Григорианский хорала «Christus factus».




Лекция 3

Хоровая музыка раннего Средневековья

 

Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа оказали огромное воздействие на развитие не столько ближневосточной, сколько европейской культуры. Уже в первые века новой эры апостолы и их ученики пребывают в Грецию, Рим и организуют первые общины, подвергавшиеся гонениям официальных властей. Многие из первых христиан, как известно, приняли мученическую кончину. Службы проходили в укромных местах – катакомбах (подземных погребальных галереях).

«Псалмодирование в иерусалимской общине раннехристианского периода, конечно, опиралось на музыкальные традиции иудеев и в музыкальном плане могло представлять достаточно сложную в интонационном отношении линию, где использовались мельчайшие восьми и четверть тоновые соотношения между звуками. Речитация в римской общине опиралась на традиции античной музыки, точнее на традиции латинской народной песни, отличавшейся от иудейской большей интонационной простотой и лаконичностью» [1].

Таким образом, музыкальное сопровождение богослужения, как и сама структура богослужения, свидетельствовало об огромном влиянии иудейской церкви (что не удивительно): одноголосное пение без сопровождения музыкальных инструментов.

Пение катакомбной церкви

Молились в течение всей ночи (отсюда и название: всенощное бдение). В качестве текстов молитв использовались псалмы Давида, произносимые нараспев. Наибольшее распространение получило респонсориальное пение: главы общины – остальные участники.

Важное значение музыки подчеркивал в своих трудах Климент Александрийский (ок.150 – ок.215 гг.). Он «уделял музыке много внимания по причине ее сильного психологического воздействия на человека, о чем он знал, опираясь на пифагорейское учение об «этосе», равно как и на свой личный опыт. Исходя из этого делил музыку на вредную и полезную для человека. К последней Климент относил музыкуЮ которая звучала во время христианского богослужения: «Во время трапезы мы пьем за здравие, когда играет музыка, смягчая наш движения, и славим Бога за бесконечные дары земного благополучия… Но следует избегать музыки вульгарной, которая нервирует душу и провоцирует неожиданные движения, вызывая то печаль, то неумеренность и страсть к наслаждениям, то вакхическое движение и одержимость <…> Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламывающая душу, впадающая в разнообразчие, то плачущая, то страстная, то неистовая и безумная. Образец для музыки может дать Давид…воспевающий Бога ритмически»[2].

В 313 году н.э. (Миланский эдикт о свободе вероисповедания) император Константин прекратил гонение христиан. В 324 году созвал Никейский вселенский собор, тем самым по сути признав христианство в качестве государственной религии Римской империи. Церковь становится легальной. Остро встает вопрос структуры богослужения и ее музыкального оформления.

Созданию свода григорианских хоралов (антифонария папы Григория I) предшествовал самостоятельный музыкальный репертуар, который современная наука обозначает как древнеримский <…> Вместе с древнеримским хоралом существовала еще и традиция т.н. амвросианского пения, связанного с епископом Милана Амвросием (340 – 397 гг.).

Обычно именно с его деятельностью связывают повсеместное распространение антифонного пения, связанного с попеременным пением двух хоров. Однако историческая справедливость требует указать в качестве основателя этой традиции епископа Игнатия Богоносца (преставление 107 г.). «Об этом свидетельствует в своей «Истории» Сократ (380-440 гг.): «Епископ Игнатий из Антиохи Сирийской видел некогда ангелов, воспевающих Троицу попеременными песнями…» [3]

Тем не менее, использование антифонного пение в богослужении наряду с респонсориальным связано именно с деятельностью епископа Миланского Амвросия (340 – 397). Амвросианское пение в сравнении с пришедшим ему на смену григорианским пением отличается большой орнаментированностью мелодий, писашихся на стихотворные формы античной поэзии, состоящие из 8 четверостиший (по 8 слогов в строке). Среди амвросианских песнопений встречаются силлабические, с мелизмами на концах музыкальных фраз, целиком мелизматические. Основой амвросианских гимнов стала строфическая форма, тесно связанная и с теми напевами (как правило, народного происхождения), которые привлёк св. Амвросий.

Амвросианский гимн

В 395 году н.э. произошло разделение Римской империи на западную и восточную, что послужило началом глубоких различий между западной и восточной ветвями христианской церкви, в конечном итоге – в 1024 году – приведших и к разделу христианской церкви на католическую и ортодоксальную (православную).

Основой музыки византийской церкви явилась система осьмогласия, разработанная Иоанном Дамаскиным (ок.675 – ок.753). Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX в., вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что именно Иоанн составил «Октоих». «Октоих» - богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Каждый из гласов изначально представлял собой определённый ладовый звукоряд (обратим внимание, что в это же время в западной церкви получают распространение восемь модусов). Кроме того, в древнерусской церковной монодии по традиции гласом называется комплекс попевок (мелодических формул), по которым этот глас и идентифицируется. В современной православной музыке глас – это целостная мелодия-модель, гармонизованная по правилам классико-романтической тональности. На основе таких моделей (в совокупности именуемых «обиходом») в современной Православной Церкви распеваются многие молитвословные тексты — стихиры, тропари, ирмосы и др.

Основой музыкального оформления католической церкви стал григорианский хорал. Своё название он получил от имени Григория I, который не являлся их автором, но систематизатором (VI век). Григорианские хоралы исполнялись всей общиной в унисон, без сопровождения. Их текстовой основой явились псалмы Давида+тексты молитв, написанные отцами церкви. Стурктура мессы формировалась в первые века христианства и по сути была сформирована уже к V-VI вв.

Intoitus: прибытие духовенства и сбор молящихся

Gradual (возвышение): респонсорий (также называлась и певческая книга хора)

Alleluia: перед чтением Евангелия

Offfertorium – пение во время приношения священных даров

Communio – песнопения поющиеся всеми молящимися (могли исполняться и профессиональным хором). Включались гимны Benedictus и Agnus Dei.

Во время понтификата Григория I была сформирована изменяемая и неизменяемая чатси мессы.

Ordinarium включил в себя пять основных частей:

Kyrie eleison

Gloria in excelsis

Credo

Sanctus (Benedictus)

Agnus Dei

После признания христианства в качестве государственной религии христианская церковь привлекла под своё покровительство лучшие интеллектуальные силы того времени: лучшие архитекторы, художники-иконописцы, музыканты помогали церкви стать самым мощным институтом власти в эпоху Средневековья. Немаловажно и подчинение религией философии, вплоть до XIV века, занимавшейся исключительно христианской догматикой.

Обычный диапазон григорианского хорала: g – d1 (На Руси – знаменное пение: c – g). Основой тембрики григорианского хорала является пение тенора и баритона. Основой тембрики знаменного распева является пение баса (часто в октаву с басами-октавистами).

Григорианский хорал отличается унисонностью, высокой степенью слитности. Характерно поступательное движение, плавное, неспешное. Могут встречаться опевания ступеней. Учитывалась акустика собора, экономия выразительных средств, концентрация музыкального материала (не может быть ни одной лишней ноты). Самый соверешенный интервал квинта (среди скачков, достаточно редких) – самая распространённая интонация. Неблагозвучие не дозволяется (даже обозначение тритона запрещено), инструментальное сопровождение не дозволяется. Одноголосье, унисон – свидетельство единства чувств общины. Кроме того, немаловажно и отчётливое восприятие текста, представляющего собой латиноязычную прозу. Ритмика респонсориальное (отсутствие таквтовой черты, отсутствие повторяемых ритмических модусов). Ударения музыкальные определяются ударениями текста. Отсюда: асимметрия, отсутствие периодичности метра, что не создаёт условий для развития многоголосия.

Григорианский хорала «Christus factus».

Музыкальный материал может записываться благодаря изобретению невм. В XI веке Гвидо до Ареццо изобретает нотную запись: изначально трёхстрочную.

В основании системы сольмизации лежит гимн святому Иоанну Крестителю, приписываемый Павлу Диакону. Особенность этого гимна заключается в том, что каждая стихотворная строка его начинается тоном выше, в результате чего образуется некоторая звуковысотная последовательность, связываемая непосредственно со стихотворным текстом. Первые шесть слогов текста:

 

Ut queant Laxis

Resonare fibris

Mira tuorum

Famuli gestorum

Solve polluti

Labri reatum

Sanite Johannes

(стр.163)

 

Благодаря поддержке папы Римского его изобретение начинает повсеместно вытеснять невменную запись. Благодаря возможности точной фиксации высоты звучания, получает возможность развития многоголосие.

Первые опыты возникновения многоголосия приписывают школе Сен-Марсьяль (конец XI — 1-я половина XII в.). Мастера этого южнофранцузского монастыря создали первые образцы органума – изначально двухголосных вокальных пьес, в которых развитая мелодия верхнего голоса (представлявшего) григорианский хорал с добавлением виртуозных импровизаций. Существует предположение, что подобное двухголосие было заимствовано монахами Сен-Марсьяль у странствующих певцов.

Ранний органум

Верхний голосов именовался vox principalis. Нижний vox organalis. Органум являлся основным жанром профессиональной музыки в Европе в XI – XIII вв. За два столетия он прошёл стремительную эволюцию от ранних двухголосных образцов, базирующихся на косвенном голосоведении до сложных трёх- и четырёхголосных метризованных органумов школы Нотр-Дам.

Основными видами органума являются:

  • параллельный (главный, заданный голос — cantus prius factus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
  • свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
  • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон);
  • метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностями, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

 

Информация о параллельном свободном органумах содержится в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский) конца IX века. Нужно сказать, что серьёзного распространения они не получили. Более того, до сих пор ряд учёных высказывает сомнение в том, что параллельный органум когда-либо существовал, а не был лишь теортической разработкой автора трактата.

Мелизматический органум связывает между собой творчество мастеров школы Сен-марсьяль и школы Нотр-Дам. Функции и расположение голосов в нём заметно отличается от ранних образцов органума. Vox organalis импровизируемый располагался над Vox principalis, изложенный крупными длительностями. Главное условие первый и последний тон Vox organalis, звучащий напротив одного тона Vox principalis должен располагаться в соверешенный интервал.

Мелизматический органум

Развитие многоголосия в рамках профессиональной музыки является особенностью музыкальной культуры позднего средневековья (XII – XIV вв.). Данный временной отрезок делят на два основных периода: Ars antique (XII – XIII вв.), связанный, в основном, с деятельностью мастеров школы Нотр-Дам и Ars Nova (XIVв), связанный с развитием изоритмического мотета в творчестве де Витри и де Машо.

 


[1] Грибунина Н.Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов. – Тверь: Клевер, 2008. – 191 с. – С.64.

[2] Грибунина Н.Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов. – Тверь: Клевер, 2008. С. 65 – 66. – ссылка: Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. Т.1. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. – С.51 – 80.

[3] Грибунина Н.Г. Христианское культовое действо как целостная система взаимодействия богослужения и его художественных элементов. – Тверь: Клевер, 2008. С. 77.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: