Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет политологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Политическая наука в России: история и современность»
Основной образовательной программы
Высшего профессионального образования
«БАКАЛАВРИАТ»
По подготовке по направлению: Теория политики, Российская политика
По профилю: по всем профилям ООП
Для получения квалификации (степени): бакалавр политологии
Код дисциплины | ГСВ.П.01 | По учебному плану | Форма обучения | Очная |
Виды промежуточной аттестации: | зачётов | - | 1 экзаменов |
Трудоёмкость учебной дисциплины | зачётных единиц |
Составитель: доктор философских наук, профессор кафедры российской политики В. Г. Белоус
Санкт-Петербург, 2013
Организационно-методический отдел
1.1. Цель изучения дисциплины:
1.1.1. Формирование у студентов-политологов широкого круга историко-теоретических представлений об отечественной традиции формирования политического знания.
1.1.2. Ознакомление студентов с основными этапами формирования теоретической политической рефлексии в рамках образовательного процесса, а также с общественными и научными дискуссиями вокруг проблем политической науки.
1.2. Задачи спецкурса:
1.2.1. Воспроизвести общую картину формирования политического знания в конкретных исторических условиях России; выявить основные факторы его функционирования и эволюции;
1.2.2. Рассмотреть основные направления формирования отечественной традиции научной политической рефлексии путем сопоставления конкретных подходов, концепций и теорий;
1.2.3. Раскрыть принципы и механизмы взаимодействия политического знания и практики политического образования на конкретном историческом материале.
1.3. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника:
Спецкурс «История политической науки в России» является одним из дополнительных курсов в области современного политического знания. Он развивает и конкретизирует в политологическом ключе целый ряд историко-научных проблем, существенно расширяет интеллектуальный кругозор, а также категориальный аппарат студентов, специализирующихся в области теоретической политологии, а также российской политики.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.
По завершению спецкурса студенты должны ознакомиться с историческими формами и современными принципами отечественного политического знания; овладеть категориальным аппаратом, используемым при анализе истории политического знания, получить представление о типологии и сущностных характеристиках рассматриваемых конкретных проблем, овладеть материалом в объеме лекций, а также рекомендуемой к изучению специальной литературы.
Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий | 34 часа |
из них: – лекций | 24 часа |
Итого (трудоемкость дисциплины) | 34 часов |
Формы промежуточного контроля: Проверка качества усвоения знаний в течение семестра, как в устной, так и в письменной формах; проведение различного вида контрольных работ и тестов; оценка их результатов в дифференцированной форме (система баллов).
Формы текущего контроля: дисциплина завершается устным зачетом, на котором проверяется:
· степень овладения теоретическим материалом дисциплины;
· характер усвоения базовых категорий спецкурса;
· умение анализировать и сопоставлять различные идейно-теоретические позиции по вопросам истории политической науки в России;
· способность формулировать самостоятельные выводы.
Зачет выставляется на основании следующей системы оценки успеваемости по курсу: задания на самостоятельную работу – 10%, промежуточное тестирование – 20 %, активность на занятиях – 20%, итоговый зачет – 50%.
Содержание дисциплины
3.1. Темы занятий и их краткое содержание.
Тема 1. Социокультурные основания политической науки (2 час. – лекция)
Политика и общество. Политическая социализация. Культура и политика. Политическая рефлексия и политическая коммуникация. Характеристика категорий «способ мышления», «стиль мышления», «мировоззрение». Наука и образование. Образование как общественная функция и как общественный институт. Зависимость политического образования от институциализации и профессионализации политического знания. Роль ученых (интеллектуалов) в отечественной политике.
Тема 2. Эпистемологические основания политики (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)
Политическое знание как объект исследования. Теоретико-методологические функции политического знания. Характеристика основных форм политического дискурса. Генеральная линия развития политического знания: миф → идея → теория (классическая наука) → идеология → наука (неклассическая наука) → постнаука. Соотношение понятий «политическая философия» и «политическая теория». Эволюция политического языка: миф → образ → понятие → символ → категория → симулякр.
Тема 3. Родословная форм политической науки в России (2 час. – лекция)
Политология как словоучение. Литературный жанр «поучений» в русской культуре. Слово как проповедь и как беседа. Эволюция историко-политического знания: летопись, житие, история. Религиозная форма и политическая направленность «поучительного» слова в истории русской общественно-политической мысли.
Тема 4. Институциональные основания формирования политического знания в России (2 час. – лекция)
Образовательная политика как фактор общественного развития в России. Цели и задачи высшего образования. Определение понятия «университетский вопрос». Государство, администрация высших учебных заведений, профессорско-преподавательский состав и студенты – как основные проводники политики (акторы) в сфере высшего образования. Зависимость русской университетской жизни от трансформаций общегосударственной политики. Влияние международного образовательного фактора на внутреннюю образовательную политику.
Тема 5. Генезис университетского вопроса (2 час. – лекция)
Образовательная ситуация в России в XVII–XVIII столетиях. Институциализация национального университетского образования. Проблема автономии университетов. Александровский устав 1804 г. Правовой статус профессорской и студенческой корпораций. Бюрократический обскурантизм (Д. П. Рунич, М. Л. Магницкий). Устав 1835 г. и его влияние на внутреннее развитие университетов. Уничтожение университетского самоуправления в законах 1849 г.
Тема 6. Университетский вопрос во второй половине XIX столетия (2 час. – лекция)
Н. И. Пирогов об университетском вопросе. Влияние студенческих волнений («беспорядков») середины века на академические реформы. Общегосударственное значение университетского устава 1863 г. Утверждение профессорской корпорации. Изменение статуса студентов и слушателей. Функции университетских Советов. Попечительская власть над университетами. Институт инспекции. Университетская реформа 1884 г. и ее политические последствия. Бюрократизация университетов.
Тема 7. Образовательная политика в начале XX столетия (2 час. – лекция)
Рубеж столетий как точка отсчета новой волны радикализации студенчества. Требования к власти и ответные политические репрессии. Варианты решения университетского вопроса в публичных общественных дискуссиях (В. И. Вернадский, П. Г. Виноградов, Н. П. Гиляров-Платонов, П. И. Капнист и др.). Образовательные стратегии политических партий. Предложения Министерства народного просвещения по деполитизации высшей школы (А. Н. Шварц). Положение высшей школы в России накануне революции 1917 г.
Тема 8. Предыстория отечественной политической науки (вторая половина XIX века) (2 час. – лекция)
«Государствоведение» как прямой предшественник политической науки. Позитивизм середины XIX столетия как философско-мировоззренческая основа формирования неклассической политической науки. А. И. Стронин и его «Политика как наука» (1872). Требование научного анализа социальных фактов; эмпиризм; органицизм; механицизм; социальный дарвинизм; солидаризм. Теоретический фундамент политического образования: социологизм, нормативизм, историцизм.
Тема 9. Интеллектуальная коммуникация начала XX столетия как политико-образовательный фактор (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)
Генезис «практического идеализма». Политическая идеология versus политическая наука. Политическая теория и политическая практика. Идеология и утопия. Роль интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания. Образовательный потенциал Петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903), Петербургского Религиозно-философского общества (1907–1917) и Петроградской Вольной Философской Ассоциации (1919–1924). Конфликт поколения идеалистов и «новых» позитивистов.
Тема 10. Политическая знание в СССР (2 час. – лекция)
Материалистическая интерпретация образования как фактора, направленного на воспроизводство производительных сил общества (знаний). «Огосударствление» высшей школы. Приобщение масс к высшему образованию. Общая тенденция к идеологизации высшей школы. Образование и советская номенклатура. Система политического просвещения в СССР и принципы политпросвета. Институт красной профессуры (1921–1938) и его роль в формировании партийно-государственной элиты. Общество «Знание» и Университеты марксизма-ленинизма как инструмент массового политического образования.
Тема 11. Теория научного коммунизма как форма политического знания (2 час. – лекция)
Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ. Статус «научного коммунизма» в системе отечественного гуманитарного знания. Противоречивая природа «научного мировоззрения». Принципы обоснования коммунистических идеалов. Номинальное в научном коммунизме и реальное в опыте общественной жизни. «Двоемыслие» и цинизм как отражение этого конфликта.
Тема 12. Современная политология. (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)
Институциализация политологии. «Дисперсия» современной политической теории. Политтехнология. Кризис современной культуры и его влияние на политическую рефлексию. Постмодернизм как образ мышления. Зависимость политической рефлексии от решения проблемы субъектности современной политической жизни. Статус постнеклассической науки. Характеристика дискуссии по проблемам политической философии в России (2002).
Тема 13. Перспективы развития политического знания в современной России (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)
Системный кризис в сфере образования: анализ его причин и последствий. Деидеологизация и деполитизация высшего образования на рубеже 1980–1990 гг. Государственное и частное в системе современного образования. Болонский процесс. Технологизация высшей школы. Характеристика основных акторов современной образовательной политики. Перспективные сценарии развития высшего образования в России. Общемировые перспективы политического знания в XXI столетии.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Проанализируйте взаимоотношение понятий «общество», «культура» и «политика».
2. Охарактеризуйте место и роль политического образования в системе политической социализации.
3. Укажите на связь категорий «политическая рефлексия» и «политическая коммуникация».
4. Дайте характеристику категорий «способ мышления», «стиль мышления» и «мировоззрение».
5. Выявите особенности образования как общественной функций и как общественного института.
6. Сформулируйте цели и задачи политического образования.
7. Охарактеризуйте основные формы политического дискурса.
8. Выделите общее и особенное между политической философией и политической теорией.
9. Проанализируйте эволюцию форм политического языка.
10. Дайте теоретическое обоснование образовательной политике как фактору общественного развития.
11. Определите содержание и исторические границы понятия «университетский вопрос».
12. Раскройте содержание отечественной традиции политического знания как словоучения.
13. Представьте жанр «поучений» в русской культуре и политической мысли.
14. Опишите процесс институциализации национального университетского образования.
15. Охарактеризуйте общегосударственное значение университетского устава 1863 г.
16. В чем суть университетской реформы 1884 г. и каковы ее политические последствия?
17. Раскройте содержание публичных общественных дискуссий в России начала XX столетия вокруг «университетского вопроса».
18. Представьте курс «государствоведения» как прямого предшественника политической науки в России.
19. Раскройте эпистемологические основы неклассической политической науки.
20. Что такое «практический идеализм»?
21. Объясните взаимосвязь понятий «идеология» и «утопия».
22. Раскройте содержание институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.
23. Охарактеризуйте образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.
24. В чем заключается связь между всеобщим политическим образованием в СССР и становлением советской номенклатуры?
25. Дайте анализ системы политического просвещения в СССР.
26. Охарактеризуйте основные принципы советского политического просвещения.
27. Опишите статус «научного коммунизма» в системе советского гуманитарного знания.
28. Проведите сравнительный анализ теории научного коммунизма и западной политической науки (1960–1980 гг.)
29. Приведите примеры номинального и реального во взаимодействии теории научного коммунизма и опыта общественной жизни в СССР.
30. Опишите причины институциализации политологии.
31. Дайте характеристику политтехнологическим аспектам в системе современного политического образования.
32. Как влияет кризис современной культуры на политическую рефлексию и политическое образование?
33. Охарактеризуйте современный образ мышления.
34. Что характеризует современную политологию как постнеклассическую науку?
35. Раскройте причины и последствия современного системного кризиса в сфере отечественного образования.
36. Представьте перспективные сценарии развития высшего образования в России.
37. Какими представляются общемировые перспективы развития политического знания в XXI столетии?
3.3. Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ:
1. Политическое образование и политическая социализация личности.
2. Политическая рефлексия и политическая коммуникация в политическом образовании.
3. Образование как общественная функция и институт.
4. Цели и задачи политического образования.
5. Основные формы политического дискурса.
6. Политическая философия и политическая теория.
7. Эволюция политического языка.
8. Образовательная политика как фактор общественного развития.
9. «Университетский вопрос» в России: содержание и сущность понятия.
10. Отечественная традиция политического знания как словоучение.
11. Жанр «поучений» в русской политической мысли.
12. Институциализация национального университетского образования.
13. Университетские реформы XIX столетия и их политические последствия
14. Университетский вопрос в публичных общественных дискуссиях начала XX столетия.
15. «Государствоведение» как предшественник политической науки.
16. Эпистемологические основания неклассической политической науки.
17. Политическая теория и политическая практика в начале XX столетия.
18. Идеология и утопия.
19. Роль институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.
20. Образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.
21. Политическое образование и советская номенклатура.
22. Система политического просвещения в СССР.
23. Основные принципы политического просвещения.
24. Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ.
25. Статус теории научного коммунизма в системе советского гуманитарного знания.
26. Теория научного коммунизма и опыт общественной жизни: номинальное и реальное.
27. Институциализация политологии.
28. Современное политическое образование и политтехнологии.
29. Кризис культуры и его влияние на современную политическую рефлексию.
30. Постмодернизм как современный образ мышления.
31. Политология как постнеклассическая наука.
32. Системный кризис в сфере образования: причины и последствия.
33. Перспективные сценарии развития высшего образования в России.
34. Традиция и модернизация в политическом образовании
3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:
1. Общество, культура и политика.
2. Политическое образование в системе политической социализации.
3. Политическая рефлексия и политическая коммуникация.
4. Характеристика категорий «способ мышления», «стиль мышления», «мировоззрение».
5. Образование как общественная функция и как общественный институт.
6. Цели и задачи политического образования.
7. Характеристика основных форм политического дискурса.
8. Политическая философия и политическая теория.
9. Эволюция политического языка.
10. Образовательная политика как фактор общественного развития.
11. «Университетский вопрос»: содержание понятия.
12. Отечественная традиция политического знания как словоучение.
13. Жанр «поучений» в русской культуре.
14. Институциализация национального университетского образования.
15. Правовой статус профессорской и студенческой корпораций.
16. Общегосударственное значение университетского устава 1863 г.
17. Характеристика университетской реформы 1884 г.
18. Бюрократизация университетов во второй половине XIX столетия и ее политические последствия.
19. Университетский вопрос в публичных общественных дискуссиях начала XX столетия.
20. Образовательные стратегии политических партий России в начале XX века.
21. «Государствоведение» как предшественник политической науки.
22. Эпистемологические основания неклассической политической науки.
23. Теоретический фундамент политического образования: социологизм, нормативизм, историцизм.
24. Генезис «практического идеализма».
25. Политическая теория и политическая практика в начале XX столетия.
26. Идеология и утопия.
27. Роль институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.
28. Образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.
29. Материалистическая интерпретация образования.
30. Образование и советская номенклатура.
31. Система политического просвещения в СССР.
32. Основные принципы политического просвещения.
33. Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ.
34. Статус «научного коммунизма» в системе отечественного гуманитарного знания.
35. Теория научного коммунизма и опыт общественной жизни: номинальное и реальное.
36. Институциализация политологии.
37. Современное политическое образование и политтехнология.
38. Кризис современной культуры и его влияние на политическую рефлексию.
39. Постмодернизм как современный образ мышления.
40. Политология как постнеклассическая наука.
41. Системный кризис в сфере современного образования: причины и последствия.
42. Перспективные сценарии развития высшего образования в России.
43. Общемировые перспективы политического знания в XXI столетии.