ПРОПАГАНДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ




Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основа­ми педагогических знаний, имеют представления о детской психоло­гии, и конечно же они не имеют сведений по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают своего ребенка боль­ным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что уча­щийся старших классов это не младший школьник, что подросток тре­бует к себе особого отношения.

Перед коррекционной школой стоит задача просветительской де­ятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по ко­торым следует организовывать циклы занятий с родителями:

□ причины возникновения осложнений в развитии детей;

□ типичные затруднения учащихся коррекционной школы в овла­
дении учебными предметами;

□ особенности поведения, интересов учеников младших классов;

□ подростковый период в развитии ребенка;

□ подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

□ роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

С циклом бесед может выступить один человек (врач, один из пе­дагогов школы, приглашенный специалист), а можно и распределить темы между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди ма­лограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями.

Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фа­милии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадаются, когда в сообщении будет сказано об их ребенке или их семье.

Беседы не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождаемую демонстрацией рисунков, от­дельных кадров из научных фильмов.

Остановимся более подробно на содержании указанных циклов бе­сед с родителями. К первому циклу можно отнести причины направ­ления ребенка в коррекционную школу:

□ условия, необходимые для нормального развития ребенка от
зачатия до поступления в школу: хорошее здоровье родителей,
отсутствие наследственных заболеваний, правильный (здоро­
вый) образ жизни, нормальное протекание беременности, родо­
вого акта, развитие без осложнений в первые годы жизни;

Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 337


□ факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т. е.
причины умственной отсталости (при общении с родителями
термины «умственная отсталость», «олигофрения» не употреб­
ляют, вместо них говорят об «отставании, осложнении в разви­
тии», «трудностях, испытываемых детьми в обучении» и т. п.).
Рассматриваются те причины умственной отсталости, которые
широко представлены в анамнезах учащихся школы;

□ умственная отсталость в сочетании с педагогической, социаль­
ной запущенностью.

Затем можно побеседовать с родителями о сложностях в первые годы обучения:

□ психофизическая готовность умственно отсталого ребенка к
обучению в момент поступления в школу;

□ трудности, испытываемые учащимися коррекционной школы
при изучении грамоты: затруднения в запоминании букв и соот­
несении их с соответствующими звуками, в овладении звуко-
буквенным анализом, в овладении слиянием звуков в слоги, по-
слоговом чтении, чтении целыми словами, в понимании прочи­
танного, в списывании и записи под диктовку слогов, слов,
предложений;

□ трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками
в процессе изучения чисел первой сотни и арифметических дей­
ствий с ними: затруднения в сравнении предметов по величине,
групп предметов по их количеству, в запоминании цифр и соот­
несении их с количеством предметов, в выполнении присчиты­
вания и отсчитывания по единице, при пересчитывании и от-
считывании предметов, в выполнении действий сложения и вы­
читания, в понимании и запоминании таблицы умножения и
таблицы деления;

□ трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми
навыками при работе с ножницами, иголкой, ножом, клеем и
т.д.;

□ совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком пе­
речисленных трудностей.

Можно рассказать родителям об особенностях поведения их детей:

□ неумение умственно отсталого учащегося младших классов уп­
равлять своим поведением;

□ отсутствие у младших школьников интереса к процессу позна­
ния;

□ эгоцентризм умственно отсталых детей, равнодушие к окру­
жающим людям, в том числе одноклассникам, к событиям, про-

338 Раздел четвертый


 


исходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не при­носят удовлетворения его эгоистичным желаниям;

□ затруднения учащихся в овладении точными координирован­
ными движениями (низкое качество записей, зарисовок), что не
может стимулировать желания выполнять школьные задания;

П необходимость успехов в учебной деятельности умственно от­сталого ребенка как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся.

Еще один цикл бесед можно посвятить подростковому периоду:

□ физические и физиологические изменения в организме ребенка
во время пубертатного периода;

D особенности поведения умственно отсталого подростка, его от­ношение в этот период к родителям, школе, товарищам;

□ установление взаимоотношений с детьми подросткового воз­
раста в семье и школе с учетом их особенностей;

□ помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации по­
ведения, развития здоровых интересов: культурный досуг, заня­
тия спортом, трудом, тактичное руководство взрослых занятия­
ми детей.

Можно рассказать родителям о целях коррекционно-развивающе-го воспитания:

□ формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков;

□ воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, не­
ряшливости, отсутствию чистоты и порядка, привитие желания
и умения исправить названные недостатки;

□ воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и ма­
лым, больным;

□ формирование у школьников правильного поведения в общест­
ве: уважительное отношение к старшим, умение помочь тем, кто
нуждается в помощи, соблюдение культурных норм;

□ воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми
навыками;

□ сообщение учащимся знаний об организации семейной жизни:
о распределении доходов, обязанностях членов семьи в повсед­
невной жизни, воспитании детей;

П знакомство учащихся с этикой семейной жизни;

□ привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям,
соблюдению законов, правил общежития, воспитание сознания,
необходимости трудиться.

Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 339


Можно поговорить и о самих родителях, затронув следующие темы:

п выполнение родителями своих прямых обязанностей — ребе­нок должен быть вовремя накормлен, обут, одет; у него должно быть место для приготовления уроков, для книг, игрушек;

□ знание и понимание родителями юридической и моральной от­
ветственности за судьбу своего ребенка;

□ создание в семье уюта, тепла; душевное внимание к ребенку, его
нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и
заботы семьи, выработка привычки проводить время дома;

□ роль примера родителей в воспитании детей;

□ контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их
общие интересы, их взаимоотношения, способы проведения до­
суга;

□ систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о вы­
полнении ребенком требований школы; контроль за приготов­
лением уроков; регулярное общение с учителем, посильная по­
мощь школе.

Безусловно, в беседах с родителями учителя будут затрагивать и другие важные вопросы (например, такие как организация общест­венно полезного труда, трудоустройство школьников после заверше­ния обучения и т. д.), связанные с жизнью самой школы и с жизнью той территории, на которой она находится.

Встречаясь с родителями, каждый из работников школы в беседе с ними обсуждает вопросы обучения и воспитания детей, что также рас­ширяет круг педагогических знаний родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: