Росписи капеллы Бранкаччи (богатый флорентийский заказчик)




Конспект 5

Тема: Живопись Раннего Возрождения

Огромная роль, которую в архитектуре сыграл Брунеллески, а в скульптуре – Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. По совам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности».

Мазаччо умер молодым, не дожив 27 лет, но сделал столько нового, сколько одному мастеру не удавалось за всю жизнь.

Томазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401-ё1428), родился в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции. Учился живописи во Флоренции. Работал во Флоренции, Пизе, Риме.

1. Алтарная композиция «Троица»

Классический образец алтарной композиции, создана для церкви Санта – Мария Новелла во Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена в форме реннесансной арочной ниши. На росписи представлено распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклоненные заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама, прародителя человечества, также словно выходит в пространство храма. Надпись над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы будите такими, как я».

Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях.

· Реальность пространства и архитектуры (линейная перспектива).

· Объемность фигур (выразительность движения).

· Выразительность портретной характеристики лиц заказчиков.

· Удивительная сила сдержанного чувства Богоматери.

В те же годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино) создал в церкви Санта- Мария дель Кармине

Росписи капеллы Бранкаччи (богатый флорентийский заказчик)

Перед живописцем стояла задача:

· средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство,

· разместить в нем мощные фигуры персонажей

· правдиво изобразить их движения, позы, жесты;

· масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном.

Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внуиреннее напряжение и психологическую глубину образов.

Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра.

2. «Чудо со статиром»

Композиция объединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстает апостол: У ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма; Христос повелел Петру выловить из Генисартского озера рыбу и извлечь из нее статир. В новаторской живописи Мазаччо – это запоздалая дань традиции средневекового рассказа, но это не нарушает впечатление смелой новизны мастера – драматургии образного строя росписи, жизненную убедительность и грубоватость героев.

Апостолы в этой композиции олицетворяют твердость в вере, сплоченность, преданность Учителю. Прочно стоят в широких тяжелых одеждах выступают на фоне пейзажа, наподобие рельефа. Они написаны большими мазками плотного цвета. Ученики полны энергии. Вокруг них пейзаж величавый и мрачный, сродни их могучему духу. Лица учеников напряжены.

 

3. «Изгнание Адама и Евы из рая»

после реставрации до реставрации

Главное здесь – не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта.

4. «Исцеление тенью»

щ

Мазаччо первый стал изображать падающие е от предметов и фигуры тени. Тень Петра исцеляет калек. Но исцеление от болезни сопровождается исцелением духовным, обретением веры. В этой композиции Мазаччо использовал принципы примой перспективы, совсем недавно сформулированные Брунеллески.

В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приемы Мазаччо.

Сообщения:

1. С. Ботичелли «Весна», «Рождение Венеры», «Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», «Покинутая», раскрыть сюжет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: