Информационная карта урока географии 9 класс
Цель: Познакомить учащихся с особенностями угольной промышленности, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промышленности.
Задачи:
Образовательная: Изучить особенности угольной промышленности. Формировать представление об основных проблемах угольной промышленности – экологических, экономических, социальных. Рассмотреть перспективы развития промышленности и возможные пути решения связанных с отраслью проблем.
Развивающая: совершенствовать навыки работы со статистическим и картографическим материалами. Формировать умения составлять характеристику отрасли промышленности по типовому плану.
Воспитательная: познакомить с некоторыми профессиями угольной промышленности. В целях экологического воспитания показать влияние угольной промышленности на окружающую среду.
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация «Угольная промышленность», карта «Топливная промышленность России», коллекция угля: антрацит, каменный и бурый уголь.
Содержание урока | Методический инструментарий | Ориентиры развития |
I Организационный момент Слайд №2 II Коррекция и контроль знаний А) взаимоопрос 1 вариант. Рассказать о нефтяной промышленности. 2 вариант. Рассказать о газовой промышленности. Б) 1-2 учащихся повторяют свои устные ответы у доски; В) проверка работы на контурной карте; Г) Географический диктант Слайд №3 1 70% нефти страны добывается в 2 Самый дешёвый способ добычи нефти 3 По запасам нефти Россия занимает 4 Добыча нефти в 90-х годах 5 Вторая по величине добычи нефтяная база страны 6 Главные потоки нефти направлены 7 НПЗ расположены в районах потребления продуктов переработки нефти или в местах её добычи? 8 91% газа добывается в 9 По добыче газа Россия занимает 10 Крупнейшие газопроводы идут от д) взаимопроверка и взаимооценка Слайд №3 (Критерии оценки: нет ошибок – отлично, 1-2 ошибки – хорошо, 3-4 ошибки – удовлетворительно, более 4-х ошибок – неудовлетворительно). III Изучение нового материала Уголь был главным видом топлива в первой половине 20-го века, поскольку запасы угля больше запасов нефти и газа. В настоящее время он уступил лидерство газу и нефти. Добыча угля дороже, поэтому доля угля в топливном балансе страны сократилась с 59% (в 50-е годы) до 8% (начало 21-го века). Уголь используется как топливо на тепловых электростанциях и в промышленности (75%). А коксующийся уголь (высокого качества) – например, антрацит используется как сырьё в химической промышленности. Способы добычи угля Глубина залегания угольных пластов определяет способ добычи угля: подземный (в шахтах) Слайд №4, Слайд №5 или открытый (в карьерах) Слайд №6 Доля добычи угля открытым способом составляет 60%. Однако такой способ ухудшает качество окружающей среды, т.к. при добыче угля в карьерах образуются огромные котлованы, отвалы пустой породы, открытые работы уничтожают верхний плодородный слой (почву). При подземной добыче угля на поверхности накапливаются терриконы. Ветер разносит с насыпных терриконов угольную пыль, а дождь уносит потоки грязи. Основные районы добычи угля Месторождений угля в России более 200, но не все они разрабатываются. Самые крупные запасы угля, например имеет Тунгусский бассейн (Восточная Сибирь), но добыча здесь не ведётся, т. к. район бассейна не освоен: нет железных дорог, населённых пунктов, потребителя. К тому же здесь вечная мерзлота, которая затрудняет добычу. - Найдите и покажите на карте другие месторождения каменного угля в России (Кузнецкий бассейн (Кузбасс) – 40% добычи угля России; Канско – Ачинский бассейн, Печерский бассейн) Проблемы угольной промышленности Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Угольные регионы – это регионы с очень острыми экологическими проблемами. При сжигании угля очень сильно загрязняется атмосфера. Помимо экологических проблем возникают сложности с добычей угля в бассейнах, расположенных на севере России, за полярным кругом – здесь добыча угля обходится дорого. IV Закрепление: Слайд №7 - Какое значение имеет угольная промышленность в экономике страны? - Почему в последнее время снизилась добыча каменного угля? - Какими способами добывают уголь? Какой из них дешевле? - Почему не разрабатываются самые крупные месторождения угля в восточной Сибири? - Какие экологические проблемы связаны с угледобычей? V Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам Слайд №8, Слайд №9 VI Домашнее задание Слайд №10 § 22, стр. 120-124. На контурной карте отметить угольные бассейны российского и местного значения (Кузбасс, Донбасс, Печорский бассейн, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Тунгусский, Ленский, Подмосковный). «Энергия ветра», «Солнечная энергия», «Последствия аварии на Чернобыльской АЭС», подготовить сообщения | Фронтальная беседа, в ходе которой учитель определяет задачи урока Работа в парах Работа в тетрадях Взаимопроверка и взаимооценка Рассказ учителя Демонстрация коллекции угля Работа с картой Рассказ учителя Фронтальный опрос Практическая работа Опережающее задание | Развитее учебно – познавательной мотивации способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи речь, память внимание внимание, память Внимание, память память Память, речь Мышление, речь Мотивация |