Потворствующая гиперпротекция
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи».
Ошибкой в формировании детской психологии заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он
великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают
за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень
притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые
плохие черты характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок
попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания
и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно
преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.
Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче
оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в
подростковом возрасте.
Такого ребенка тяготит не недостаток любви, а еѐ излишек. Свобода ребенка при таком типе
взаимоотношений мнимая - развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит
похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в
пределах узкой группы - членов семьи, а то время как в прочих коллективах он испытывает серьезные
трудности.
Этот тип отношений соотносится с либеральным типом воспитания - попустительство в поведении
ребенка и идеализация его черт, более подробоное описание читайте в нашей книге для детей.
Доминирующая гиперпротекция
Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.
Доминирующая гиперпротекция играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных
личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное
накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая
мелочь обрастает правилами и. Все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может
его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях
«безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас
элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещѐ маленький» и «сделает не
так».
Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и
самоуважении, одна из важнейших, благодаря которой личность окончательно созревает.
Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель
зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон.
Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда
происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от
возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые,
навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы,
высказывают их суждения о мире, как правило, нелицеприятные и мизантропичные. Родители данного типа
нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности.
Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе - например, устраивая ритуалы | |
прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие | |
чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться. | |
В итоге такой ребенок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты | |
коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения | |
симбиоза с родителями не требуется серьезных умственных усилий, нужна лишь привязанность и | |
послушание. | |
Последствия гиперопеки | |
В своей практике советов психолога родителям мы часто встречаемся с такой проблемой, | |
когда мама или папа и сами не осознают, насколько их поведение нелепо смотрится со стороны и | |
сколько проблем оно доставляет ребенку. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в | |
ад - ибо в самом желании опекать и заботиться о ребенке нет ничего плохого плохо, когда опека | |
превращается в самоцель и парализует всю активность растущего человека. | |
Каковы же причины такого типа отношений в семье? Всѐ | кроется в психологических |
проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются, игнорируются. | |
Бывает так, что один из родителей, как правило мама, сублимирует вытесненные переживания по | |
поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсирует собственные неудачи на личном фронте, | |
выражая это в излишней ласке и заботе о ребенке. Причинами гиперопеки также могут быть | |
неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья. | |
Есть особый класс родителей, которые не реализовались в какой-то сфере деятельности (в | |
спорте, в профессии и пр.), и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи - заставляют | |
его заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это может быть безразлично или даже | |
противно. Немногие дети могут взбунтоваться, потому что их с пеленок приучают к жалости к | |
родителю фразами типа «мне будет очень плохо, если ты так сделаешь». Ребенок выступает в роли | |
средства реализации амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают (человек не может | |
самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим» | |
своего ребенка). | |
Таким образом зачастую гиперопека - проявление чувства вины, испытываемого родителем. | |
Причин для этого великое множество, от несчастливого детства мамы или папы до неудач в личной | |
жизни. | |
Иногда гиперопека связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи | |
(например, бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто | |
возникают конфликты в воспитании, ребенку предъявляются противоречивые требования - один | |
родитель ждет одних действия, второй - иных. В итоге тревожность и ребенка только усиливается. | |
Порой это своего рода социальные ожидания, традиции - в каких-то обществах ребенку | |
традиционно дается ребенку больше самостоятельности, в каких-то меньше. | |
Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все вышеперечисленное - робость, | |
закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии - тормозит нормальную социализацию ребенка. | |
Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период. Возможны два варианта. Первый - | |
личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем - и | |
родителям и ребенку. Либо человек может смириться с ситуацией и так и остаться «маменькиным сынком», | |
человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжелой действительности и | |
еѐ трудностям. В этом случае слом может произойти внешне незаметно, но внутренне человек уже навсегда | |
останется таким, и даже если он будет пытаться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое | |
действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства знакомому с | |
самостоятельностью и ответственностью. | |
Подготовила педагог-психолог | |
. В.Н. Желандинова |