АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ




Административное право — право, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Административное право ДНР - это важная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, которые с целью осуществления задач и реализации основных функций государства регламентируют общественные отношения управленческого характера, что складываются в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в области внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности разных государственных органов.

Происходящие в жизни нашей молодой республики ежедневные события свидетельствуют о том, что значение административного права как важного регулятора общественных отношений в различных сферах общественной жизни возрастает, Иными словами, в обществе существует значительный спрос на указанную отрасль права. В связи с этим административное право обоснованно считается одной из фундаментальных отраслей республиканского права, учебной дисциплиной, которая является обязательной для изучения во всех учебных заведениях, где готовят специалистов в области права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками.

Составные части административно-правовых отношений - субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Исходя из положений действующего законодательства ДНР, к субъектам административно-правовых отношений можно отнести:

- государственные органы (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, администрации предприятий и учреждений);

- структурные подразделения органов государства, должностных лиц государственных органов;

- собственника (представителя, менеджера, уполномоченного собственника);

- объединение граждан, кооперативы, органы самоуправления, самодеятельные организации; граждан республики, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность - это возможность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Государственные органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, имеют конкретные властные полномочия, которые по своему характеру и объему зависят от компетенции данного органа. Административная правоспособность государственного органа (должностного лица) зависит от объема его компетенции.

Кроме того, административная правоспособность должностного лица определяется также его должностными полномочиями, которые выражены в законе или иных правовых актах. Административную правоспособность имеют государственные предприятия и учреждения, а также объединения граждан, органы самоуправления, самодеятельные организации и их органы.

Административная правоспособность государственных органов, государственных и негосударственных организаций возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. Административная правоспособность граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности.

Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты - это действия и события.

Административно-правовые отношения характеризуются всеми признаками правовых отношений, но, кроме того, имеют некоторые особенности, в частности - споры, которые возникают между сторонами административно-правовых отношений, решаются как в административном, так и в судебном порядке.

Большинство административно-правовых споров решается в административном порядке, т. е. уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти или должностными лицами. Конституцией ДНР каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Административно-правовые отношения характеризуются двумя самыми важными чертами:

- с одной стороны - это формы социальных отношений, поскольку в них обязательно участвуют люди или их объединения,

- а с другой - это формы организационных отношений, в процессе реализации которых решаются задачи управленческой деятельности. Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с решением индивидуальных дел в сфере управления и регулируются административно-процессуальными нормами. Типичным примером этого может быть порядок рассмотрения обращений граждан в сфере управленческой деятельности, предусмотренный Законом ДНР «Об обращениях граждан». Административно-процессуальные нормы этого Закона регулируют рассмотрение предложений (замечаний), заявлений (ходатайств) и жалоб граждан.

Административно-процессуальные отношения здесь возникают между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан, предприятиями, средствами массовой информации, их руководителями и иными должностными лицами и гражданами.

Защита административно-правовых отношений осуществляется в административном и судебном порядке.

Споры рассматриваются и решаются в большинстве случаев в административном порядке, т.е. непосредственно распоряжением уполномоченного на то органа исполнительной власти во внесудебном порядке, в границах административной юрисдикции.

Судебная защита административно-правовых (как и других) отношений гарантируется Конституцией и иным законодательством ДНР, а права и свободы человека и гражданина защищаются судом путем обжалования в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Каждое производство осуществляется в соответствии с определенными стадиями с соблюдением принципов административного процесса.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

При нарушении административных прав применяется административная ответственность.

Административное правонарушение — противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, на которого возложена административная ответственность. Характерными особенностями административной ответственности являются:

· менее суровое наказание, чем при уголовной ответственности;

· привлечение компетентных административных органов при вынесении решения;

· привлечение физических и юридических лиц;

· относительная простота исполнения;

· оперативность;

· экономичность;

· регламентированность нормами административного права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: