Общая характеристика курса.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Калужский государственный педагогический университет

Им. К.Э. Циолковского

________________________________________________________________

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии

 

АВРАМЕНКО Н.Н.

 

Психодиагностика

 

 

Методическое пособие для студентов

2-го и 3-го курсов факультета психологии

 

Калуга


Печатается по рекомендации

Совета факультета психологии

КГПУ им. К.Э. Циолковского

Автор-составитель:

Авраменко Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского.

 

Рецензенты:

Вачков И.В., доктор психологических наук, доцент.

Краснощеченко И.П., кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского.

 

 

Психодиагностика. Методическое пособие для студентов 2-го и 3-го курсов факультета психологии. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.- 135 с.

 

Предлагаемое методическое пособие включает учебный план, программу, задания к семинарским и практическим занятиям, список литературы для чтения по курсу «Психодиагностика», а также необходимый теоретический материал для проведения занятий. Методические рекомендации окажут помощь студентам 2-го и 3-го курсов факультета психологии в усвоении курса, в самостоятельной работе при подготовке к аудиторным семинарским и практическим занятиям и сдаче экзамена.

 

© Авраменко Н.Н., 2007

© КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007


Пояснительная записка

Общая характеристика курса.

Курс «Психодиагностика» является общепрофессиональной дисциплиной государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология» и направлению 521000 - «Психология».

Согласно ГОС высшего профессионального образования в рамках данного курса предусматривается освоение следующих основных дидактических единиц по изучаемой дисциплине: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизированные и нестандартизированные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы, проведение и интерпретация 8 -10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (ММРI); опросник Кеттелла (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

Студентам факультета психологии в КГПУ им. К.Э. Циолковского данный курс преподаётся в рамках очной (дневной) и очно - заочной (вечерней) форм обучения.

Базовый курс (Федеральный компонент учебного плана специальности) «Психодиагностика» преподаётся в четвёртом и пятом семестрах обучения (2 курс и 3 курс)

Преподавание данного курса призвано способствовать развитию исследовательской культуры психологов, формированию умений решения психодиагностических задач как теоретического, так и практического плана.

Психодиагностика – теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности. Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. Психодиагностика – инструментарий квалифицированного решения исследовательских задач.

Практическая психодиагностика предполагает грамотное применение имеющихся психодиагностических методов для решения практических задач, возникающих в различных сферах деятельности современного человека, например: 1) при подборе и расстановке кадров, профориентации, 2) прогнозировании социального поведения, 3) для оптимизации обучения и воспитания, 4) консультативной и психотерапевтической помощи и т.д.

В результате обучения в рамках данного курса студенты должны знать:

· историю возникновения и развития психодиагностики;

· характеристику основных методов психодиагностики;

· психометрические основы психодиагностики;

· характеристики и возможности основных методик диагностики черт личности, способностей, самосознания, мотивационной сферы, межличностных отношений, проективных методик;

· социальные и этические аспекты психодиагностики.

Студенты должны уметь:

· грамотно применять имеющиеся психодиагностические методы для решения исследовательских и практических задач;

· организовывать и проводить психодиагностическое обследование.

Воспитательные задачи:

· формирование у студентов творческого отношения как к процессу получения знаний, так и к будущей профессиональной деятельности.

· использование студентами данных, полученных с помощью психодиагностических методик для самопознания и саморазвития.

Знания и умения, приобретенные в процессе изучения курса «Психодиагностика», помогут студентам при выполнении исследовательских разделов курсовых и дипломных работ.

Студентам предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:

1. Чтение, комментирование и конспектирование литературы к семинарским и практическим занятиям.

2. Обработка и интерпретация данных, полученных по психодиагностическим методикам (которые используются на практических занятиях).

3. Выполнение заданий индивидуального практикума.

Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского с учётом учебного плана специальности, в неразрывной связи с содержанием других преподаваемых дисциплин. Формой итогового контроля по курсу «Психодиагностика» является экзамен.

 

1.2. Учебно-тематический план курса «Психодиагностика»

Раздел курса, тема Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоя- тельная работа
Раздел 1. История психодиагностики. Психодиагностика как наука.        
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики        
Раздел 3. Личностные опросники        
Раздел 4. Проективные методы.        
Раздел 5. Психодиагностика способностей        
Раздел 6. Диагностика мотивационной сферы личности        
Раздел 7. Психодиагностика самосознания        
Раздел 8. Психодиагностика межличностных отношений        
Всего        

Содержание курса

Раздел 1. История психодиагностики. Психодиагностика как наука.

Тема 1 Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование. Вклад Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Отечественные работы в области психодиагностики.

Тема 2 Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи. Смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка. Понятие о психологическом диагнозе. Психодиагностический процесс: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

Тема 3 Понятие о психодиагностическом методе. Подходы к классификации психодиагностических методов. Характеристика основных методов психодиагностики. Тест как основной инструмент психодиагностики: понятие теста, их виды. Опросники и их характеристика. Проективные методики.

 

Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики.

Понятие о стандартизации психодиагностической методики. Стандартизация по процедуре и по оценке результатов. Требования к стандартизации. Надежность методики и ее виды. Понятие о валидности. Виды валидности. Технология создания методик. Репрезентативность тестовых норм.

 

Раздел 3. Личностные опросники.

Тема 1 Черты личности. Виды личностных тестов. Формы вопросов и представление результатов. Личностные опросники, их достоинства и недостатки. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы. Краткая характеристика основных личностных опросников: Тест-опросник Стреляу, Тест – опросник Айзенка, Тест-опросник Р. Кеттелла, ММРI, Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО), Опросник акцентуированных черт Л. Шмишека (ОАЧЛ), Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ).

Тема 2 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 -PF).

История создания опросника. Краткая характеристика опросника. Мотивирование испытуемых. Обработка результатов тестирования. Анализ и интерпретация данных тестирования.

Тема 3 СМИЛ: стандартизованный метод изучения личности.

История создания опросника. Краткая характеристика опросника. Техника проведения обследования. Базисные шкалы. Соотношение шкал достоверности. Кодирование профиля. Интерпретация. Целостная оценка профиля.

 

Раздел 4. Проективные методы.

Тема 1 Общая характеристика и классификация проективных методов. История развития и обоснования проективного метода. Проекция как психологический феномен.

Тема 2 Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Общие положения: основные понятия, основные диагностические задачи. Технология тестирования. Обработка результатов. Интерпретация результатов.

Тема 3ТАТ: Тест тематической апперцепции

Основные положения теории личности Г. Меррея. Процедура эксперимента. Схема анализа и интерпретации по Г. Меррею. Характеристика потребностей по Г. Меррею.

Тема 4 Тест чернильных пятен Роршаха.

Об авторе методики. История создания теста. Общая характеристика метода. Процедура исследования. Основные приемы шифровки ответов: обозначение локализации ответа; основные детерминанты ответов; шифровка содержания ответов; популярность (оригинальность) ответов. Интерпретация результатов теста.

Тема 5 Рисунок как психотехническое средство. Исторические и теоретические основы интерпретации рисуночных тестов. Общий обзор рисуночных тестов. Психосоматическая символизация

Раздел 5. Психодиагностика способностей

Тема 1 История исследований психологии способностей. Направления и задачи научной разработки проблемы способностей. Области применения тестов способностей. Методики диагностики способностей: тесты специальных способностей, тесты интеллекта. Краткая характеристика основных тестов общих способностей: Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равенна, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда. Краткая характеристика основных тестов специальных способностей.

Тема 2Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

История создания теста. Краткая характеристика теста. Техника проведения обследования. Обработка результатов. Интерпретация.

 

Раздел 6. Диагностика мотивационной сферы личности

Объект психодиагностики мотивации. Методики диагностики мотивационной сферы личности, их достоинства и недостатки. Измерение мотивации достижения. Краткая характеристика основных методик диагностики мотивационной сферы личности: Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS), Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана, Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана, Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (ТЮФ).

Раздел 7. Психодиагностика самосознания

Самосознание как объект психодиагностики. Методики диагностики самосознания, их достоинства и недостатки. Краткая характеристика основных методик диагностики самосознания: Шкала «Я-концепции» Теннесси, Тест 20 утверждений на самоотношение, Техники репертуарных решеток Дж. Келли, Методика «Рисунок человека» К. Маховер, Символические задания на выявление «социального Я» (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером, Р. Хендерсоном), Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Методы измерения локуса контроля.

Раздел 8. Диагностика межличностных отношений

Объект психодиагностики межличностных отношений. Методики психодиагностики межличностных отношений, их достоинства и недостатки. Общая характеристика методик психодиагностики межличностных отношений: Социометрический тест Дж. Морено; Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера; Ситуационный тест Р.Бейлса; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса; Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара


Раздел 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: