По содержанию можно подразделить на: общественно-политические, культурно-развлекательные, спортивные, религиозные и иные.
1) общественно-политические - к которым относятся митинги, шествия и демонстрации, массовые собрания граждан, выборы в органы законодательной власти и в органы местного самоуправления.
Для этого вида мероприятий характерны высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями. Они, как правило, соблюдают действующее законодательство и установленный порядок участия в публичных мероприятиях.
2) спортивные мероприятия (олимпиады, спортивные игры, чемпионаты, спартакиады, матчи, марафоны, кроссы, эстафеты и др.).
Для этого вида мероприятий характерно большое число участников и зрителей (болельщиков), представляющих один из видов экспрессивной группы (толпы). Группировки болельщиков (фанатов) объединяет пристрастное отношение к той или иной команде, клубу, какому-либо спортсмену. Возникающие в ходе спортивного состязания противостоящие группировки болельщиков выражают свои симпатии и антипатии очень бурно, эмоционально, не заботясь о тактичности своего поведения и вежливости. В таких условиях велика опасность возникновения конфликтных ситуаций.
Органы внутренних дел, участвуя в подготовке и проведении данного вида массовых мероприятий, обеспечивают:
1. Привлечение необходимых сил и технических средств для охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности с учетом информации о предполагаемом числе зрителей, а также погодных условий в день проведения мероприятий.
|
2. Совместно с организациями, проводящими мероприятия, и администрацией спортивного объекта безопасность движения зрителей и участников на трибуны согласно установленному порядку.
3. Охрану общественного порядка на трибунах спортивных объектов и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных
правил поведения.
4. Совместно с соответствующими службами спортивного объекта регулирование процесса эвакуации зрителей с трибун, прилегающих к объекту территории, а также порядок при посадке зрителей на общественный транспорт.
5. Осуществляют контроль за состоянием путей эвакуации.
6. Привлекают к ответственности лиц, нарушающих общественный порядок и правила поведения, в установленном законом порядке[1].
3) культурно-зрелищные мероприятия, к которым относятся фестивали, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники песни, танцевальные вечера, дискотеки, концерты и др.;
4) религиозные - обряды, шествия, проповеди, крещения, культовые праздники: православная либо еврейская пасха, мусульманская ураза, др.;
В последние годы отмечается интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим преобразованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церковных конфессий, обряды и богослужения, проводятся в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики и демократизацией общества отмечается увеличение численности зарегистрированных и неформальных общественных и религиозных объединений.
|
Вместе с тем многие проводимые ими акции публичного характера часто сопровождаются явлениями, оказывающими негативное воздействие на состояние общественного порядка, здоровье и безопасность граждан. Например, среди религиозных конфессий встречаются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опасность для окружающих. К таким религиозным сектам относятся известные «Белое братство», «Аум Сенрикё» и др. Они активно работают среди молодежи, негативно действуют на психику людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты. Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет оперативную обстановку, что, в свою очередь, требует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие конфликты.
5) специальные мероприятия, к которым можно отнести, например, литерные мероприятия - специальные акции по обеспечению безопасности проезда и охраны должностных лиц, имеющих право на обязательную государственную охрану, многолюдные траурные процессии;
|
6) смешанные мероприятия.
В программу их проведения, как правило, могут входить: митинги, выставки, ярмарки, театрализованные представления, концерты, дискотеки, спортивные соревнования, массовые религиозные обряды, которые организуются в целях удовлетворения многообразных познавательных, художественно-творческих, спортивно-оздоровительных, религиозных и иных интересов, запросов различных групп граждан.
7) иные культурно-массовые мероприятия -это массовые гуляния и массовые посещения отдельных объектов в общепризнанные праздничные дни (например, в Пасху, 28 мая - День пограничника, 2 августа - День ВДВ), ярмарки и др.
Кроме того, массовые мероприятия могут быть классифицированы и по другим основаниям, например они подразделяются:
По значимости они могут быть: международные, всероссийские, региональные, местные.
По периодичности проведения могут быть: разовые, периодические, повседневные.
По месту проведения:
-взданиях (сооружениях), или на открытой местности;
- в специально предназначенных для этого местах, или в местах, не предназначенных для этих целей.
По возможности участия:
- общедоступные или с ограниченным доступом в зависимости от социального статуса участников.
По количеству участников:
- сограниченным (по числу мест) или неограниченным количеством участников[2].
Различные по своему виду, характеру и направленности массовые мероприятия требуют обеспечения безопасности людей, соблюдения их прав и законных интересов, поддержания надежного общественного порядка в местах их проведения и на прилегающей территории. Поэтому деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий имеет определенные особенности, возникающие вследствие ряда факторов, влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.
К основным факторам, оказывающим непосредственное влияние на деятельность органов внутренних дел и состояние общественного порядка и безопасности, относятся:
1) характер проводимого мероприятия;
2) значительная концентрация людей на ограниченной территории;
3) нарушение обычного режима жизни района, города, целого региона;
4) возникновение особой психологической атмосферы (обстановки) в местах проведения массовых мероприятий;
5) изменение режима работы органа внутренних дел, предприятий, учреждений, организаций и служб обеспечения данного мероприятия;
6) возрастание роли общественной опасности совершаемых правонарушений;
7) увеличение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности граждан и общественной безопасности;
8) высокая динамика изменения оперативной обстановки;
9) возможность использования проводимых публичных акций для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.
Какие задачи решаются органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий?
Главными задачами ОВД при проведении массовых мероприятий являются:
1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.
2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.
3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других правонарушений, обеспечение общественной безопасности.
4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения.
6.Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.
Силы органов внутренних дел, привлекаемые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, условно можно разделить на несколько групп:
1. Силы ОВД: строевые подразделений патрульно-постовой службы, в т. ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД; строевых подразделений вневедомственной охраны; участковые уполномоченные полиции, дознаватели, инспектора по делам несовершеннолетних и другие сотрудники.
2. Силы оперативных и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадровых аппаратов.
3. Специальные моторизованные воинские части внутренних войск.
4. Приданные силы: курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России и других министерств.
Для усиления охраны общественного порядка могут привлекаться в качестве дополнительных сил внештатные сотрудники ОВД, общественные формирования, народные или казачьи дружины, частные охранные формирования (на договорной основе) и др.
К средствам органов внутренних дел, используемым при проведении массовых мероприятий, относятся следующие:
- автомобили для перевозки личного состава, патрульные автомобили, автобусы для пунктов управления, автомобили связи;
- средства радио- и проводной связи;
-переносные заграждения, канаты (веревки) и другие подручные средства;
- служебные животные: лошади и собаки (патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей запрещается).
Какие наряды ОВД привлекаются к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий?
При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов:
1. Цепочки (Ц) - выставляются для оцепления территории, на которой проводятся массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей, или разграничительных квадратов в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить сотрудники ОВД, военнослужащие, представители общественности.
Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 метров, нормальные - при интервале 1-2 метра, усиленные -при интервале менее 1 метра, многорядные - в 2 и более рядов, смешанные, когда в состав данного наряда на ряду с сотрудниками ОВД входят представители других государственных органов или общественных формирований (например, военнослужащие внутренних войск или народные дружинники). С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.
2. Группа сопровождения (ГС) - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.
3. Пост наблюдения (ПН) - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
4. Группа патрулирования - формируется из личного состава ОВД, ВВ и учебных заведений МВД для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории.
5. Группа ограниченная движения транспорта - формируется из ДПС ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта ОВД и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.
6. Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников ОВД и учебных заведений МВД РФ. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
7. Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.
8. Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава ППС, УУП, ВВ, учебных заведений. Создается с целью ограничения доступа граждан, прекращения проезда постороннего транспорта, задержания правонарушителей.
9. Группа фиксации правонарушений — формируется из сотрудников оперативных подразделений. Обеспечивает документирование противоправных действий, проверку правонарушителей.
10. Резерв (Р) - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнения обстановки во время проведения массового мероприятия. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие. В состав резерва может выделяться до 20 % задействованных сил и средств.
Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.
Таким образом,одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий и иных публичных акций, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел.
Именно на них возложены задачи по разработке плана охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении конкретного массового мероприятия, подготовке и расстановке необходимых сил и средств, организации и координации взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении публичной акции, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.