Упражнения на усвоение принципа поместного значения цифр




Задания к зачету.

I. Тема «Нумерация однозначных чисел».

1. Выпишите (скопируйте) из различных учебников математики для 1-го класса задания, с помощью которых у детей формируются представления:

а) о количественном числе;

Количественный счёт – это определение количества предметов. Количественный счёт позволяет ответить на вопрос сколько?.

Задания по теме «Количественный счёт»

 

М1Мч.1стр.4

 

М1Ич.1стр.88№87

 

 

Самостоятельно выбрала задание, которое подходит для данной темы.

 

Сколько пальцев на двух руках

 

Сколько кубиков

 

 

б) о порядковом числе.

Порядковый счёт – это определение количества предметов и место каждого предмета относительно других. Порядковый счёт позволяет ответить на вопрос какой? (например, какой по счёту? или какой по порядку?).

Задания по теме «Порядковый счёт»

М1Мч.1стр.5

 

 

М1Ач.1стр.29№55

 

 

Самостоятельно выбрала задание, которое подходит для данной темы.

Порядковый счет поможет нам ответить на вопросы «который по счету?», «какой по порядку?». При порядковом счете предметы необходимо пронумеровать.

Пронумеровать – значит дать порядковый номер.

Давайте пронумеруем дома (рис. 2-3): первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.

Рис. 2

Рис. 3

 

2. Выпишите (скопируйте) из учебников математики для 1-го класса различные виды заданий, которые можно предложить детям для усвоения отношений «больше», «меньше», «столько же».

 

 

М1Мч.1 стр.10

 

М1А ч.1стр.14№21,22

 

 

М1И ч.1стр.28№54

 

 

3. Выпишите (скопируйте) из учебников математики для начальных классов задания, которые можно использовать для разъяснения учащимся принципа образования натурального (числового) ряда чисел от 1 до 10.

М1Мч.1стр.22 М1Мч.1стр.24

 

 

 

М1Ач.1стр 74 №167-170

 

М1Ич.1стр38№75-77 М1Ич.1стр74№164-166

 

 

 

II. Тема «Десятичная система счисления. Нумерация чисел».

1. Найдите в учебниках математики задания, с помощью которых у учащихся формируются представления:

а) об образовании двузначных чисел;

 

М1Мч.2стр46№1-2 М1Мч.2стр50№1-6

 

М1Ич.2стр.37№81,82 М1Ич.2стр.40№88

 

М1Ач.2 стр.68№171,172

 

 

б) о десятичном составе двузначных чисел.

Исторически наибольшее распространение для записи чисел получила десятичная система счисления (ДСС), в которой для записи чисел используют 10 знаков или цифр, из них образуют конечные последовательности, которые являются краткими записями чисел.

 

М1Мч.2стр48

 

 

 

 

М1И ч.2стр.43-44,№91-96

 

М1Ач.2стр70№177-179

 

М1Ач.2стр74№190-192

 

 

2. Найдите в учебниках математики для начальных классов задания, в которых:

а) учащихся знакомят с натуральной последовательностью трехзначных чисел;

Интересно подумать о том, как образуется натуральная последовательность трёхзначных чисел. Если начнём прибавлять по одному с наименьшего трёхзначного числа, то получим ряд последовательных чисел: 100, 101, 102, 103 и т. д. Каждое последующее число отличается от предыдущего на один.

М3Мч.2стр43№1,2

 

М3Мч.2стр.44,№1-4

 

М3Пч.2,стр.16

 

Самостоятельно выбрала задание, которое подходит для данной темы.

 

Арифметический диктант

Допишите, недостающие числа в ряды.

а) 196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203

б) 903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896

Решение: 1. В первом ряду числа идут по возрастанию, следовательно, надо прибавлять по одному.

196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203

2. Во втором ряду числа идут по уменьшению, чтобы найти недостающие числа, надо вычитать по одному.

903, 902, 901, 900, 899, 898, 897, 896

 

б) у учащихся формируют понятия «разряд», «единицы разных разрядов», «разрядные слагаемые»;

 

М3Мч.2стр.48

 

 

М3Пч.1стр.62,№2-5

 

М3Пч.2стр.14

 

 

в) у учащихся формируют представление о принципе записи чисел в десятичной системе счисления на основе принципа поместного значения цифры в числе.

 

Принцип поместного значения цифр - один и тот же знак (цифра) обозначает одно и то же количество единиц различных разрядов в зависимости от того, на каком месте (позиции) в записи числа стоит этот знак (цифра).

 

М2Мч.1 стр.7№1-2

 

 

М3Дч.2стр.15№5

 

 

Самостоятельно выбрала задание, которое подходит для данной темы.

 

Вспомним, как образовывались числа второго десятка?

Присчитыванием по одному.

Оказывается, этот закон действует и для образования других чисел.

Возьмем два пучка палочек.

Это – 2 десятка, или 20.

Будем присчитывать по одному:

2 дес. 1 ед. – двадцать один, 21

2 дес. 2 ед. – двадцать два, 22

2 дес. 3 ед. – двадцать три, 23

2 дес. 4 ед. – двадцать четыре, 24 2 дес. 5 ед. – двадцать пять, 25 2 дес. 6 ед. – двадцать шесть, 26 2 дес. 7 ед. – двадцать семь, 27 2 дес. 8 ед. – двадцать восемь, 28

2 дес. 9 ед. – двадцать девять, 29

2 дес. 10 ед. – тридцать, 30

Число десятков, кроме последнего – одинаковое, а единицы постоянно увеличиваются на 1.

Считать десятками мы уже с вами умеем.

10 единиц – 1 десяток, а 2 десятка, да ещё 1 десяток – 3 десятка или 30 и т.д.

Вывод: числа третьего десятка образуются точно так же, как числа от 11 до 20.

Упражнения на усвоение принципа поместного значения цифр

• Запись чисел, заданных на абаке, нумерационной таблице, счетах.

• Запись чисел, заданных указанием их десятичного состава (записать число, в котором 5 дес. тыс. и 3 ед., 5 ед. пятого разряда и 3 ед. третьего разряда).

• Чтение записанных чисел.

• Объяснение значения цифры в записи числа:

- что обозначает каждая цифра в записи числа 7648? 6784?

- что обозначает цифра 4 в записи каждого из чисел 7654, 1243, 17428, 40207?

- что обозначает цифра 0 в записи чисел?

• Сравнение чисел (19 91, 3001 3010, 15 15000, 80004 8004).

• Запись результатов измерения величин.

• Запись чисел под диктовку, перевод словесных записей чисел на язык цифр.

• Восстановление пропущенных цифр так, чтобы запись была верной (1326< 13 .., 31560>3 .. 60).

• Запись наименьшего (наибольшего) числа из заданных цифр (7, 0, 9, 3).

• Запись с помощью заданных цифр (например, 5, 7, 1) всевозможных однозначных, двузначных, трехзначных чисел, нескольких пятизначных чисел.

• Разбиение множества заданных чисел на классы: однозначные, двузначные и т.д.

• Определение (на слух) количества цифр в записи числа.

 

 

3. Найдите в учебниках математики для начальных классов задания, с помощью которых у учащихся формируются:

а) умения читать и записывать многозначные числа;

 

М3Мч.2стр.48 М3Мч.2стр.50

 

 

М3Пч.1 стр68№1

 

 

М3Дч.2 стр.13.№9

 

 

б) умение увеличивать (уменьшать) число в 10, 100,1000 раз.

 

Правило

При увеличении числа в 10, 100 и 1000 раз, нужно справа от числа приписать один, два или три нуля

При уменьшении числа в 10, 100 и 1000 раз, нужно справа от числа убрать соответственно один, два или три нуля

 

 

М4Мч.2стр.28,№125

 

М4Ч ч.2стр27№63-67

 

Самостоятельно выбрала задание, которое подходит для данной темы.

 

Числа 3000, 80000 и 12000 уменьшите в:

а) 10 раз,

б) 100 раз,

в) 1000 раз.

Решение

а) Чтобы выполнить уменьшение числа в 10 раз, нужно выполнить действие деление.Запишем частное чисел.

Чтобы разделить 3000 на 10, нужно от числа справа убрать один ноль, и получим число 300. Также уберем по одному нулю от чисел 80000 и 12000 и получим 8000 и 1200.

б) Чтобы выполнить уменьшение числа в 100 раз, нужно выполнить действие деление. Запишем частное чисел.

Чтобы разделить 3000 на 100, нужно от числа справа убрать два нуля, и получим число 30. Также уберем по два нуля от чисел 80000 и 12000 и получим 800 и 120.

в) Чтобы выполнить уменьшение числа в 1000 раз, нужно выполнить действие деление.Запишем частное чисел.

Чтобы разделить 3000 на 1000, нужно от числа справа убрать три нуля, и получим число 3. Также уберем по три нуля от чисел 80000 и 12000 и получим 80 и 12.

 

 

в) умение называть общее количество единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч в любом многозначном числе.

 

 

1 сотня = 10 десятков = 100 единиц

10 сотен = 100 десятков = 1000 единиц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: