Психолого-педагогическая характеристика личности обучающегося




Для составления психологической характеристики мною была выбрана ученица 7 «А» класса Лера (псевдоним). Ей 13 лет. Девочка гиперстенического телосложения, опрятная, аккуратная, предпочитает классический стиль одежды. У девочки есть наследственное заболевание - миопия средней степени. Физическое развитие: в норме.

Моя испытуемая воспитывается в полной семье. В состав семьи входит: мама, папа и две дочери. Мама является домохозяйкой, папа по образованию инженер-механик.

Культурный уровень семьи, согласно опросу, - средний. Девочка рассказала, что театры она и родители посещают редко, есть домашняя библиотека. В семье в основном читают романы.

Стиль воспитания в семье: авторитетный. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем; всегда готовы прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

В беседе выяснилось, что родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

На уроках девочка достаточно быстро усваивает учебный материал гуманитарных предметов (русский язык, литература, английский язык), точные науки (математика, физика) воспринимаются с трудом и не вызывают особого интереса. Уровень отвлекаемости на уроке минимальный, активность зависит от заинтересованности обучающегося, действия чаще последовательны.

Девочка способна быстро переключать внимание и правильно распределять его, но при этом устойчивость внимания является невысокой (если в течение 4-5 минут не происходит смена деятельности, уровень устойчивости внимания падает);

В ходе проведения теста «Корректурная проба Бурдона» (Приложение 1) выяснилось, что всего был просмотрен 1601 знак. При этом, количество правильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков равно 143; количество неправильно зачеркнутых и подчеркнутых знаков – 10. Таким образом, коэффициент точности внимания А = 0,9 (высокий).

Продуктивность внимания обучающегося в течении 8 минут стремительно возрастала; внимание было устойчивым до начала 4 минуты, на 4 - 6 минуте резко снижалось. Затем наблюдался скачок вверх в течении одной минуты, после показатель внимания снова снизился. На основании проведенного теста, можно сделать вывод, что у обучающегося уровень концентрации внимания средний, работоспособность высокая.

В ходе методики изучения типа памяти (Приложение 1) было установлено, что у обучающегося преобладает зрительное запоминание, на второй план уходят слуховое и моторно-слуховое запоминание, комбинирование запоминание занимает последнее место. Лера согласилась с результатом, аргументируя его тем, что зрительные образы она всегда запоминает с большей точностью, нежели воспринимает информацию на слух. Например, если мама попросила сходить в магазин, и до того, как в него отправиться, Лера прочитала список продуктов, который мама подготовила заранее, то мало вероятно, что она забудет купить какой-либо продукт. Если же мама перечислила вслух продукты для покупки, то есть большая вероятность, что Лера что-нибудь забудет.

При прохождении теста «Методика выявления особенностей мыслительных операций» (Приложение 1) испытуемая всегда сначала выделял сходства, затем различия понятий, что свидетельствует о хорошем развитии анализа, синтеза и обобщения. Также, следует отметить, что преобладают ситуативный тип различия и концептуальный тип сходства.

Время выполнения задания «Методики изучения скорости протекания мыслительных процессов» (Приложение 1) составило 10 мин. 10 сек. Из 50 слов составлено 40. На каждое слово было потрачено около 15 секунд. На основании проведенного теста, можно сделать вывод, что у обучающегося скорость протекания мыслительных процессов выше среднего.

Отношению Леры к учебной деятельности можно дать следующую характеристику:

· уровень успеваемости: Лера – отличница (согласно оценкам в журнале);

· отношение к учению: ответственное;

· учебная мотивация: преобладание внутренней мотивации;

· отношение к успехам и неудачам в учебе: эмоциональное (согласно опросу);

· предпочитаемые и отвергаемые дисциплины: отводится предпочтение гуманитарным предметам (согласно опросу).

К особенностям индивидуально - личностной сферы ученика относятся:

· черты характера (доминирующие черты характера: эмоциональность, скромность, справедливость, растерянность; проявляющиеся в учебной деятельности: ответственность, обязательность, предприимчивость; в общении с окружающими: любознательность, скованность; в отношении к себе: самокритичность);

· мотивационная направленность личности: (мотив достижения успеха: самоутверждение и похвала; мотив избегания неудач: неодобрение со стороны окружающих, стыдливость);

· волевые качества личности (выдержка, умение преодолевать трудности).

Также в ходе опроса (беседы) выяснилось, что в будущем девочка хочет

построить хорошую карьеру. Ее жизненный девиз «Доверяй людям, но проверяй!» Любимая поговорка – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Кумиром Лера считает свою родную старшую сестру и хочет быть похожей на нее во всем.

Самооценка у девочки - заниженная.

Согласно диагностике учебной мотивации (Приложение 1), сначала были выявлены все доминирующие мотивы девочки:

· значимость успешности учебы в семье занимает лидирующую позицию (шкала 1б);

· высокая значимость для обучающегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов и родителей (шкала 4б и 4в);

· боязнь наказания со стороны школы (шкала 5а);

· стремление быть образованным человеком для собственного успешного будущего (шкала 6);

· стремление показать себя в учебной деятельности (шкала 9).

После подсчета среднего арифметического нескольких шкал были определены 2 основных мотива учения Леры:

· учение ради признания окружающими (шкала 4);

· влияние школы (шкала 12).

Методика самооценки личностных качеств (тест Айзенка) показала уровень экстраверсии – 4 и нейротизма – 20. Был установлен тип темперамента испытуемой - 6. Данный тип говорит о:

· особенности эмоциональной сферы: тревожность;

· доминирующих эмоциях: сдержанность, робость, чувствительность; умение регулировать эмоциональные проявления: не склонен к драматизированию ситуации; преобладающее настроение: нейтральное.

Исходя из наблюдений и беседы с классным руководителем и девочкой

была составлена характеристика взаимоотношений испытуемой с классом:

· социометрический статус: непопулярный;

· референтная группа: семья;

· уровень коммуникабельности: невысокий; позиция в общении: партнерская;

· склонность к конфликтам: невысокая (причины возникновения: нежелание подчиняться; участники-одноклассники).

· склонность к сотрудничеству: не против сотрудничества, если обязанности распределены поровну или согласованы; склонность к эмпатии: невысокая;

· отношение к мнению коллектива, требованиям, замечаниям: враждебное;

Также Лера рассказала, что принимает участие в общественной жизни класса и школы: посещает олимпиады, участвует в мероприятиях.

Основными качествами, проявляемыми в трудовой деятельности в школе и дома, являются: усидчивость, обязательность и упорство.

У девочки вызывает интерес английский и русский языки. Она любит читать романы, детективы, повести. Посещает секцию тенниса, самостоятельно занимается фитнесом дома.Интересы Леры устойчивы. Профессию девочка еще не выбрана.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: