Этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.




Игровые упражнения, направленные на развитие

Фонематического слуха у детей.

Этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит». Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие зву­ковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра «Самый, внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услы­шали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колоколь­чика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие пред­меты или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

 

 

этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с гром­ким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислу­шиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствитель­ности). Используются упражнения, направленные на выработку не­вербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, бараба­на). Остальные дети («зайцы ») выполняют различные действия в за­висимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — насторажи­ваются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра «Близко — далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись го­лосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или умень­шает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты де­тям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и корот­ких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответству­ющую длительности звука.

7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — ко­роткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по оче­реди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, пер­воначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровож­дающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «зву­чит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музы­кальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металло­фоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голоса­ми и движениями взрослых животных и их детенышей.

8.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие зву­ки — приседают.

9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна зву­чит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; по­гремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной ко­манде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем по­следующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Ло­гопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низ­кие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щен­ка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и изве­стят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту зву­ков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.

12. Игра "Три медведя". На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей (медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

13.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осу­ществляется в процессе подсчета:

— последовательных однородных сигналов;

— последовательных контрастных сигналов;

— предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;

— предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральны­ми предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и зву­чащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

15.Игра «Один — два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сиг­нал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигна­ла — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит:«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «по­дарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится ко­личество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в пред­ложениях, составляемых детьми.

18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса жи­вотных, птиц, шумы) и определяют их число.

19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремуш­ки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направле­ны на формирование умений различать направление звучания, ис­точник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки пока­зывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источ­ника звуков.

21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игруш­ки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению зву­ка и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают гла­за. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них раз­нообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одина­ковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекра­щается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребен­ка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ре­бенок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: