Эффективная организация органов муниципального образования




 

Эффект - польза, приносимая людям и обществу разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, коллективов и личностей.

Следовательно, эффективность - это соотношение результатов деятельности определенной организации или человека к понесенным затратам на достижение этих результатов.

В англоязычной литературе понятие эффективности управления выражается двумя ключевыми терминами:

- managerial effectiveness - "системная" эффективность, она зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит;

management efficiency - "операционная" эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, она в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.

Критерий эффективности управления определяет не только оптимальность управления организацией, но и характеризует качество труда в управляющей системе.

Для определения эффективности муниципального управления необходима система критериев, характеризующая основные стороны социально-экономического развития муниципального образования и достижения поставленных целей.

Можно выделить три уровня критериев эффективности муниципального управления: а) общая социальная эффективность; б) эффективность организации и функционирования муниципального управления; в) эффективность деятельности конкретных органов и должностных лиц.

При рассмотрении социально-экономической природы труда в сфере управления следует иметь ввиду специфические особенности этого вида трудовой деятельности.

В сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями и продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация, сбор, передача, обработка которой занимает большой удельный вес в рабочем времени муниципальных служащих. Орудиями труда управленческих работников является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки предмета труда - информация. Продуктом труда в сфере управления выступает также информация в форме документов, решений, распоряжений и т.п., необходимых для нормального функционирования системы муниципального управления и ее развития.

Научная организация труда (НОТ) муниципальных служащих определяет соответствующий состав взаимосвязанных задач в этой области.

На основе обобщения достижений передового опыта и муниципальной науки в области организации труда муниципальных служащих может быть сформулирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при организации управленческого труда.

Функции управления предприятиями муниципального хозяйства по своему содержанию подразделяются на отраслевые и межотраслевые. К функциям межотраслевого характера относятся организация труда и заработной платы, планирование и долгосрочное прогнозирование, бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение и т.д. Содержание функций межотраслевого характера практически не зависит от особенностей предприятий муниципального хозяйства.

Социально-экономическая ситуация в муниципальном хозяйстве, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не работает действенный механизм стимулирования ресурсосбережения.

Управление муниципальным имуществом - осуществление от имени и в интересах населения деятельности органов муниципального управления по реализации, в рамках их компетенции и правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Невысокая эффективность использования муниципальной собственности связана, в первую очередь с тем, что в ее составе преобладают имущественные комплексы организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также, зачастую, имущество предприятий, не реализованное на торгах при процедуре банкротства.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении.

Органы муниципального управления взаимодействуют с территориальными органами Главного управления федерального казначейства. Они вправе заключать соглашение с органами казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов. В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета может быть создано муниципальное казначейство.

Управление ценными бумагами, вкладами, находящимися в муниципальной собственности

Комитет по управлению муниципальным имуществом осуществляет управление акциями (долями, паями) хозяйственных обществ смешанной формы собственности, а также акциями акционерных обществ, образованных в процессе приватизации в соответствии с планами приватизации.

Муниципальное управление в социально-культурной сфере связано, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут быть более эффективно, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечивать социально-культурные и другие жизненно важные потребности населения.

Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, защиты прав потребителей.

Муниципальная система образования - это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования субъекта Федерации, взаимосвязанная с другими аналогичными частями.

Культура - это сфера духовной жизни людей. Систему культуры муниципального образования составляют следующие учреждения: библиотеки, клубы, музеи, театры и кинотеатры. Они могут находится в различных формах собственности.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и учебные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

В системе социальной защиты населения деятельность органов муниципального управления имеет три направления: а) создание для всех равных возможностей для получения соответствующих материальных и духовных благ, развитие творчества, научного потенциала; б) предоставление всем социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами.

Социальная защита - это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех ее формах.

В системе занятости населения свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи с центрами занятости населения в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости.

Статьей 44 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

На смену представлению о работе с персоналом как кадровой работе пришло представление об управлении персоналом как особом направлении в системе управленческой деятельности, призванной не столько учесть имеющийся персонал, сколько создать внутриорганизационные процессы формирования кадрового потенциала, развития персонала вместе с развитием организации, в соответствии с выбранными целями и принципами местной политики.

Управление персоналом является составной частью муниципального управления. Деятельность персонала направляется на планомерное достижение целей муниципального управления, на получение высоких конечных результатов при минимальных затратах всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворение трудом всех служащих.

Муниципальная кадровая служба создается и действует согласно местным актам в соответствии с уставом муниципального образования, законами субъекта Российской Федерации и федеральными законами. Ее полномочия может осуществлять общий отдел, как подразделение местной администрации (в небольших муниципальных образованиях), но может быть и самостоятельным подразделением администрации (в крупных муниципальных образованиях).

Рациональное планирование в системе муниципального управления служит повышению эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами на местном уровне, обеспечению комплексного развития муниципального образования.

Управленческая деятельность широка и разнообразна. Анализ понятия «организация» позволяет подробно рассмотреть сущность самого организационного творчества. Организация, как процесс и определенная структура, имеет определенную цель, состоит из элементов, которые имеют взаимные связи и расположены в пространстве и во времени. Но в процессе организации состав и расположение элементов, а также связи между ними еще только формируются, тогда, как в как структуре организации все это уже определилось. Организационное творчество характерно, прежде всего, для организации как процесса. При этом, изменениям и уточнениям, могут подвергаться все четыре составляющие организации - цель, состав и расположение элементов, связи между ними.

Коллективные методы повышения эффективности управления, относящиеся к данной группе методы оказывают помощь в выявлении, осознании и определении проблемы, в установлении определяющих факторов и взаимосвязей между ними, а также в решении самой проблемы. Характеризуются эти методы тем, что:

Коллективные методы повышения эффективности в большей своей части используются в основном в групповой работе.

Коллективная форма организации работы позволяет выйти за узкие рамки профессионального подхода к решаемой проблеме. В числе организационных характеристик группы по рационализации можно выделить: а) характер группы; б) ее состав и численность.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях - объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления

Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной, гибкой и демократической системы муниципального управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения бюрократической и авторитарной систем управления, без последовательной реализации основных принципов самоуправления Европейской Хартии.

Муниципальная наука разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также систему, структуры, формы и территорию организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной и региональной социальной политики.

Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о законах, закономерностях, принципах и механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях совершенствования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития, реализации потенциала муниципального образования.

Для эффективной деятельности государственным и муниципальным служащим, а также органам управления муниципального образования необходимо глубокое знание теории и практики муниципального управления, оно приходит с учением и реальной работой, постоянным анализом и обобщением существующего опыта. Овладение муниципальной наукой - главная задача и составная часть образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих.

Реформа местного самоуправления, эффективное ее осуществление определяются профессиональной подготовленностью управленческих кадров, их способностью выявлять и использовать возможности каждого из элементов механизма муниципального управления, видеть имеющиеся связи и взаимозависимость между ними, тенденции развития управляемых объектов. Только так можно достичь системности и комплексности, прозрачности и эффективности муниципального управления.

В итоге можно сказать, что эффективность муниципального управления - это результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: