Расцвет барокко пришёлся на сер. 17 – 18 веков, именно тогда в Устюге создаётся самобытный стиль, а на «переферии» Устюга отчётливо прослеживается 3 периода:
1) Начальный этап (1700–1710-м гг.),
Он охватывает Лальск и Вычегду. Как и в Устюге, здесь в этот период отсутствует центрическая композиция, выполнен характерный для «московского барокко» ярусный принцип построения объемов с «восьмериком на четверике» (пример: одноглавая Благовещенская церковь в с. Туглим на Вычегде (1710), (3);
2) Стилевой этап (1730-1780). Господство «трапезного» типа храмов и их завершение в виде малого восьмерика. Эти десятилетия представлены большим числом памятников. (В практической части исследования мы определили архитектурные элементы 13 храмов «Двинской трети», некоторые из них Вы можете увидеть на сделанных нами фото в приложениях, прочесть описание из словаря).
Например, Троицкая церковь с. Черевково 1731 г., «выделяется двухъярусным малым восьмериком, двумя приделами по сторонам галереи, сочным декором. На фасадах «успела сказаться распространившаяся в Устюге под воздействием петровского барокко «графичность»: на нижние лопатки наложены постаменты «висячих» двойных пилястр верхнего яруса (Приложение 4, фото 5). Между апсидами сохранены колонки с ионическими капителями, восходящими к Введенскому собору Сольвычегодска. Среди оконных обрамлений — те же колонки, обработанные под резьбу, разрезные фронтоны. (Приложение 4, фото 6 и 8). Эти «строгановские» черты дополнены новым мотивом: вычурные картуши в форме вертикально развернутого овала с дугообразным выступом, весьма напоминают тотемские» (3). Очень характерна Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье на Северной Двине между Устюгом и Котласом (1726–1745). Пятигранный ступенчатый алтарь, двусветный четверик верхнего храма, венчаемый малым восьмериком, небольшая трапезная и выступающая по оси колокольня, так или иначе присутствуют в ряде других памятников «двинской трети» (рис. 1). Например, это Воскресенская церковь в с. Пермогорье, Николаевская в с. Комарица. Велика была роль колокольни. В епархии фактически везде — восьмигранные столпообразные колокольни на четвериковом основании. Возводившийся над
Рис. 1. звоном восьмеричок обычно
очень мал и служит барабаном «шпица ». К концу периода шпили как увенчание колоколен вытеснили восьмерики. Если искать важное различие, то оно состоит в постановке колоколен. Они то примыкают к западной стене трапезной, то соединены с трапезной крыльцом либо притвором на арке. В любом случае колокольня подчиняется строго осевой композиции здания, не имея сдвига в сторону. Что касается пятиглавия, то оно, в данный период исчезнувшее в самом Устюге (кроме ранее пятиглавого Успенского собора), не встречается в Двинской трети» (3).
Декоративное убранство памятников этого периода имеет свои особенности. Устюжские черты:«бровки», скругленные кубические капители, вогнутые плиты-абаки над капителями, пилястры, филенки, розетки, сандрик-карнизы (рис. 2). Оформление фасадов большинства памятников сдержанное, имеет плоскостные тенденции. Преобладает двухъярусное тройное членение по вертикали, создаваемое пилястрами. Наличие под верхними окнами карниза создавало даже у одноэтажного храма иллюзию дополнительного этажа (реальная разбивка на этажи не свойственна памятникам Устюга). Внизу вместо пилястр могли быть лопатки (Пермогорье) или филенки с розетками (Ярокурье), (Приложение, фото 9, 11). Пилястры (Приложение 4, фото 3-5) лишь условно можно называть ордерными. Их расстановка порой несимметрична, встречается раздваивание внизу средних пилястр (церковь в Ярокурье), что Рис. 2
было заимствовано из устюжской Никольской церкви. «Как в Великом Устюге, так и на «периферии» прорисовка пилястр одинакова: пьедестал с прямоугольной филеночкой, тонкий ствол без энтазиса, капитель из полочки и валика, над которой часто встречается вогнутая плита» (3). «Важным элементом декора являются наличники. «Разрезные» фронтончики тоже приходили на «периферию» из Устюга (Приложение 4, фото 6-7). Новым стало отделение такого фронтончика от первоначально слитной с ним рамки, (верхние ряды окон церквей в Ярокурье). Дальнейшая эволюция наличников приводит к простой плоской рамке, также над окном может иметься «лучковый» фронтончик в роли сандрика, а то и сандрик-карниз». По-видимому, устюжское происхождение имел еще один частый для всего Севера компонент наличников — «бровки». В оформлении окон этот мотив по популярности выходит на 1 место. Вариации заключались в закруглениях и изгибах частей бровок. Типичными для Устюга и его «периферии» являются картуши: небольшие подоконные, вытянутые по горизонтали и часто заполняемые розетками (Приложение 4, фото 10). Заметно, что в устюжской школе картуши всего наряднее на колокольнях (колокольня Никольской церкви, рис. 2)» (3).
3) Заключительный этап местной школы зодчества (с 1787 г.) - проникновение классицизма и утрата самобытности.
Еще до упразднения Великоустюжской епархии (1787) и усиления роли нового губернского центра — Вологды в нее проникают черты классицизма. Композиционная схема храма остается той же — «трапезный» тип. Все еще нередко завершение малым восьмериком, как, к примеру, в Троицком храме в с. Вондокурье на Северной Двине под Котласом (1795), выстроенном в лучших традициях устюжской школы. Тем не менее, этот заключительный этап ее развития качественно нов по сравнению с предыдущим. «В двухэтажных церквях компактное построение сменяется протяженным, с вытянутой трапезной и крыльцом. Под влиянием классицизма «полуглавия» в завершении храмового четверика заменяются треугольными фронтонами (Приложение 4, фото 12-14), а венчающий восьмерик — круглым барабаном» (3), (Стефановская церковь в Котласе, начата в 1777, церковь Николаевская в Ягрыше, 1822). Декор становится все суше и невыразительнее. В связи с дальнейшим распространением классицизма и ужесточением архитекторского контроля местные традиции окончательно угасают, что приводит к утрате всем каменным зодчеством русского Севера былых самобытных качеств.