Циолковский К. Э. Биография, педагогическая деятельность




Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5 (17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный.

В 9-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

 

Не каждый знает, что выдающийся ученый Константин Эдуардович Циолковский более 40 лет жизни отдал преподавательской деятельности. Один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, он с 1880 по 1921 год вел занятия по физике и математике в учебных заведениях Боровска и Калуги, где завоевал славу талантливого педагога и учителя.

Первыми учителями самого Циолковского были родители. В памяти Константина Эдуардовича сохранился один из первых уроков отца: Эдуард Игнатьевич, проткнув вязальной спицей большое яблоко, объясняет сыну, что такое ось вращения Земли. Чтению и письму его учила мать, Мария Ивановна. Она же объясняла сыну азы арифметики. На всю жизнь запомнил ученый, как тяжело давались ему первые знания. Значительно позже, уже имея за плечами солидный педагогический стаж, Циолковский писал: “...надо суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез”.

В 9 лет после перенесенной скарлатины он стал плохо слышать. Когда пришла пора учиться в гимназии, мальчик столкнулся с большими трудностями — учителей на уроках он не слышал. Ученье давалось туго, дело дошло до отчисления. В 13 лет Циолковский “выбыл” из третьего класса Вятской гимназии, как следовало из документов, “для поступления в техническое училище”. Но юноша выбрал для себя другой путь. Он начал овладевать знаниями самостоятельно. Университетами будущего ученого и учителя стали книги и журналы из лучших библиотек Москвы, куда Эдуард Игнатьевич послал сына учиться, разглядев в нем удивительные способности к изобретательству и научной деятельности. Но жизнь в Москве оказалась слишком дорогой, и Циолковскому пришлось вернуться в Вятку.

Репетиторство в Вятке было первой попыткой попробовать себя в роли учителя. Она оказалась удачной. У Константина Эдуардовича обнаружился яркий талант педагога. Он быстро находил общий язык с детьми, умел заинтересовать их, рассказывал увлеченно, объяснял доходчиво. Давая уроки арифметики и геометрии, учитель использовал придуманные и сделанные им самим пособия, которые помогали быстрее освоить новый материал и очень нравились детям. Например, когда на уроке геометрии изучали многогранники, Константин Эдуардович делал их из разноцветной бумаги, нанизывал на веревку, вешал “многогранные” бусы на шею и шел на уроки по улице, вызывая удивление прохожих.

За Циолковским закрепилась слава талантливого, очень необычного, обожаемого учениками преподавателя. Поэтому, когда настала пора определяться с профессией, он без колебаний выбрал для себя учительство. В 1879 году Константин сдал экстерном выпускные экзамены в Рязанской гимназии, ему присвоили звание учителя математики уездных училищ и направили работать в город Боровск Калужской губернии. Так судьба на всю жизнь связала его с калужским краем.

В Боровск Циолковский приехал в январе 1880 года. Там он написал больше десятка научных трудов, посвященных кинетической теории газов, научному обоснованию цельнометаллического аэростата, скоростному поезду на воздушной подушке, гигантским космическим дирижаблям, ракетам для межпланетных путешествий и другим научным и научно-фантастическим проектам. Служить же ему пришлось в Боровском уездном училище, основанном в 1808 году. Учились в нем мальчики в возрасте от 10 до 16 лет, дети купцов и мещан. Основными предметами Циолковского были арифметика и геометрия. Кроме того, время от времени, за неимением других учителей, он вел черчение, рисование, чистописание, давал уроки истории и географии.

В Боровске Циолковский проработал 12 лет. В 1892 году по представлению директора народных училищ губернии как “одного из способнейших и усерднейших преподавателей” его перевел и в Калужское уездное училище. В губернском центре было больше возможностей и для научной работы, и для педагогической деятельности.

Калужское уездное училище, открытое в 1834 году, было трехгодичным, ко времени прихода Циолковского здесь обучалось 140 мальчиков.

В “Планах преподавания арифметики и геометрии на 1892/93 учебный год” Циолковский писал: “Замечу, что судить о познании класса лучше всего по ответам слабейших учеников. Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания”.

Весной 1897 года Константину Эдуардовичу предложили вести уроки математики в Калужском казенном реальном училище, которое находилось неподалеку от уездного училища, в Воскресенском переулке. В 1897 году в реальном училище было шесть основных классов и один дополнительный. После окончания 7-го класса мальчики имели право поступать в высшее техническое училище.

Около двадцати лет — с 1899 по 1918 год — Константин Эдуардович работал в Калужском епархиальном женском училище.

Циолковский преподавал математику и физику, хотя права на это не имел, так как был учителем уездных училищ. Однако за большие педагогические заслуги неофициально, на правах приходящего учителя, он все же был принят на работу. Кроме того, являясь учителем математики, он также не имел права преподавать физику, но и на это дирекция училища “закрыла глаза”.

За педагогический труд в епархиальном училище ученый был отмечен тремя наградами.

Последним местом работы Циолковского была Калужская 6-я советская единая трудовая школа 2-й ступени. В 6-й трудовой школе учились мальчики из бывших духовных учебных заведений и из старших классов бывших высших начальных училищ. Циолковский преподавал математику, химию, астрономию, физику, заведовал физическим кабинетом.

Несмотря на тяжелое для страны время, у Циолковского остались хорошие воспоминания о последних годах службы. Ему нравились новые порядки: отмена формы, оценочных баллов, экзаменационных испытаний, наказаний, демократичность поведения, чередование умственного и физического труда, деление школы на ступени в зависимости от возраста учеников. К этому он стремился всю жизнь, именно эти идеи он проповедовал начиная с 1915 года в своих трудах, связанных с социальным переустройством общества.

22 октября 1921 года Циолковский подал заявление об увольнении, в нем говорилось: “Мой 64-летний возраст, хронический бронхит, грыжа, расстройство пищеварения, глухота и общая слабость заставляют меня оставить мои училищные занятия. Поэтому прошу считать меня освобождённым от всех моих служебных обязанностей с 1 ноября 1921 года”.

К счастью, сорокалетняя педагогическая деятельность Циолковского на этом не закончилась. Константин Эдуардович встречался со школьниками в учебных заведениях, в клубах, во Дворцах пионеров, в пионерских лагерях. Он выступал с лекциями, проводил беседы, помогал в организации выставок.

В основу его концепции воспитания и образования он ставил свободу личности, с педагогикой ненасилия, с его представлением о радостной, счастливой, вечной жизни человечества во Вселенной. Ученый писал тогда, что “страх наказания следует заменить голосом рассудка, разума, науки”.

Мы привыкли считать научную деятельность Циолковского смыслом его жизни, а педагогику — делом второстепенным, позволявшим и меть средства для занятий наукой и содержания семьи. Однако учительство — профессия, которой ученый посвятил всю свою сознательную жизнь, — было для него не менее важным, чем работа в научной сфере.

Вопросы аудитории:
1. Каков был первый педагогический опыт Константина Эдуардовича?

Репетиторство в Вятке было первой попыткой попробовать себя в роли учителя (когда после учебы в Москве он вернулся в родной край).

2. На каких предметах преимущественно специализировался Циолковский?

Физика и математика.

3. Назовите основные педагогические принципы, которых придерживался Константин Эдуардович в своей учительской практике.

Он ставил своими педагогическими принципами свободу личности, свободу от насилия и запугивания детей наказаниями, индивидуальный и нестандартный подход к обучению для лучшего восприятия учениками информации.

4. Сколько в общей сложности продлилась педагогическая деятельность Циолковского в качестве преподавателя в училищах?

Более 40 лет (41 год).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: