Устюжский стиль барокко.




Расцвет барокко пришёлся на сер. 17 – 18 веков, именно тогда в Устюге создаётся самобытный стиль, а на «переферии» Устюга отчётливо прослеживается 3 периода:

1) Начальный этап (1700–1710-м гг.),

Он охватывает Лальск и Вычегду. Как и в Устюге, здесь в этот период отсутствует центрическая композиция, выполнен характерный для «московского барокко» ярусный принцип пост­роения объемов с «восьмериком на четверике» (пример: одноглавая Бла­говещенская церковь в с. Туглим на Вычегде (1710), (3);

2) Стилевой этап (1730-1780). Господство «трапез­ного» типа храмов и их завершение в виде малого восьмерика. Эти десятилетия представлены большим числом памятников. (В практической части исследования мы определили архитектурные элементы 13 храмов «Двинской трети», некоторые из них Вы можете увидеть на сделанных нами фото в приложениях, прочесть описание из словаря).

Например, Тро­ицкая церковь с. Черевково 1731 г., «выделяется двухъ­ярусным малым восьмериком, дву­мя приделами по сторонам галереи, сочным декором. На фа­садах «успела сказать­ся распространившаяся в Ус­тюге под воздействием петровского барокко «графичность»: на нижние лопатки наложе­ны постаменты «висячих» двойных пилястр верхнего яруса (Приложение 4, фото 5). Между апсидами сохранены колонки с ионическими капителями, восходящими к Вве­денскому собору Сольвычегодска. Среди оконных обрамлений — те же колонки, обработанные под резьбу, разрезные фронтоны. (Приложение 4, фото 6 и 8). Эти «строгановские» черты дополнены новым мотивом: вычурные картуши в фор­ме вертикально развернутого овала с дугообразным выступом, весьма на­поминают тотемские» (3). Очень характерна Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье на Северной Двине меж­ду Устюгом и Котласом (1726–1745). Пятигранный ступенчатый алтарь, двусветный четверик верхнего хра­ма, венчаемый малым восьмериком, небольшая трапезная и выступающая по оси колокольня, так или иначе при­сутствуют в ряде других памятников «двинской трети» (рис. 1). Например, это Воскресенская церковь в с. Пермогорье, Нико­лаевская в с. Комарица. Велика была роль колокольни. В епархии фактически везде — восьмигранные столпообразные колокольни на чет­вериковом основании. Возводившийся над

Рис. 1. звоном восьме­ричок обычно

очень мал и служит барабаном «шпица ». К концу периода шпили как увенчание колоколен вытеснили восьмерики. Если искать важное различие, то оно состоит в постановке колоколен. Они то при­мыкают к западной стене трапезной, то соединены с трапезной крыльцом либо притвором на арке. В любом случае колокольня подчи­няется строго осевой композиции здания, не имея сдвига в сторону. Что касается пятиглавия, то оно, в дан­ный период исчезнувшее в самом Устюге (кроме ранее пятиглавого Успенского собора), не встречается в Двинской трети» (3).

Декоративное убранство памят­ников этого периода имеет свои особенности. Устюж­ские черты:«бровки», скругленные кубические капители, вогнутые пли­ты-абаки над капителями, пилястры, филенки, розетки, сандрик-карнизы (рис. 2). Оформление фасадов большинства памятников сдержанное, имеет плоскостные тенденции. Преобладает двухъярусное тройное членение по вертикали, создаваемое пилястрами. Наличие под верхними окнами карниза создавало даже у одноэтажного храма иллюзию допол­нительного этажа (реальная разбивка на этажи не свойственна памятникам Устюга). Внизу вместо пилястр могли быть лопатки (Пермогорье) или филенки с розет­ками (Ярокурье), (Приложение, фото 9, 11). Пилястры (Приложение 4, фото 3-5) лишь ус­ловно можно называть ордерными. Их расстановка порой несимметрична, встречается раздва­ивание внизу средних пилястр (церковь в Ярокурье), что Рис. 2

было заимствовано из ус­тюжской Никольской церкви. «Как в Великом Устюге, так и на «периферии» прорисовка пилястр одинакова: пьедестал с прямоугольной филеночкой, тонкий ствол без энтазиса, капитель из по­лочки и валика, над которой часто встречается вогнутая плита» (3). «Важным элементом декора являются наличники. «Разрезные» фрон­тончики тоже приходили на «периферию» из Устюга (Приложение 4, фото 6-7). Новым стало отделение такого фронтон­чика от первоначально слитной с ним рамки, (верхние ряды окон церк­вей в Ярокурье). Дальнейшая эволюция налични­ков приводит к простой плоской рамке, также над окном может иметься «луч­ковый» фронтончик в роли сандрика, а то и сандрик-карниз». По-видимому, устюжское происхождение имел еще один час­тый для всего Севера компонент на­личников — «бровки». В оформлении окон этот мотив по популярности выходит на 1 место. Вариации заключались в закруглениях и изгибах частей бровок. Типичными для Устюга и его «периферии» являются картуши: не­большие подоконные, вытянутые по горизонтали и часто заполняе­мые розетками (Приложение 4, фото 10). Заметно, что в устюжской школе картуши все­го наряднее на колокольнях (коло­кольня Никольской церкви, рис. 2)» (3).

3) Заключительный этап местной шко­лы зодчества (с 1787 г.) - проникновение классицизма и утрата самобытности.

Еще до упразднения Великоус­тюжской епархии (1787) и усиления роли нового губернского центра — Вологды в нее проникают черты клас­сицизма. Композиционная схема храма остается той же — «трапезный» тип. Все еще нередко завершение малым восьмериком, как, к примеру, в Троицком храме в с. Вондокурье на Северной Двине под Котласом (1795), выстроенном в лучших традициях устюжской шко­лы. Тем не менее, этот заключитель­ный этап ее развития качественно нов по сравнению с предыдущим. «В двухэтажных церквях компактное построение сменяется протяженным, с вытянутой трапезной и крыльцом. Под влиянием классицизма «по­луглавия» в завершении храмового четверика заменяются треугольными фронтонами (Приложение 4, фото 12-14), а венчающий восьме­рик — круглым барабаном» (3), (Стефа­новская церковь в Котласе, начата в 1777, церковь Николаевская в Ягрыше, 1822). Декор становится все суше и невыра­зительнее. В связи с дальнейшим распространением классицизма и ужесточением архитекторского контроля местные традиции окончательно уга­сают, что приводит к утрате всем ка­менным зодчеством русского Севера былых самобытных качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: