой финансовой сис-мы, это центральный денежный фонд наход. В распоряжении правит-ва.

Доходы госбюджета:

1)налоги, акцизы, таможенные пошлины, гербовые сборы (75-80%)

2)неналоговые поступления: доходы от гос. собственности и торговли (5-8%)

3)взносы в гос фонды соц. страхования(10-12%)

Расходы госбюджета:

1)затраты на соц. услуги(здравоохранение, образование, соц. пособия и т.д.)40-50%

2)затраты на хоз. нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии сельск. хоз-ву(10-20%)

3)на вооружение и материальное обеспичение внеш. пол-ки, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным гос-вам(10-20%)

4)административно-управленческого характера: содержание правит. Органов, полиции, юстиции и т.д.(5-10%)

5)платежи по госдолгу (5-7%)

Бюджет РФ сост. из 3-ех ур-ней:

1 Федер. бюджет и бюджет гос. внебюджетных фондов.

2 Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

3 Местные бюджеты

В наст. время бюджетная сис-ма России включает:

1 фед. Бюджет

2. 21 республиканский бюджет

3. 55 краевых и областных бюджетов+бюджет Питера и Москвы

4 бюджет еврейской автономной области

5 10окружных бюджетов и бюджетов автономных округов

6. 29 тыс. местных бюджетов (районные, поселковые, городские, сельские)

Функции гос. финансов:

-финансирует общественные товары

-перераспределение доходов

-осущ. макроэконом. Регулирование

Дефицит образуется вследствие либо излишних расходов, либо недост. Доходов. Причины могут быть: политич. или чрезвычайные(войны,стихийные бедствия и предвыборные компании);экономические, вызванные эк. спадом, когда сокращение пр-ва и доходов с одной стороны снижает налоговые поступления, с другой стороны вызывает необходимость увеличения расходов(на содерж. безработных, поддержание убыточных производств)

Способы погашения бюджетного дефицита:

1)Эмиссия денег, что ведет к инфляции

2)Займы у коммерческих структур и населения. Этот способ менее инфляционен, однако, имеет следующие недостатки:

А)обостряется вопрос выплаты задолжности из-за процентов необходимых к оплате.

Б)развивается эффект вытеснения частного бизнеса с рынка. Причина в том, что гос-во предъявляет дополнительный спрос на деньги населения, увеличивая %ставку→сокращению инвестиций со стороны частного бизнеса.

36 Равновесие денежного рынка Денеж рынок представляет собой совокупность платежных ср-в,обращающихся в стране на данный момент. Денеж массав обращение представляет собой предложение денег. Правом эмиссии наличных денег обладает только ЦБ.А коммерч банки создают кредитные деньги(чеки выписанные с текущ счета принимаются в качестве ср-ва обращения).По ср-вам расширения кредита коммерч-х банков увеличивается денеж масса функционирующая в эк-ке.Все коммерч банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Манипулирую нормой обяз-х резервов используя эффект денеж мультипликатора(величину обратную номре обязательных резервов,выражающую максим кол-во кредитных денег,кот может быть создана одной денеж единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы),ЦБ расширяет либо сжимает денеж массу в зависимости от цели денеж-кредит пол-ки. Скорость обращения денег означ кол-во оборотов в год,кот совершает в среднем денеж единица в рез-те приобретения товаров и услуг,составляющих реальный ВНП. Монеты и бумаж деньги ЦБ наиболее ликвидные активы(ликвидность-возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь).Банковские депозиты до востребования также явл высоко ликвидными активами(по 1-ому требованию).Больш роль играет ставка% кот определяет сумму кот заемщик уплачивает кредитору в обмен за использование заемных денег.Равновесие денеж рынка отражается в пересечение кривых спроса и предолжения.Оно выражает соответствие кол-ва денег кот рыноч субъекты желают иметь,кол-ву денег предоставляемому банковской системой при равновесной ставке %.

 

18 Сущность и виды инфляции Под инфляцией обычно понимают избыток денег в обращении, что ведет к их обесценению и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновре­менно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на одни товары могут вообще не меняться, а на другие снижаться. Поэтому инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен. Вначале инфляционные процессы сдерживались золотым содержани­ем бумажно-денежной единицы. Инфляция проявляется прежде всего в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным ва­лютам. Падение покупательной способности денег по отно­шению к товарам проявляется в росте оптовых и рознич­ных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией назы­вается долговременное снижение уровня цен. Термин "стагфляция" является производным от стагнации и ин­фляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Причины инфляции. Внешние и внутренние факторы ин­фляции. К внешним факторам относятся: интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран; мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика. Внутренние факторы обусловлены состоянием эконо­мики данной страны: дефицит госбюджета; расходы на военные цели; расходы на социальные цели, не адекватные эффектив­ности национальной экономики; инфляционные ожидания, являющиеся одним из основ­ных факторов инфляции; кредитную экспансию - расширение масштабов бан­ковского кредитования сверх потребностей народного хо­зяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег; чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта; структурные нарушения в экономике — диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложени­ем, доходами и расходами государства и другие факторы. Виды инфляции. В мировой экономической теории и практике известны два типа инфляции: спроса и предло­жения. Инфляция спроса возникает в результате увеличе­ния спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной спо­собности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфля­ция. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др темпы инфляции, можно выделить умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10 % в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200 % в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 200 % в год); суперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц).

По степень сбалансиро­ванности инфляции, можно выделить сбалансиро­ванную инфляцию, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров и услуг, несбалансированную, при которой цены растут разными темпами для различных товаров. По признаку ожидаемости можно выделить ожи­даемую инфляцию, которая ожидается и про­гнозируется правительством и населением, и неожи­данную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении жизни населения.

 

22 Соц.эк.последствия безработицы. закон А.Оукена. Эк.последст. безработицы опред-ся не созданными товарами и услугами,кот для нац эк-ки потеряны безвозвратно.Современ эк теория опред это явление,как отставание объема ВНП когда нац эк-ка не может создавать кол-во раб мест для желающих работать. Безработица им.серьезн соц последствия, работа – это не только источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседн жизнь чел-ка(престиж, самоутверждение).Потеря занятости не только утрату этих статусов,но и выпадение чел-ка из сети обычных сообществ:труд коллектива, круга знакомых и друзей.Исследователи выявили положит корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, псих.заболеваний,ур-нем преступности как и в промыш.развитых странах,так и в нашей. Америк.экономист А.Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчив связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема пр-ва от потенциального.Эта зависимость получила название закон Оукена:если фактич ур-нь беззработицы превышает естественный ур-нь 1%,то отставание объема ВНП составит 2,7-3% от потенциального ур-ня ВНП.Таким образ речь в законе идет о потерях продукции экономикой в целом. Естествен.ур-нь безраб - это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк силы, влияющие на изменения з/п и цен,и достигается взаимная стабильность з/п и цен.

 

14 Потребление и сбережениеЯвление инвестиций предполагают использование категорий предельной склонности к сбережению (MPS) и предел склонности к потреблению (МРС). MPS=∆S/∆J, MPC=∆C/∆J Если в нац эк-ке в большей степени ощутим фактор сбережений,то идеальной будет ситуация когда все сбережения собираются и направляются в инвестиции.Вреальных эк-ках сущ-ет ряд факторов,от кот зависят возможности приблизится к этому идеальному состоянию.Эти факторы определяют активность инвестиций,т.е. максимал превращение сбережений в инвестиции.Ктаким факторам относят: 1).Прогнозируемую величину прибылей тех сфер, или отраслей,в кот будут направлены инвестиции. 2).Альтернативность инвестиций,т.е. величина % ставки,показывающая что более выгодно:вложить ср-ва в реальный сектор эк-ки,либо в банковскую систему. 3).Уровень налогов в эк-ке. 4).Ур-нь инфляции – общ рост цен,преышающий 10-ти% отметку в год сокращает инвестиц.активность,в связи с тем,что деньги при таких условиях перестают выполнять свои ф-ции,в т.ч. ф-цию меры стоимости и ср-во накопления

 

32 Причины возникновения и способы погашении гос.долга. Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимос­тью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государ­ства, превышая его доходы. Дефи­цит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется цикличес­ким дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется цикличес­ким излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношени­ем абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджет­ный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджет­ного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количе­ства денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выби­рают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюд­жетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются прави­тельством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефи­цита могут быть денежные средства, вырученные от про­дажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет дол­жен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и рас­ходами. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производ­ства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад про­изводства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Третья концепция — концепция функциональных фи­нансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэко­номического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, сле­довательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный де­фицит не сказывается негативно на развитии экономики. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В стра­нах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредито­рам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост госу­дарственного долга наблюдается практически во всех стра­нах, что объясняется хронической дефицитностью государ­ственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

 

42 Доходы. доходы населения – сумма денеж ср-в и материал благ,полученнных или произведенных дом.хоз-вами за опред промежуток времени.Роль доходов определяется тем,что ур-нь потребления населения прямо зависит от ур-ня доходов.Денеж доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда,доходов от предпринмат деят-ти, пенсий,стипендий, пособий и т.д.Натуральные доходы включ прежде всего продукцию,произведенную дом.хоз-вами для собственного потребления. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получ-е соц помощи используются показатели,определяющие ур-нь бедности. Абсолютная черта бедности - это минимал ур-нь жизни,определяемый на основе физиологических потребностей чел-ка в продуктах питания,одежде,жилье,т.е на основе набора товаров и услуг,достаточных для удовлетворения осн потребностей чел-ка. Прожиточный минимум – натурал набор продуктов питания,обеспечивающих минимал необходим число калорий,+налоги и обязател платежи. Относительная черта бедности – показывает ск стоит минимал потребительская корзина(черта бедности)относительно среднего уровня достатка в данной стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: