Рабочая программа
По курсу «Технология»
3 класс
(по учебнику Н.И. Роговцевой)
Выполнили: студенты 3Б группы Гатилова Марина,
Холина Екатерина, Ткаченко Надежда, Долбенко Ирина
Курск – 2017
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами НОО и на основе других нормативных документов. Обучение ведется по учебнику Н.И. Роговцевой «Технология» 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как о совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цели изучения технологии в начальной школе:
· приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
· приобретение начального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
· духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре, знакомство с современными профессиями;
· формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
· формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
· развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
· формирование на основе культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- умения переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности;
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Здравствуй, дорогой друг | ||
Человек и земля | ||
Человек и вода | ||
Человек и воздух | ||
Человек и информация | ||
Итого |
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материал, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
· Название темы уроков;
· Краткая вводная беседа;
· Основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождаются значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами», «Проводим опыт, наблюдаем, делаем выводы», «Работа с тетрадью»;
· Информацию к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию (ссылки на дополнительные информационные ресурсы)
· Итоговый контроль, сопровождается значком «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитаны на 34 часа в год, 1час в неделю, что соответствует БУП во вторых классах (1-4).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном вьем, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений построение форм с учетом основ геометрии. работа с геометрическими фигурами. телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных формы конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа занятий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности: построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей; рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль. коррекцию оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
-развитие эстетический представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоги библиотеки.
Виды и формы организации учебного процесса
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемной ситуации, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даст возможность применять обширный арсенaл методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению друroго, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.