Периодизация развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов)




Тема: «Психология профессиональной деятельности»

 

Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессия нужна для удовлетворения потребностей как общества, так и человека. «Профессия» от лат. «говорить публично».

Мир профессий достаточно изменчив. Одни профессии возникают, другие упраздняются, третьи преобразуются, четвертые объединяются. Сестринский персонал может гордиться, что он принадлежит к одной из очень древних профессий.

Специальность – вид занятия в рамках одной профессии.

Психологическая классификация профессий (Е.А. Климов).

Наиболее полная классификация профессий разработана ЕЛ. Климовым. Он выделяет 5 основных типов профессий по объекту труда:

• профессии типа человек — человек: медицинские работники, учителя, психологи, милиционеры, работники сферы обслуживания (продавцы, парикмахеры и т.д.) и др.;

• профессии типа человек — природа: полеводы, животноводы, пчеловоды, ветеринары, агрономы и т.д.;

• профессии типа человек — техника: летчики, инженеры, механики, шоферы, машинисты, водители, слесари, швейники и т.д.;

• профессии типа человек — художественный образ: музыканты, писатели, художники, артисты, реставраторы и т.д.

• профессии типа человек — знаковая система: программисты, конструкторы, редакторы, лингвисты и т.д.

По субъекту труда, т.е. по требованиям к психофизиологическим особенностям человека, можно выделить профессии, требующие абсолютной профпригодности (необходимы определенные природные данные), и профессии с относительной профпригодностью, где отсутствие тех или иных качеств может компенсироваться мотивацией и опытом.

Профпригодность — это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда. Помимо способностей, профпригодность включает в себя мотивацию, удовлетворенность трудом.

Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

Уровни профессионализма

Профессионал — это специалист:

• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;

• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;

• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;

• нашедший свое индивидуальное предназначение

• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;

• повышающий престиж своей профессии в обществе.

Человек становится профессионалом не сразу. А.К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.

2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии. Т.Е.человек работает и выполняет все, что от него требуется

З. Суперпрофессионал. (творчество, личностное развитие, вершина профессионального развития «акме») На этом уровне человек «выходит за пределы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностно развитие (деградирует); либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионного возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде. Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.

 

 

Периодизация развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов)

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет) – происходит освоение функции восприятия, движения, речи, простейших правил поведения, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3 до 6 лет) – происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игра в шофёра, врача, продавца, учителя.)

Стадия овладения учебной деятельность (от 6-8 лет до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность. Особенно важно когда ребёнок планирует свое время при выполнении домашнего задания.

Стадия «оптации» (от лат. желание, выбор) (от 11-12 лет до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного выбора профессионального пути. Человек, находящийся на этой стадии называется оптантом. На этой стадии может оказаться и взрослый, находящийся в условиях безработицы.

Стадия адепта (18- 23 года) – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения. Продолжается от нескольких месяцев до 2 -3 лет.

Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Работники своего коллегу воспринимают как «своего среди своих».

Стадия мастера - о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Модель специалиста

Одно из направлений психологии труда — разработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста может включать:

профессиограмму — описание психологических норм и требований к деятельности специалиста;

профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист

квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты.

Профессиограмма включает психограмму — описание психологических качеств, желательных для эффективною выполнения профессиональной деятельности и трудограмму — описание труда.

Профессионально важные качества – это те индивидуальные свойства личности, которые влияют на эффективность деятельности человека.

Профессионально важными качествам в профессиях типа «человек - человек» являются:

- Ценностный подход – ориентация на другого как на «Высшую ценность, равную ценности собственного Я».

- Профессиональная направленность - потребность работать с людьми, ориентация на их интересы.

- Общительность – стойкое, сильное стремление человека к общению с другими людьми (легко вступают в контакт, коммуникативная компетентность).

- Эмоциональная устойчивость – самоконтроль и эмпатия

- Волевые черты характера – проявляются в умении управлять собой и другими людьми, высокая мера ответственности за результаты своей деятельности.

- Характеристики речи (речь в профессиях типа «человек – человек является своеобразным рабочим инструментом») – четкая, внятная, понятная, богатая[i].

 

 

Поня­тие профессиональной деформации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: