Тема: Тренинг профессионального развития педагогов
Преподаватель: Коновалова А.А.
1. Перечислите основные методы работы с педагогами. В чем их особенность?
2. Какие базовые техники психодрамы можно использовать в психолого-педагогическом тренинге?
3. Раскройте технологию проведения педагогического тренинга.
4. Какие конструктивные изменения в поведении участников происходят в ходе психолого-педагогического тренинга? Охарактеризуйте стадии изменения.
5. Какие тематические блоки выделяет И.В. Вачков в тренинге развития профессионального самосознания учителя. В чем состоят важнейшие задачи каждого блока?
6. В чем состоит основная задача тренинга развития профессионального самосознания педагога?
7. Существует ли отличие в результативности работы «сборных» групп и групп, сформированных из членов одного профессионального коллектива? Какой вариант, на ваш вгляд лучше?
8. Как вы думаете, возможно ли описание и точное транслирование «жесткого» сценария психолого-педагогического тренинга? Докажите свою точку зрения.
Методические рекомендации:
1) повторите лекционные материалы по данной теме;
2) обдумайте ответы на предложенные вопросы;
3) разработайте программу тренинга профессионального развития педагогов.
Литература:
Основная:
1) Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: «Ось-89», 2002.
2) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2001.
3) Кан – Калик В.А. Тренинг профессионального педагогического общения. – М.,2002.
4) Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. – Ярославль, 2004.
5) Матяш, Н. В., Павлова Т.А. Методы активного социально - психологического обучения: рек. Учебно-метод. объед. по спец. пед. образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2010
6) Практическая система психотехнической подготовки учителя / Под ред. Ф.Е.Василюка. – М., 1991.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М, 1988.
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М., 1999.
4. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
5. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1992.
«МАСПО»
Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год
Семинарское занятие № 10-13
Тема: Игровые методы
Преподаватель: Коновалова А.А.
1. Перечислите универсальные свойства игры.
2. Какие виды игры существуют согласно различным классификациям?
3. Что такое деловая игра?
4. В чем ее отличие от дискуссионных и тренинговых методов?
5. Охарактеризуйте ролевые и операциональные игры.
6. Подумайте, верны или неверны следующие высказывания:
а) в психологическом тренинге не следует применять деловые игры, поскольку их цели не являются психологическими;
б) в психологическом тренинге игровой элемент является неотъемлемой частью всех (или почти всех) групповых процессов;
в) единственной целью применения игр в психологическом тренинге нужно считать психокоррекцию.
Обоснуйте свою точку зрения.
Методические рекомендации:
1) повторите лекционные материалы по данной теме;
2) обдумайте ответы на предложенные вопросы;
3) ознакомьтесь со статьей Борисовой С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. №4;
4) выполните конспект вышеуказанной статьи;
5) подготовьтесь провести любые две игры на группе.
Литература:
Основная:
1) Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
2) Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга //Вопросы психологии. 1999. № 4.
3) Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловой игры // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987.
4) Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2001.
5) Матяш, Н. В., Павлова Т.А. Методы активного социально - психологического обучения: рек. Учебно-метод. объед. по спец. пед. образ. в кач-ве учеб. пособия для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2010
6) Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
7) Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской.- М., 1993.
8) Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
Дополнительная:
1) Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов.
2) Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М., 1982.
3) Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Метод. разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов.- М., 1995.
4) Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред А.А. Деркача. -М., 1996.
«МАСПО»
Курс фПиП (8 семестр)
2012/2013 учебный год