По теме: Методологические проблемы динамики юридического знания




Семинар 6. Практическое задание

Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра теории государства и права

По дисциплине История и методология юридической науки

По теме: Методологические проблемы динамики юридического знания

 

 

Российская пенсионная система функционирует уже более десяти лет. Первые негосударственные пенсионные фонды, созданные в 1993 г., стали первой ступенью по адаптации российской системы пенсионного обеспечения к складывающимся условиям функционирования рынка, значительному расслоению населения по количеству доходов, к росту частного сектора в экономике. На данный момент, однако, российская пенсионная система не может быть конкурентоспособной с иностранными пенсионными организациями. В связи с этим возникает проблема изучения возможности применения зарубежного опыта на пенсионную систему Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
  • выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
  • реализация международных соглашений.

Начало первого этапа пенсионной реформы (1991-2001 годы) символизировал Закон Российской Федерации от 1 января 1991 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Это – первый закон в России, основные принципы которого соответствовали международной практике социального страхования. В целях его реализации был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, который своим появлением ознаменовал переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Учитывая опыт лидирующих стран в организации пенсионных систем с двумя параллельными составляющими, обязательной и добровольной, в 1992 году был издан Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Этот указ заложил правовую базу для появления принципиально новых субъектов в пенсионной системе России – негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Впервые был взят ориентир на построение многоуровневой пенсионной системы и создан второй – добровольный-накопительный компонент пенсионного страхования, получивший название негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

Таким образом, изначально новая пенсионная модель России строилась на основе комбинации двух систем: государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной). А если учесть, что в государственную систему пенсионного страхования были введены социальные пенсии, то фактически была создана «классическая» трехуровневая пенсионная система, в которой предусмотрен «минимум» – от государства, «максимум» – от размера собственного заработка, трудового стажа и добровольных накоплений.

В смутные 90-е гг. развитие негосударственных пенсионных фондов продолжалось и этому способствовал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

В 1990-х даже в условиях острых фаз экономического кризиса, несовершенного правового, налогового и инвестиционного поля негосударственные пенсионные фонды показывали стабильный рост всех своих показателей, и на услуги по НПО постепенно появлялся спрос.

Однако на втором этапе пенсионной реформы (2002-2010 годы) ориентиры несколько изменились. Пенсионную систему решили основывать на шведской модели: традиционную государственную страховую распределительную систему заменили смешанной распределительно-накопительной с условно-накопительными счетами в ее распределительной части. Только в Швеции данная модель функционирует успешно, а в России возникает много проблем.

Для понятия проблем пенсионной системы России необходимо рассмотреть пенсионные системы других развитых стран, например, Германии.

Сравнительный анализ пенсионной системы РФ и Германии

В Германии около 20 % от заработной платы направляется в пенсионную кассу, но этого явно недостаточно для покрытия финансовых потребностей по выплатам текущих пенсий. Поэтому осуществляются постоянные субсидии пенсионной кассы за счет налоговых поступлений. Регулярные изменения отдельных элементов государственной пенсионной системы не дают существенных результатов – пенсионный возраст увеличивается, и можно ожидать дальнейших повышений пенсионных взносов.

Важным элементом пенсионных реформ и в России, и в Германии, а также в таких странах, как Болгария, Литва, Словакия, Чехия и мн. др., является возрастание значения накопительной части пенсии. Именно накопительная часть рассматривается как инструмент, позволяющий сделать пенсионную систему более независимой от демографических тенденций и повысить общий уровень пенсионных выплат. В частности, это характерно для Германии, где последовательно были введены накопительные части пенсии в рамках моделей Ристера (2002 г.) и Рюрупа (2005 г.), и для России, где в 2001 г. была введена накопительная часть пенсии как один из элементов пенсионного обеспечения.

Со вступлением в силу Закона о доходах по возрасту в 2005 г. в Германии была введена новейшая накопительная форма пенсионного страхования, и в соответствии с моделью Рюрупа для получения налоговых льгот пенсионная услуга должна удовлетворять следующим критериям, которые отличаются от модели Ристера:

  • выход на пенсию не ранее 60 лет;
  • выплаты осуществляются пожизненно, ежемесячно;
  • пенсионные взносы не передаются другим лицам;
  • пенсионную услугу нельзя унаследовать; возможен лишь договор о пенсионном страховании оставшихся в живых родственников.

В Российской Федерации современная пенсионная модель обустроена следующим образом. Первым элементом является базовая часть. Она выплачивается из средств государственного бюджета. Вторая часть обозначается как страховая и зависит от размеров страховых взносов, выплачиваемых в процессе трудовой деятельности. Третья часть обозначается как накопительная и финансируется путем капитализации собираемых взносов с применением индивидуальных счетов. Эти счета могут обслуживаться и частными пенсионными фондами. Внедрение в практику данной модели пенсионной системы началось с принятием законов: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах». С вступлением в силу Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» реформирование пенсионной системы России продолжилось.

Негативные демографические тенденции, обнаруживающие себя в развитых индустриальных и постсоциалистических странах, ставят под сомнение надежность традиционной системы финансирования пенсионной системы способом распределения на основании договора поколений. В Германии, где пенсионное законодательство носит патерналистский характер, предпринимаются попытки стимулировать добровольное участие в капитализированных пенсионных системах путем налоговых льгот и прямых субсидий. В России накопительная часть пенсии является элементом обязательного пенсионного страхования.

В то же время пенсионные реформы в России и Германии имеют и некоторые общие черты. Сходство затрагивает, в первую очередь, такой аспект, как жесткое государственное регулирование капитализированных накопительных систем. При этом преобладает использование накопленного капитала в виде ежемесячных пожизненных пенсионных выплат. Это характерно для вышеназванных моделей Рюрупа и Ристера в Германии (в модели Ристера использование накопленного капитала на ежемесячные пенсионные выплаты является обязательным только с 85 лет) и для действующей модели финансирования накопительной части пенсии в России. Для обеих стран нехарактерны популярные в США модели, допускающие возможность единовременных выплат большой пенсионной суммы. Определенные сходства касаются также жестких ограничений возможностей инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии.

Таким образом, осуществляющаяся с 2002 г. пенсионная реформа в России проходит в контексте мировых тенденций развития в данной сфере, т. е. с учетом зарубежного опыта, в особенности опыта европейских стран, в том числе Германии. Новая российская пенсионная система далеко не тождественна немецкой, но сходится с ней в некоторых аспектах. Россия должна ориентироваться на новые зарубежные пенсионные схемы, однако при этом не забывать о своей специфике, которая обусловливается такими факторами, как уровень доходов плательщиков пенсионных взносов, уровень развития отечественного финансового рынка и темпы инфляции.

Сравнительный анализ пенсионной системы РФ и США

Необходимо в рамках данной темы рассмотреть вопросы о том, как построена пенсионная система США, и каковы особенности национальной пенсионной системы Российской Федерации. Проанализируем названные пенсионные системы, выявим их особенности и попробуем определить примерное направление для совершенствования национальной пенсионной системы.

Современная национальная пенсионная система России характеризуется совокупностью правовых, экономических и организационных институтов и норм, объединенных общей целью – предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Отмечается, что в настоящий момент в РФ действует накопительная система пенсионного обеспечения. Однако, ряд ученых полагают, что проводимая реформа, целью которой было создание самообеспечивающей страховой системы, не решила существующих проблем и переход на накопительную систему пенсионного обеспечения был неэффективен. Представляется, что в данной ситуации необходимо оздоровление пенсионной системы путем преобразования её накопительной части с добровольную накопительную программу.

Важно отметить, что национальная пенсионная система подверглась колоссальным переменам. В частности, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03 октября 2018 г. №350-ФЗ вводятся изменения касательно повышения пенсионного возраста граждан. С недавнего времени установился следующий пенсионный возраст: для мужчин – 65 лет, для женщин – 60.

В реалиях данного времени считается, что пенсионная система США является одной из совершенных в мире. Представляется, что это обусловлено функционированием как государственных, так и частных пенсионных фондов.

Модель пенсионной системы США базируется на личном пенсионном страховании граждан, т.е. значительная часть пенсионных выплат обеспечивается за счет добровольных накопительных систем. Выплаты пенсионерам финансируются за счет специального налога, выплачиваемого в равных долях работниками и работодателями. Для всех участников государственной программы пенсионного страхования налог взимается с предельной суммы заработков – максимальной налоговой базы. Сумма заработной платы, превышающая потолок налоговой базы, налогом не облагается.

Отметим, что пенсионные выплаты начисляются, исходя из индивидуальных показателей: трудового стажа, выплаченных взносов, наличия у застрахованного лица на иждивении жен (мужей), достигших пенсионного возраста, или в любом возрасте, если они воспитывают детей до 18 лет или детей-инвалидов.

Правоведами отмечается, что в США обеспечивается непрерывность процесса накопления. Преимущество состоит в том числе, и в свободном распоряжении накопленными средствами. Так, человеку предоставляется право после выхода на пенсию оставить неизрасходованные суммы своим наследникам.

Особенностью пенсионной системы США является установление пенсионного возраста (67 лет) независимо от пола. Однако, стоит отметить, что выйти на пенсию можно и раньше, при этом выплаты сократятся. Также, если гражданин выходит на пенсию позже (в возрасте 70 лет), его ежемесячные выплаты увеличиваются на 24%.

Таким образом, при анализе пенсионных систем РФ и США были выявлены отличительные черты этих систем. Полагаем, что значительная разница данных пенсионных систем объясняется рядом факторов, в том числе разницей в экономических потенциалах государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально политическими особенностями каждой страны. Представляется, что реальной и эффективной пенсионной реформой было бы формирование государственной страховой системы и добровольной накопительной программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: