Роль ООН в современном мире




Введение

Понятие «Организации Объединённых Наций» (или Система ООН) объединяет шесть главных органов ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат) и 15 других, тесно сотрудничающих с ООН, международных организаций, которые являются её специализированными учреждениями или работают под её эгидой. Они занимаются вопросами развития экономики и финансов, промышленности и сельского хозяйства, атомной энергии, авиационного и морского транспорта, электросвязи, почтового сообщения, здравоохранения, образования, науки и культуры, интеллектуальной собственности, а также отношениями между государством, трудящимися и предпринимателями. Сюда же надо добавить деятельность ряда программ и фондов ООН, таких, как Детский фонд ООН. Программа развития ООН или Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, занимающихся оказанием гуманитарной помощи, защитой прав человека и помощью развивающимся странам. Таким образом, можно сказать, что сегодня нет такой области человеческой деятельности, которой не занималась бы «Семья ООН».

Но главной задачей ООН было и остаётся сохранение международного мира и укрепление безопасности, недаром Устав ООН начинается с выражения решимости народов Объединённых Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Сущность и функции ООН

Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций знаменовало собой новый этап в истории мирового сообщества. Согласившись принят ее Устав и установив действующую систему международного сотрудничества, правительства признали необходимым строить отношения между государствами на основе, полностью отличающейся от структур, которые в течение многих столетий обусловливали возникновение постоянных конфликтов и несли человечеству невыразимые страдания.

Название - «Объединенные Нации» было предложено президентом Соединенных штатов Франклином Д. Рузвельтом. Впервые оно прозвучало во время второй мировой войны в «Декларации Объединенных Наций» от 1 января 1942 года, когда представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран «оси».

Устав ООН был разработан представителями 50 стран на состоявшейся 25 апреля- 26 июня 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций, посвященной созданию международной организации. В основу их работы были положены предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе в августе - октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран; Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала одним из 51 первоначального государства-члена

Официальной датой создания Организации Объединенных Наций является 24 октября 1945 года, когда Устав был ратифицирован Китаем, Советский Союзом, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами, Францией и большинством других подписавших его государств. 24 октября отмечается ежегодно как день Организации Объединенных Наций [7, с. 11-13].

Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

· поддерживать международный мир и безопасность;

· развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

· осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

· быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей

Для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

· суверенное равенство всех ее членов;

· добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

· разрешение международных споров мирными средствами;

· воздержание в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства;

· оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

· обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

· невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии) [5, с. 12-13].

Для того чтобы реализовать свои цели были учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций, к которым относятся:

1. Генеральная Ассамблея. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Она состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по таким важным вопросам, как рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, прием новых членов и бюджетные вопросы, требуют большинства в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

2. Совет Безопасности. Совет Безопасности, согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных членов -- Китая, Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции -- и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов Совета. Для принятия решений по вопросам существа требуется 9 голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета. Это -- правило «единогласия великих держав», часто называемое «вето». Все пять постоянных членов в то или иное время осуществляли право вето. Если постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его принятие путем применения вето, он может воздержаться при голосовании.

3. Экономический и Социальный Совет. Экономический и Социальный Совет был учрежден Уставом в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений и институтов, известных под названием «система организаций Организации Объединенных Наций».

Совет состоит из 54 членов, которые избираются сроком на три года. Ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены 18 членов, трехлетний срок которых истек.

Решения в Экономическом и Социальном Совете принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

4. Совет по Опеке. При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, и на него была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, включенными в систему опеки. Основные цели системы опеки -- способствовать «прогрессу населения подопечных территорий и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости».

Совет по Опеке действует под эгидой Генеральной Ассамблеи или -- в случае «стратегического района» -- под эгидой Совета Безопасности.

Решения в Совете по Опеке принимаются простым большинством голосов. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет собирается на ежегодные сессии, обычно в середине года. В случае необходимости он также проводит специальные сессии.

5. Международный Суд. Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава Организации Объединенных Наций.

В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены Организации Объединенных Наций. Государство, которое не является членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Все государства -- участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых Судом делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела, на условиях, определенных Советом Безопасности. Кроме того, Совет Безопасности может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

6. Секретариат. Секретариат обслуживает другие органы Организации Объединенных Наций, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую ими. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В качестве одной из его многих функций Генеральный секретарь может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности, и может использовать смой добрые услуги в целях содействия разрешению международных споров.

Секретариат, представляющий собой международный персонал, насчитывающий свыше 25 тысяч мужчин и женщин из более чем 150 стран, выполняет повседневную работу Организации Объединенных Наций как в Центральных учреждениях в Нью-Йорке, так и в отделениях и центрах во всем мире. Эти международные гражданские служащие приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации [7, с. 16-27].

Рассмотрев историю создания ООН, её цели, принципы и структуру функционирования, следует отметить, что основными заданиями, которые ставит перед собой ООН являются такие как: объединение усилий государств, чтобы избавиться от бедствий войны, укрепить мир в соответствии с принципами справедливости и международного права, уважать равенство прав больших и малых наций, содействовать социальному прогрессу, защищать права человека и т.д. А также в целом использовать Организацию Объединенных Наций, как единый центр согласования действий государств, для достижения общих целей.

Роль ООН в современном мире

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов, а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия.

Организация Объединенных Наций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, и играет исключительную роль в современном международно-политическом и социальном развитии.\

В настоящее время ООН занимается самыми важными проблемами в мире, к которым можно отнести:

1) ликвидация крайней нищеты и голода. Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Две основные причины бедности - резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности. Благодаря действиям ООН каждый год по несколько процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года в разных странах мира. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности в мире.

2) обеспечение всеобщего начального образования. Традиционно высокое качество образования в странах СНГ находится под угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям.

3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин.

4) сокращение детской смертности. Результаты исследований показывают, что недостаточное питание детей также может стать серьезной проблемой во всем мире. Многочисленные данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как, например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы могла бы стать йодизация всей пищевой соли.

5) улучшение охраны материнства.

6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Состояние здоровья населения связано и с плохим качеством окружающей среды. Также, не решен вопрос обеспечения населения многих стран мира безопасной питьевой водой.

7) обеспечение экологической устойчивости. Советская система, проводившая курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя «наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном будущем в серьезную проблему.

8) формирование глобального партнёрства в целях развития.

Восемь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые предусматривают достижение различных показателей -- от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку -- составляют план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями в области развития. Они позволят мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения в мире.

Помимо того, что ООН решает разнообразные проблемы во всем мире она в своей деятельности сталкивается с рядом проблем и трудностей, к примеру, у Совета Безопасности часто возникают трудности со своевременным принятием решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: