ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
Имени И.С. Тургенева»
Утвержден на заседании кафедры_______________
Протокол заседания №_______
«___» ____________ 20___г.
Зав. кафедрой ______________/ ФИО /
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ)
(20___ - 20____ учебный год)
аспиранта ______________________________________________________
Ф.И.О. аспиранта
направление подготовки, направленность (профиль)______________________
_______________________________________________________________________
год обучения ______________________
кафедра _________________________________________________________________
Наименование
Научный руководитель_ ____________________________________________ (Ф.И.О. должность, ученое звание)
№ п\п | Планируемые формы работы (лабораторно-практические, семинарские занятия, лекции, внеаудиторное мероприятие) | Количество часов | Календарные сроки проведения планируемой работы |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Аспирант ___________/ Ф.И.О. /
Научный руководитель ___________/Ф.И.О. /
ОТЧЕТ
о прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практики) в аспирантуре
(20___- 20___ учебный год)
аспиранта ______________________________________________________
Ф.И.О. аспиранта
направление подготовки, направленность ________________________________
_______________________________________________________________________
год обучения ______________________
кафедра _______________________________________________________
наименование
Научный руководитель_________________________________________________ _
Сроки практики с «13» октября 2018 г. по «09» ноября 2018 г. для оч.формы
«20» октября 2018 г. по «16» ноября 2018 г. для заоч.формы
№ п\п | Формы работы | Дисциплина /Тема | Факультет группа | Количество часов | Дата |
1. | |||||
2. | |||||
Общий объем часов |
Основные итоги практики:_______________________________________
_________________________________________________________________
Рекомендации: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Аспирант ________________/ Ф.И.О.
Научный руководитель ________________/ Ф.И.О.
ДНЕВНИК
ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ)
аспиранта ______________________________________________________
Ф.И.О. аспиранта
направление подготовки ________________________________________________ направленность (профиль)________________________________________
год обучения ______________________
кафедра _______________________________________________________
наименование
Научный руководитель_________________________________________________ ____
Сроки практики с «__»_________ 20__ г. по «__» ________ 20___ г.
Орел 2018
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№п/п | Виды работ | Количество часов, зачетных единиц |
1. | Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы профильной кафедры: - беседы с администрацией, преподавателями дисциплин о постановке учебно-воспитательной работы; - ознакомление с материально-техническим и дидактическим оснащением кабинетов, работой методического кабинета, должностными обязанностями преподавателя. Записи в дневнике практики. | 25 час. |
2. | Изучение: - федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (направленностям), планов работы куратора, рабочих программ, учебно-методических комплексов по преподаванию дисциплин, методик их проведения, изучение новых педагогических технологий, используемых в обучении. Наблюдение: - психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (взаимоотношения педагога и учащихся, микроклимат в коллективе, особенности творческой деятельности учащихся). Записи в дневнике практики. | 25 час. |
3. | Ознакомление с формами и методами организации обучения и воспитания по дисциплинам: - изучение уровня знаний, умений и навыков у учащихся по дисциплинам кафедры (через посещение занятий, общение с учащимися, анализ журнала успеваемости группы, результатов тестирования т.д.); - посещение занятий преподавателей профильных кафедр, их анализ (см. приложение 4.1.); Выполнение индивидуального задания: - написание методической разработки учебного занятия по профилю своей кафедры (см. приложение 4.2.); Записи в дневнике практики. | 44 час. |
4. | Ознакомление с воспитательной работой в группе: - изучение содержания воспитательной работы куратора группы. Записи в дневнике практики. | 12 час. |
Проектирование учебного процесса: Создание четырех методических разработок учебных занятий по профилю своей кафедры (лекции, семинара, практического занятия, лабораторной работы) (см. приложение 4.2.); Записи в дневнике практики. | 16 час. | |
Анализ учебного процесса: Присутствие на четырех учебных занятиях у аспиранта, анализ проведенного занятия (см. приложение 4.1.). Записи в дневнике практики. | 16 час. | |
Реализация и самоанализ учебного процесса: Аудиторная нагрузка (лекции, семинары, практические, лабораторные работы), самоанализ проведенного занятия (в свободной форме). Записи в дневнике практики. | 76 час. | |
6. | Итоговая аттестация. | 2 час. |
ИТОГО | 216 часов (6 зачетных единиц) |
Пример оформления страницы дневника практики
Дата | Вид выполненной работы | Подпись преподавателя |
Примечание: кратко перечисляется весь объём работы в течение дня.
Психолого-педагогический анализ занятия
Образец оформления и требования
К методической разработке учебного занятия
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Кафедра
Методическая разработка семинарского занятия для студентов вуза
Тема:
Работа выполнена аспирантом
ФИО
Телефон для связи
Электронный адрес
Орел 2018
Тема занятия: сформулируйте четко и точно в соответствии с программой (с содержанием занятия).
Место проведения занятия, оснащение: кафедра, аудитория, учебная комната, кабинет, лаборатория, больница и др.; необходимое оснащение: методическое (алгоритмы, схемы, видеофильмы, наглядные пособия); материальное (таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО).
Продолжительность изучения темы: количество часов, отведенное на изучение данной темы. Если тема изучается в рамках различных организационных форм (лекций, семинары, практические занятия и др.) то необходимо структурировать тему. Академический час равен 4 минутам.
Актуальность темы, мотивация к ее изучению: обоснование значимости темы и ее места в формировании специалиста. Возможно представление в виде графологической структуры или логико-дидактической структуры темы.
Цель занятия: формирование новых теоретических знаний (подходов, концепций) по теме; формирование практических умений на базе теоретических знаний; закрепление теоретических знаний и сформированных практических умений; развитие и воспитание личности.
При формулировке цели необходимо учитывать следующие требования:
- соответствие цели занятия социальному заказу (Государственному образовательному стандарту);
- воспроизводимость (реальность) цели — возможность достичь ее за отведенное по плану время;
- определенность цели – формулировка в терминах деятельности обучающегося, одинаково понимаемая и педагогом и слушателем;
- диагностичность цели – описание цели через конкретные познавательные действия обучающегося в терминах деятельности, позволяющие наиболее точно определить степень ее достижения.
Задачи занятия.
Позволяют более детально конкретизировать цель.
Развивающая задача — развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию, формирование системного профессионального мышления.
Воспитательная задача — формирование ценностных установок и профессиональных качеств.
Конкретные задачи: позволяют обеспечить определенность и диагностичность цели, так как выражаются в терминах деятельности студента. При формулировании задач необходимо учитывать уровни усвоения отдельных элементов темы. Знание и умения определяются на основании ФГОСа.
Обучающийся должен знать:
-
-
Обучающийся должен уметь (уровни умений — формирование, развитие, совершенствование; навыки — автоматизированные умения):
-
-
Типы занятия:
- комбинированное занятие;
- лекция;
- лекция с элементами проблемного обучения;
- практическое занятие;
- семинар;
- семинар с элементами проблемного обучения; семинар-практикум;
- тренинг и др.
Межпредметные и внутрипредметные связи: графическое изображение того, где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами,
значимость изучаемой темы для всей дисциплины.
«Истоки» — указываются дисциплины, семинары на которых изучались элементы данной темы ранее.
«Межпредметные связи» — указываются дисциплины или деятельность, с которыми сопряжено содержание учебного материала .
«Выход» — указываются дисциплины или деятельность, на которых изучение темы получит продолжение, а также выход на производственную практику и профессиональную деятельность.
Представление содержания учебного материала:
- подробное описание этапов занятия по пунктам:
Структура семинара.
I. Подготовительный этап:
1. Называется тема семинара.
2. (составляется) План:
3. Вступительное слово ведущего семинар.
II.Основной этап.
- Организация работы слушателей.
Примерно может быть выстроена по ниже приведенной схеме:
- выступление обучающихся (могут быть организованы разные формы выступлений);
- рецензирование выступлений;
- коллективное обсуждение;
- корректировка ответов.
Могут использоваться другие формы проведения семинара: деловая игра, диспут, круглый стол и др.
III. Заключительный этап.
1. Подведение итогов работы педагогом.
2. Ответы на вопросы.
3. Задание для самоподготовки:
При описании каждого этапа учебный материал излагается тезисно, важно описать обучающие методы и приемы, с помощью которых достигается общая цель занятия. По ходу занятия по мере необходимости использовать:
- графологические структуры (блок опорных сигналов, модели, графики, диаграммы и др.);
- логико-дидактической структуры (вопросы от общих к частным и наоборот);
- тексты ситуационных задач, исторические, статистические справки, схемы ориентировочной основы действий, задания в тестовой форме.
Для формирования знаний необходимо использовать 2—4 повторных изложения материала. Оптимально удерживать внимание 8—12 минут, что определяет методическую мозаичность занятия (переключение с объекта на объект);
Д ля формирования навыков необходимо, чтобы повторение операций на занятии было не менее 8—12 раз. Это достигается четкой организацией деятельности обучающихся: установка, мотивация, самостоятельные действия, осмысление информации и действий.
Требования, предъявляемые к содержанию учебного материала занятия:
- должно соответствовать состоянию современной науки;
- должно соответствовать целям и задачам занятия, методам обучения;
- должно быть структурировано в виде логических схем (материал одного занятия (45 мин.) не должен включать более 3-х элементов, связанных логически, терминологически и представляющих завершенный фрагмент), которые имеют свою подструктуру. При этом информацию нельзя перенасыщать объектами изучения. На занятии объект должен постоянно удерживаться в деятельности, поэтому оптимально выделять 7+2 подсистемы объектов изучения;
- в ходе занятия закрепление знаний, формирования умений и навыков должно опираться на правила управления психическими и познавательными процессами.
Хронокарта занятия.
№ п/п | Этапы занятия | Время | Действия препода-вателя | Действия учащихся | Осна- щение | Организацион-ные формы работы | Методы работы |
Вводная часть Организационный момент Мотивация Цели занятия | |||||||
Основная часть занятия Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). Формирование новых знаний, умений и навыков, применение их на практике. | |||||||
Заключительная часть. Заключительный контроль. Подведение итогов. Домашнее задание. |
Вопросы для повторения.
Оптимальное количество вопросов: 10—12. Их последовательность определяется логикой предмета.
Вопросы для самоконтроля по теме занятия.
Задания для самоподготовки:
Данный вид задания необходим для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ (анализ текста, обобщение, структурирования материала и т. д.).
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
- основная (4—6 источников);
- дополнительная (не менее 3-х источников, в т. ч. ссылки Интернет);
- преподаватель указывает номера страниц, с которыми работают обучающиеся и формулирует задание: прочитать, выучить, иметь представление, выписать тезисы, законспектировать, ответить на вопросы и т. п.
Вопросы для самоподготовки:
- по базисным знаниям;
- по данной теме (не более 10).
Домашнее задание
может быть оформлено по схеме:
№ | Вопросы для самоподготовки | Источник информации | Цель деятельности | Вопросы для самоконтроля |
Список литературы, которую преподаватель использовал для подготовки методических рекомендаций и занятия.
Приложения к учебно-методической разработке:
- дидактический (обучающий) материал;
- словарь терминов (глоссарий, тезаурус (мини-словарь по теме);
- слайды.
ОТЗЫВ
о прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практики)
аспиранта ______________________________________________________
Ф.И.О. аспиранта