Операторский набросок установки зональной линзы




Кадры из фильма, снятые с использованием зональных линз разных диоптрий

В работе над "Нейлоновой елкой" я, еще не имея опыта применения этого приема, пользовался им весьма ограниченно и не всегда точно, но, тем не менее, мне уже тогда удавалось выстраивать сложные "атмосферные" композиции. Все эти приемы и приспособления, о которых я говорю, – дело сложное, тонкое и рискованное. Оператор не должен забывать, что он работает на производстве, а не занимается своими "гениальными" экзерсисами.

В этой картине, как и в "Робинзонаде...", не было декораций, все снималось в естественных условиях. Особенность интерьеров в фильме заключалась в их достоверности, в подлинности световых эффектов, фактуры, поверхностей, строения предметного мира. Каждая частица этого мира должна была занять свое место в новом оптическом пространстве. Поэтому зональные линзы для решения этих задач были незаменимы.

Замечательный художник Гоги Микеладзе сумел необычайно изобретательно разработать натурные и интерьерные объекты. Важно было подобрать такие предметы и детали, которые бы точно "работали" в зоне действия линзы, создали единую композицию и цельность. Не менее качественную работу проделала по фильму и художник по костюмам Люба Пааташвили, которой удалось найти интересные по рисунку, цвету и фактурам художественные решения, что было важно для пластики изображения.

Рабочий момент съемки фильма

Я с Нодаром Манагадзе (слева) и Гоги Микеладзе (справа)

Люба Пааташвили

В каждом снимаемом объекте был выделен основной статичный общий план – как своеобразный ключ среды и настроения. Иногда эти кадры использовались для пауз, для создания определенного ритма, подготовки монтажного решения.

Кадры из фильма

Чтобы та часть пространства, в которой действует линза, органично входила в общее пространство кадра, необходима дополнительная среда, объединяющая эти части в единое целое. Эту функцию при съемке предыдущих картин выполняли туманные светофильтры. На данной же картине появилась возможность использовать вместо них светофильтры Low Contrast американской фирмы Tiffen, которые я ранее не применял. По характеру эти фильтры близки к "туманникам", но работают лучше. Учитывая контрастную проявку негативной пленки, мне пришлось использовать более высокую кратность этих светофильтров (номера 3 и 4). Сегодня появились уже усовершенствованные универсальные светофильтры Pro-Mist, помогающие создавать различные эффекты пространственной среды.

К концу работы над картиной мне показалось, что я максимально овладел техникой съемки зональными линзами, особенно в ночных сценах. Одну из таких сцен я приведу в качестве примера. Герой фильма, застигнутый неожиданным ливнем, попадает в странное строение (дом престарелых) на окраине города. Человек по своей природе малоразговорчивый, он находит здесь исключительно радушный прием. Мы видим обстановку этого дома: гипсовые бюсты, старые фотографии, рояль, зеркала. Камера скрупулезно рассматривает все это, акцентируя отдельные детали на первом плане зональной линзой, чтобы глубже проникнуть в их, казалось бы, никому не нужный смысл. Сцена чаепития строится на длинных монологах персонажей, сидящих за столом на фоне старинного зеркала. На первом плане мы видим четко выделенные, с помощью зональной линзы, лица без потери резкости по всему полю кадра при полном открытии диафрагмы объектива (1:1,4).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: