Система, дающая положительный результат, держится на трех китах.




Три кита подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Стаж работы в школе и по преподаваемому предмету -30 лет. Несмотря на это, считаю подготовку детей к ГИА по обществознанию делом трудным и ответственным. Из года в год, преподавая обществознание, приходиться помнить о том, что нужно так результативно преподнести предмет, чтобы дети могли сдать ЕГЭ. Многие обучающиеся считают, что предмет легкий, жизненный, «выглянул за окно» и все примеры из жизни, если включить логику и рассуждения. Выпускники часто бывают уверены в том, что мини-сочинение они могут легко написать, если понимают слова автора… Получив результаты ЕГЭ, недоумевают: почему так мало баллов?

Вопрос подготовки к ЕГЭ по обществознанию актуален, поскольку растет количество обучающихся, сдающих этот предмет по выбору. В этом году ЕГЭ по данному предмету выбрали 379 тыс. выпускников (в 2016 - 359тыс.). Такую информацию предоставили в Рособрнадзоре. Многие вузы включают этот экзамен как дополнительный профильный. Всю свою педагогическую деятельность необходимо перестраивать с целью формирования определённой системы работы, направленной на качественную подготовку обучающихся к ГИА.

Тот, кто не работает в школе, утверждает, что нельзя детей «муштровать» на тестах. Конечно нельзя. Да и учителю не хватит просто времени на уроке, чтобы объяснить материал и закрепить его в тестах. Но я суверенностью скажу, что человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может не только получить низкий балл, но и не сдать экзамен.

К сожалению, в моей школе не профильное изучение предмета, и учебным планом не предусмотрен соответствующий элективный курс, поэтому приходится использовать наработанную систему только на уроках обществознания.

Система, дающая положительный результат, держится на трех китах.

Во-первых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа. Понимая суть вопроса, обучающийся правильно ориентируется, где искать ответ, в какой области. При подготовке это важно. Например, вопросы, касающиеся прав, обязанностей, полномочий государственных структур-это знание Конституции и умение в ней ориентироваться.

Во-вторых, работа над понятиями. Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем. Часть обучающихся плохо понимает рассказ и объяснения преподавателя потому, что уровень их владения обществоведческими терминами, используемыми в этом случае, крайне низок. Несоответствие уровней владения понятиями учителем и учениками – одна из основных проблем обучения. Многие обучающиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими знаний от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что для преподавателя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету. Моя методика включает работу со словарями, формулировка и заучивание понятий, использование синонимов, выделение характерных черт.

В-третьих, постоянная тренировка в решении тестовых заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Бывают ситуации, когда в некоторых заданиях может помочь интуиция и логика, если недостаточно знаний предмета.

Особо останавливаюсь на заданиях особой сложности: составление плана, написание мини-сочинения.

Для написания мини-сочинения использую алгоритм:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

1. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

  • вы понимаете смысл этого высказывания;
  • по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

2. Мини-сочинение.

  • определите смысл высказывания (проблему)
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
  • распределите подобранные аргументы в последовательности
  • сформулируйте общий вывод работы.

Эта система дает плоды в том случае, если подготовку к ГИА начинать не в выпускных классах, а систематически, как минимум, с 7 класса. важно, чтобы дети осознали одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, прежде всего их тяжёлый труд, включающий самостоятельную работу с интернет ресурсами. Это, прежде всего, веб сайты для подготовки к ЕГЭ (https://www.uztest.ru, https://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы (https://portfolio.1september.ru, https://www.school-collection.edu.ru и другие). На сайте https://www.uztest.ru учащиеся готовятся к тестированию по обществознанию.

Результативность данной системы доказана неплохими результатами прохождения ГИА моими учениками в 9 и 11 классах. Система будет развиваться и дальше, поскольку экзамен изменяется, усложняются, меняются требования и наша реакция должна быть достаточно гибкой и своевременной.

Литература:

  1. Баранов П.А., Шевченко С.В. ГЭ 2017. Обществознание.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ АСТ:Астрель Москва, 2009
  3. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. М.: 2017. - 484 с.
  4. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание в двух частях. Ч. 1. 10 кл.; Ч. 2 11 кл. – М.: Просвещение, 2016.
  5. Шемаханова И.А. Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ
  6. https://www.universalinternetlibrary.ru/book/56505/chitat_knigu.shtml

Учитель математики
Омельченко Ольга Андреевна

В последнее время в средствах массовой информации, на разных уровнях обсуждается необходимость проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, математическое образование должно, с одной стороны, «предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе», с другой – «обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.». Поэтому, так важно для выпускников образовательных учреждений успешно подготовиться и сдать экзамен по математике с лучшими результатами.

Коллеги, хочется поделиться своим опытом подготовки учащихся к экзамену по математике в форме ЕГЭ. Было бы неплохо услышать Ваше мнение, пообщаться с коллегами и поделиться своими мыслями и новыми идеями друг с другом! Мой опыт заключается в учете результатов каждого ученика, обобщении и корректировке подготовки к экзамену по математике в форме ЕГЭ. Эта работа трудоемка, занимает достаточно много времени при обработке результатов, но приносит свои определенные плоды. Приведу конкретный пример своей работы. После того как мы заканчиваем изучать материал алгебры и начал анализа и геометрии за курс средней школы и приступаем к повторению и подготовке к ЕГЭ по математике в нашем образовательном учреждении проводятся пробные экзамены по всем предметам в форме ЕГЭ, в том числе и по математике. Кроме того, на своих уроках в процессе повторения еженедельно мои ученики пишут пробный экзамен по математике. Продолжительность такого пробника по профильной математике составляет 2 часа 35 мин (три спаренных урока и 2 перемены). Конечно, учащиеся, приступающие к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности не успевают выполнить все задания, но отработанные темы и задания они выполняют. После каждого пробника я обрабатываю и анализирую результаты, что позволяет спланировать дальнейшую работу по отработке тем экзамена. Приведу конкретные примеры. После каждого пробника я заполняю итоговую таблицу. Такую работу я провожу во всех выпускных классах как при подготовке к экзамену по профильной математике, так и по базовой математике. Такую же работу можно проводить и при подготовке к ОГЭ по математике в 9-х классах.

Результаты I пробника (3 ч 55 мин)

Анализ результатов пробника по профильной математике позволяет откорректировать работу по тематическому повторению материала при подготовке к экзамену. Составляется план ликвидации пробелов в знаниях по темам, вызвавшим наибольшие затруднения у учащихся.

План ликвидации пробелов в знаниях при подготовке к экзамену

После отработки тем, по которым был худший результат, учащиеся пишут снова пробник, результаты которого таим же образом обрабатываются.

Результаты II пробника (2 ч 35 мин)

Второй пробник учащиеся писали 2 часа 35 минут, поэтому, общий результат 12 учащихся несколько ниже предыдущего, а результаты 8 учащихся улучшились по сравнению с предыдущим пробником. И снова корректируем работу по ликвидации пробелов в знаниях. Результаты этого пробника по темам, которые отрабатывались (№3, 11) улучшились, но еще требуется отработать такие темы как: решение вероятностных, экономических задач, решение тригонометрических уравнений, решение неравенств.

План ликвидации пробелов в знаниях при подготовке к экзамену

Результаты III пробника (2 ч 35 мин)

Результаты этого пробника лучше по сравнению с предыдущим у большинства учащихся, но еще есть над чем работать. Конечно, результаты зависят от многих причин: от уровня сложности всего КИМ и отдельных заданий. Кроме того, для каждого учащегося тоже составляется таблица их индивидуальных результатов. И каждый ребенок видит свои слабые стороны и понимает над чем ему нужно еще самому работать.

Итоги пробников учащегося: Андрей

Итоги пробников учащегося: Владислав

Итоги пробников учащейся: Наталья

Такая работа мною ведется уже много лет и дает определенный положительный результат. В итоге, выпускники сдают экзамен с результатами, позволяющими им поступать в высшие учебные заведения на бюджетное обучение и в дальнейшем успешно справляться с обучением в вузе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: