Тема 3.1. Природа и сущность человека.




РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫАНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И АКСИОЛОГИИ.

План:

1. Индивид, индивидуальность, личность как основные
характеристики человека.

2. Философские принципы рассмотрения человека.

3. Гипотезы антропогенеза.

4. Проблема определения природы и назначения человека.

5. Характерные черты и основные экзистенциалы человека.

6. Проблема отчуждения в философии.

Мы приступаем к изучению антропологической философии – философского учения о человеке. Антропологическая философия изучает человека иначе, чем это делает биология, психология, литература. Антропологическую философию интересуют такие вопросы как: есть ли у человека природа или он представляет собой открытый жизненный проект, в чем заключается сущность человека, как он появился на Земле, почему человек, результаты его деятельности становятся человеку чуждыми, что человеку нужно делать для того, чтобы стать личностью?

С антропологической философией связан еще один раздел философии – аксиология – учение о ценностях. Человек, поскольку он наделен сознанием и, следовательно, возможностью сознательного выбора, из окружающего его мира выделяет те объекты, которые личностно для него значимы. Личностно значимые для человека объекты и есть как раз те ценности, изучением которых занимается аксиология.

Изучая темы по философии, можно было заметить, что главной философской проблемой является человек: именно человек стремится философствовать, то есть размышлять о том, что представляет собой окружающий его мир и какое место он занимает в нем. Иначе говоря, человек размышляет о бытии. В результате философских размышлений о бытии формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения, в свою очередь, невозможно без познавательной деятельности человека, в основе которой лежит функционирование сознания.

Итак, главной проблемой в философии является человек. Под человеком понимают высшую ступень живых организмов на Земле, творца истории и культуры. Е ще человека можно трактовать как биосоциальное существо, наделенное сознанием и возможностью свободного выбора. Человека можно рассматривать как биосоциальное существо, так как он является одновременно как частью природы (он – многоклеточный организм, млекопитающий, узконосый примат, имеются у человека такие же инстинкты и рефлексы, которые есть у животных), так и частью общества (занимает определенное положение в нем, обладает социальными статусами, играет множество социальных ролей, включен в разнообразные социальные отношения).

Для характеристики человека используются такие понятия как:

1) Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. С самого своего рождения человек является индивидом, так как в своем лице представляет весь человеческий род. Понятие «индивид» используется для того, чтобы подчеркнуть единство всех людей. Заметим: в отношении животного используют слово «особь». В отношении человека – «индивид». Следовательно, с помощью термина «индивид» мы маркируем отличие человека от животного.

2) Индивидуальность – характерные черты индивида, отличие одного индивида от другого. Каждый человек обладает индивидуальностью. Это его основное отличие от вещи, машины, робота. Не бывает двух одинаковых людей. Даже у близнецов разные отпечатки пальцев. Следовательно, можно говорить не только об их внешней индивидуальности (рост человека, типаж лица, походка, его вес, то есть все то, что образует внешность человека), но и об индивидуальности внутренней: характер, темперамент. Человек с самого рождения обладает индивидуальностью, но она все ярче проявляется по мере его взросления.

3) Личность – высшая степень развития человека, социально и духовно развитый человек. Не каждый человек является личностью. Человек с рождения личностью не является. Как говорил К. Маркс, личностью не рождаются, личностью становятся. Становятся в процессе социализации, то есть в процессе усвоения человеком социальных норм, социальных ролей, под которыми понимают сложившиеся модели поведения, то поведение, которое ожидают от человека другие люди. Процесс социализации еще определяют как процесс вхождения человека в общество. Личность можно трактовать как социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практические качества. Среди характерных черт личности выделяют такие качества: а) разум; б) ориентация в обществе; в) личное достоинство; г) способность нести ответственность за свои поступки и действия; д) морально-нравственные качества.

Итак, становление личности происходит в процессе социализации. Быть социально развитым человеком – это значит пройти основные этапы социализации, обладать богатым ролевым набором (роль сына, мужа, отца, брата, друга, студента, работника), занимать определенный социальный статус, то есть положение в обществе.

Что значит быть духовно развитым человеком? Об этом мы говорили в разделе онтологии. Напомню лишь, что духовность определяется как высшая степень развития сознания, проявляется в наличии развитого самоконтроля, в стремлении к самосовершенствованию, в способности нести ответственность за свои действия. Неслучайно З. Фрейд считал, что человек становится зрелой личностью только тогда, когда перестает нуждаться во внешнем контроле. У зрелой личности развит самоконтроль. Быть духовно развитым человеком – это значит ответственно подходить к реализации своего ролевого набора, своих статусных характеристик, оказывать позитивное влияние на общество. Именно так духовные качества человека связаны с социальными его качествами. Следовательно, личность представляет собой некую систему, в которой наличествует диалектическая взаимосвязь между социальным, которое можно определить с помощью философской категории «количество», и духовным, которое определяется через понятие «качество».

В итоге получаем, что не только ребенок не является личностью. Личностью может не являться даже взрослый человек, так как не каждый человек социально и духовно развит.

Личность – это понятие не статическое, а динамическое. Человек может сформироваться как личность, а потом – утратить личностные качества либо полностью, либо частично. Речь идет о хронических алкоголиках, наркоманах, преступниках, проститутках, а также о людях с тяжелой патологией головного мозга.

Личность состоит из следующих элементов: а) физическая личность - физическое «Я» - тело, одежда, украшение быта; б) социальная личность - складывается в процессе общения людей, включает в себя всю совокупность социальных ролей человека. Отражает степень самореализации человека в профессии, общении, дружбе, любви; в) духовная личность — ядро нашего «Я», системообразующий, главный ее элемент. Характеризует внутренне душевное состояние человека, отражает устремленность человека к духовным ценностям. Духовность подобна стержню, на которой держится личность. Главная проблема - это деперсонализация человека, то есть потеря человеком своей духовной, творческой сущности.

Таким образом, для характеристики человека можно использовать три понятия: индивид, индивидуальность и личность. Если с самого рождения человек является индивидом, по мере его взросления ярче проявляется индивидуальность, то личностью человек с самого рождения не является, он становится ею в процессе социализации. Становление личности – это процесс, связанный с внутренним напряжением духовных сил. Личностью человек может перестать быть, как только запустятся механизма социальной и духовной деградации. Именно личность является высшей степенью развития человека, а смысл человеческой жизни можно определить как непрестанный процесс личностного становления. В связи с этим дам следующее определение философии: философия – это наука о том, как человеку бытийствовать в качестве личности.

В истории философии можно обнаружить различные принципы рассмотрения человека. В древнегреческой философии человека рассматривали как микрокосм, модель Вселенной, как ее органическую часть. Такая модель называется космоцентрической: в центре философии был живой космос, а человек – его слепком, миром в миниатюре.

Средневековая философия основывалась на принципе креационизма. Все, согласно этому принципу, было сотворено Богом, включая самого человека. Тварная природа человека, Бог как центр мироздания – основные идеи теоцентризма. Представители средневековой философии подчеркивали отличие человека от животного, рассматривали человека как «любимое» творение Бога, так как человек, согласно Библии, был сотворен Богом по своему образу и подобию. Основное отличие человека от животного средневековые мыслители видели в возможности свободного и осознанного выбора.

Философия эпохи Возрождения иначе расставила акценты. Признавая существование божественного бытия, ренессансная философия рассматривала человека как микротеос, в качестве маленького бога. Божественная природа человека, согласно мыслителям Возрождения, состоит в том, что человек обладает способностью к творческой деятельности: Бог сотворил природу, а человек, обладая сознанием и свободой, творит историю и культуру. Богоподобность человека превратила самого человека в титана. Теперь в качестве центра мироздания рассматривался человек. Такой философский принцип рассмотрения человека получил следующее название: антропоцентризм.

В эпоху Нового времени антропоцентризм принял форму рационализма. Еще Б. Паскаль сравнил человека с «мыслящим тростником». Другой французский философ – Р. Декарт выдвинул формулу: «мыслю, следовательно, существую». Сущность человека, его природа стала определяться уже не божественным, а человеческим разумом. Наступила эпоха рационализма. Люди свято верили в то, что на разумных началах можно перестроить общество. Ради этого, в частности, человек эпохи модерна пытался реализовать идею принципа равенства, братства и справедливости в ходе Великой французской революции. Но, как мы знаем, не вышло.

Мировые войны показали, что в человеке мало разумных начал. Поэтому на смену рационализма, который господствовал в Новое время, пришел иррационализм, то есть признание неразумной природы человека. Конечно, иррационализм зародился раньше Новейшего времени. Он появился еще в Новое время. Немецкие философы девятнадцатого века А. Шопенгауэр, Ф. Ницше - видные представители философии иррационализма. Если А. Шопенгауэр трактовал человека в качестве объекта манипуляции со стороны воли, а то Ф. Ницше призывал человека реализовать «волю к власти» и стать сверхчеловеком.

На иррациональный характер человеческого бытия обращал внимание видный немецкий философ двадцатого века М. Хайдеггер. Немецкий мыслитель призывал человечество покончить с антропоцентрической установкой, реализация которой привело не только к мировым войнам, но и к изобретению ядерного оружия, которое может погубить все человечество, а мир превратить в пустыню. Человек – не господин бытия, а его пастух, - констатировал М. Хайдеггер. Эта фраза означает следующее: человек должен не господствовать над природой, а заботиться о ней также, как пастух относится к своему стаду: следит, чтобы стадо было накормлено, напоено, чтобы его не задрали волки, то есть заботится. Забота человека о природе, забота человека о том, чтобы его развитие не наносило вреда природе, - основной принцип коэволюционизма.

Откуда появился человек, какие факторы способствовали его возникновению до сих пор не совсем ясно. В учебной литературе по антропологической философии можно встретить три основные гипотезы антропогенеза, то есть три версии происхождения человека.

1) религиозная или креационистская: человека создал Бог по своему образу и подобию. Эта версия происхождения человека изложена в Библии, Коране. Никаких доказательств этой концепции быть не может: существование Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Эта концепция целиком основывается на религиозной вере и религиозных догматах.

2) у фологическая, или космологическая: человек - это дитя внеземных цивилизаций. Согласно первому варианту этой концепции, человечество – это результат одичания внеземной цивилизации. Якобы космический корабль потерпел крушение и совершил вынужденную посадку на планету Земля. Поломка оказалась фатальной, корабль инопланетяне починить не смогли и остались жить на планете. Получается, что земляне – это результат одичания, деградации инопланетного разума.

Согласно второму варианту этой концепции, человечество – это объект для эксперимента со стороны внеземного разума. Мы, человечество, как микробы помещены в пробирку или в колбу под названием планета Земля.

И креационистскую, и космологическую концепции сближает одно: они основаны на вере в Бога или инопланетян, а не на научных фактах и доказательствах. Эти концепции – итог развития ненаучного познания;

3) научная, или эволюционная теория. Основывается на принципах материализма и атеизма: человек - это продукт длительной эволюции природы (материи). Человек – это высшая ступень биологических организмов на планете Земля.

Согласно научным фактам,
человек разумный появился 1,5-2 млн. лет назад в
Восточной Африке. В качестве факторов антропосоциогенза – одновременного становления человека и общества - историческая наука рассматривает: изменение климата; колебания радиационного фона
планеты; возможные воздействия Космоса на Землю;
трудовую деятельность
(производство простейших орудий
началось на 1,5 млн. лет раньше); развитие речи, и мышления; регулирование (табуирование) брачных отношений; нравственные запреты.

Для теории эволюционизма характерно рассмотрение антропогенеза как части космогенеза. Научную теорию антропогенеза как части космогенеза мы рассматривали в рамках онтологии (тема, посвященная материи). Однако в науке существуют проблемы, связанные с доказательством эволюционной теории - отсутствие промежуточного звена между неандертальцем и кроманьонцем. Правда, в последнее время высказывается предположение, что это были не просто две эволюционные ветви развития, где неандертальцы представляли собой тупиковую ее часть, но и эти ветви какое-то время синхронно существовали, пока закон естественного отбора не выявил «победителя».

Проблемами научного познания пользуются креационисты и уфологи. Научному знанию, основанному на фактах, доказательствах (данные археологических раскопок, работа антропологов по восстановлению облика, результаты этнографических исследований), логике они противопоставляют веру. Креационисты – веру в Бога, уфологи – веру в существование инопланетного разума. Интересно отметить, что две концепции уже начали сближаться. Так, некоторые уфологи трактуют религию как результат контакта человечества с инопланетным разумом с последующим его обожествлением. Для таких уфологов религиозные представления зародились не на пустом месте. Представление о том, что Боги обитают на небе – это результат того, что инопланетяне прилетали к людям сверху. Нимбы на православных иконах, означающие святость, согласно уфологам, не что иное, как космические шлемы.

Таким образом, с философской точки зрения три версии антропогенеза – креационистская, космологическая и эволюционная имеют разную природу. Первые две содержат знания, которые не подлежат процедуре верификации. Следовательно, представляют собой концепцию. Эволюционистские представления имеют определенные сложности с верификацией, так как нельзя воспроизвести ни космогенез, ни антропогенез, ни тем более непосредственно его наблюдать, а затем описать, или, скажем, провести эксперимент. Однако эволюционизм подтверждается астрономическими наблюдениями и археологическими раскопками, этнографическими данными, антропологическими исследованиями, а также результатами генетического анализа. Поэтому эволюционизм можно рассматривать в качестве не концепции, а теории.

Природа человека – совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ и раскрывающих человеческую сущность. На вопрос: «какова природа человека?» в философской литературе нет однозначного ответа. Можно выделить следующие философские концепции:

1) экзистенциализм: у человека нет никакой природы. Человек - это существо пластичное, открытый жизненный проект, кем он захочет, тем и станет. Более подробно эта концепция раскрывается в трудах французского экзистенциалиста Ж.П. Сартра, в частности, в его работе «Экзистенциализм и гуманизм». Сартр писал, что главное отличие человека от вещи заключается в том, что у вещи сущность предшествует существованию, а у человека, наоборот, существование предшествует сущности. Возьмем, например, нож. В сознании человека уже есть представление о том, каким будет нож: какова его длина, рукоятка, толщина лезвия. То есть нож еще не существует, а сущность его уже известна. Человек же, по Сартру – открытый жизненный проект. Он рождается, то есть начинает существовать. Каким будет человек, целиком и полностью зависит от него самого. Человек – это кузнец не только своего счастья, но и несчастья тоже.

Если человек, считает Сартр, пошел на войну, то, следовательно, за все, что происходит на этой войне, он несет ответственность. Если бы он не хотел бы идти на войну, то мог бы скрываться, стать «уклонистом», мог открыто декламировать свои взгляды, наконец, мог дезертировать. Его могли бы посадить в тюрьму, казнить, но он бы не оказался тогда бы на войне. Поэтому раз он этого не сделал, то должен за все ответить.

Таким образом, с точки зрения экзистенциализма человек абсолютно свободен, и за эту свободу несет абсолютную ответственность. Следовательно, у человека нет никакой природы, а сущность человека определяется им самим, то есть его свободой, в результате осознанного выбора. Отсюда следует важный с точки зрения этики вывод: за свою абсолютную свободу человек несет абсолютную моральную и юридическую ответственность.

2) у человека природа есть:

а) биологизаторская концепция: у человека есть биологическая природа, то есть его сущность определяется наследственными факторами, принадлежность человека к определенной расе, нации. Главный признак человека - это его принадлежность к полу, возрасту, расе. С подобных позиций человека трактовали А. Шопегауэр, Ф. Нищше. Если А. Шопенгауэр, определяя мир как арену замученных существ, в котором одно существо выживает за счет гибели другого, распространял принцип естественного отбора, согласно которому выживает сильнейший, на общество, то Ф. Нищше с помощью своего учения о сверхчеловеке как воплощения воли к власти, не видел принципиальных различий между человеком и другими биологическими организмами.

Следовательно, с биологизаторской точки зрения природа человека – биологическая, и в этом плане он ничем не отличается от животных, так как его поведение обуславливается теми же природными инстинктами, что и у представителей биологического мира.

С философской точки зрения, биологизм – это не что иное, как форма редукционизма – органицизм. Смешение биологической формы материи с социальной означает: не видить принципиальных различий между животным и человеком. А это, как мы помним, чревато опасными последствиями.

б) социологизаторская концепция: у человека - социальная природа: человек определяется обществом. Следовательно, сущность человека всецело определяется обществом, социальной средой. Человек – это слепок социальной среды. Главный признак человека - его статус, социальные роли и профессия. Древнегреческий философ Аристотель, определяя человека как социальное существо, позиционировал себя в качестве сторонника социологизаторской концепции. Равным образом как и немецкий философ К. Маркс, для которого личность является ансамблем социальных отношений;

в) религиозная концепция: у человека – духовная, метафизическая природа. Сущность человека определяется степенью его приобщенности к сакральному, божественному миру. Человек, считал русский философ В. С. Соловьев, это моральное, нравственное, стыдящееся существо. Аналогичных взглядов на природу и сущность человека придерживался А. И. Солженицын.

Таким образом, в философии нет единой точки зрения на природу и сущность человека. Все представленные концепции имеют как достоинства, так и недостатки. К достоинству экзистенциализма можно отнести то обстоятельство, что его сторонники подчеркнули взаимосвязь между свободой и ответственностью, актуализировали проблему морального выбора, значимость человеческой свободы. Недостаток же экзистенциальной трактовки человека существенный: не все зависит от человека. Свобода человека не абсолютна, а относительна, так как зависит от множества обстоятельств. Она ограничена биологическими и социальными факторами.

Спора нет: человек – это сложный многоклеточный биологический организм. Как и любой биологический организм, он рождается, взрослеет, стареет и умирает. Никто не отменял фактор наследственности, ДНК. Но человек – не животное. Он наделен сознанием, свободой, разумом, возможностью контролировать природные инстинкты. Человек способен саморазвиваться. Человек наделен сознанием, и поэтому приговорен к духовной жизни. Примерно так можно сказать о достоинствах и недостатках биологизаторской концепции.

Что же касается социологизаторской концепции, можно согласиться с Аристотелем. Действительно, человек – это социальное существо. Именно общество делает человека человеком. Об этом свидетельствует история с феральными людьми – люди, являющиеся продуктами социальной изоляции (дети «Маугли»). Но социальная среда не определяет полностью сущность человека. Иначе в одном обществе не было разных людей. Да и в семье дети были бы одинаковыми.

Религиозный взгляд на человека имеет право на существование в среде теологии и религиозной философии. Например, русский религиозный философ С. Булгаков определял человека как религиозное существо. Но не все люди признают факт существования божественного бытия. Есть в среде философов и атеисты, сторонники научного подхода к анализу природы и сущности человека.

Следовательно, человека можно определить как биосоциальное существо, то есть как существо, имеющее двойную природу: как биологическую, так и социальную. При этом необходимо подчеркнуть, что человек – не просто биосоциальное существо, а существо, наделенное сознанием, свободой выбора, и несущий ответственность за осуществление и результат своего осознанного выбора. Поэтому природа и сущность человека в достаточной мере пластичны, подвижны.

Назначение человека - положительное воздействие на общество, в творчестве, в гуманизации социальной среды.

Характерные черты человека:

1) несводимость: ни в одной вещи, которую человек
создает, он не выражает себя полностью. Например, человек построил дом, посадил дерево, написал книгу. Но нельзя сказать, что человек – это дом, дерево или книга;

2) непредопределенность:человек никогда не бывает
абсолютно свободным, он зависит от множества факторов, как от биологических, так и социальных, о чем шла уже речь.
Человек может зависеть от многих вещей внешне, но он не
должен зависеть внутренне. Например: у человека есть машина. Он, конечно, от нее зависит, так как с помощью машины человек возит детей в садик и школу, завозит жену на работу и сам добирается на свое место работы. Но человек не должен во владении этой машиной видеть свой смысл жизни;

3) незаменимость и неповторимость: человек должен найти свое дело, призвание, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть свое дело, которое кроме него никто не сделает.

Помимо характерных черт, можно выделить основные экзистенциалы – это фундаментальные философские характеристики человеческого бытия, с помощью которых раскрывается его сущность. Экзистенциалы передают мирроощушения человека, его мировосприятие.

Сходство между экзистенциалами и философскими категориями состоит в том, что они являются онтологическими инструментами, применяемых для анализа и описания бытия. Разница между ними состоит в том, что с помощью философских категорий мы дистанцируем субъекта от объекта. Поэтому философские категории в высшей степени абстрактны. Применение философских категорий при анализе бытия образует сущность классической онтологии и гносеологии. Применение же экзистенциалов при анализе бытия, делает процесс познания личностно окрашенным, субъект познания вступает в личностные отношения с объектом познания. Субъект не препарирует объект, он его рассматривает как бы изнутри. Цель субъекта – не в беспристрастном анализе объекта. Его цель – услышать потаенный голос бытия. В этом – сущность неклассической онтологии и гносеологии.

В качестве первого экзистенциала назову счастье. Счастье – это, по моему разумению, жизнь человека в согласии с самими собой и другими людьми.

Второй экзистенциал – это любовь, причем понимаемая в широком смысле: можно любить не только человека, людей, животных, природу, можно иметь любимое дело, так называемое хобби. Любовь – это не просто тяга к чему или кому либо. Любовь – это, в первую очередь, забота, способ обретения целостности. Э. Фромм в книге «Искусство любить» отмечал, что отцовская любовь отличается от материнской. Материнская любовь – это сберегающая и оберегающая любовь. Поэтому мать даже к взрослому сыну относится как к ребенку, которого нужно оберегать, о котором нужно заботиться. Отцовская любовь – не такая. Отцы хотят научить ребенка самостоятельности. Поэтому отцовская любовь ближе к братской любви.

Третий экзистенциал – это вера. Не бывает неверующих людей. Если человек отрицает факт существования божественного бытия, то, следовательно, он верить в то, что бога нет. Также такой человек может верить в дружбу, в силу денег и так далее. Вера – это глубокая убежденность человека в ком или в чем либо. Без веры человек жить не может, так как она основывается на убеждениях, а для того, чтобы действовать, у человека должны быть определенные убеждения.

Четвертый экзистенциал – это надежда. Советский поэт Добронравов определял надежду как компас земной. То есть получается, что основное предназначение надежды – это ориентировать человека по жизни. Еще надежда всегда связана с образом будущего, при чем не с любым образом, а желанным образом. Следовательно, надежа – это желаемый образ будущего, который ориентирует нас по жизни.

В качестве последнего, пятого основного экзистенциала мы рассмотрим, и это будет весьма символично, смерть. Смерть – это естественный конец жизни биологических организмов на Земле. Под словом «естественный» я понимаю следующее: человек, как и любой биологический организм, рождается, взрослеет, стареет, умирает. Умирать также естественно, как и рождаться. Смерть – это фактор формирования границ человеческого бытия. Именно смерть превращает человеческую жизнь в некий экзистенциальный отрезок.

Сущность проблемы отчуждения хорошо выразил французский философ Ж.Ж. Руссо: «человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Внешний мир отчуждается от внутреннего мира человека, становится чуждым, враждебным человеческой экзистенции. Мир, окружающий человека дегуманизируется вместе с самим человеком. Морально-нравственная природа человека становится ему чуждой. Отчуждение выражается, в частности и в трудовой деятельности. Труд, как известно очень важен для человека. Именно посредством труда человек выражает свою сущность, самого себя. Но на практике оказывается, что человек не хочет трудиться, то есть не хочет проявлять свою сущность. Он хочет того, чего хотят животные: есть, пить, отдыхать. Иначе говоря, действуя как животное, человек ощущает себя в качестве человека. Вот один из парадоксов нашего времени.

Возьмем общение. Люди перестали быть открытыми в общении. Их общение превратилось в пустую формальность. Разговариваем из-за вежливости, либо из-за надобности. Никакого обмена интересными мыслями, «свежими идеями». Общение перестало быть содержательным и превратилось в «болтовню», в «перебалтывание плоских идей» без усвоения их сути. Общение теперь не сближает людей. Оно зачастую отдаляет их друг от друга. Это происходит потому, что общение потеряло свою духовно-нравственную составляющую.

При помощи лжи человек тоже теряет свою нравственную сущность. Ложь есть зло. Ложь всегда связано с насилием или манипуляцией. Это доказал А. Солженицын. Так что если человек лжет, то он способствует эскалации проблемы отчуждения.

На уровне психики и сознания отчужденность проявляется в досаде, страхе, разочаровании, в апатии, агрессии.

Человек в отчужденном от него мире чувствует его враждебность. Он не родился в этом мире. Он десантировался в него (экзистенциализм). Относительно того, разрешима проблема отчуждения или нет, в философской литературе ведутся ожесточенные споры. Представители марксизма уверены, что эта проблема разрешима. Для этого необходимо уничтожить частную собственность. Другие философы так не считают. Они полагают, что пока существует человек, будет существовать и проблема отчуждения.

Таким образом, сущность проблемы отчуждения заключается в том, что человек, его деятельность, а также результаты этой деятельности, становятся для него чужыми, превращаясь во внешнюю, неподвластную ему силу. С точки зрения онтологии человек перестает бытийстсвовать в качестве личности, жить полноценной жизнью. С гносеологической точки зрения человек из субъекта превращается в объект, десубъективируется. С точки зрения аксиологии человек не нашел или потерял смыслообразующие ценности, в его сознании произошел мировоззренческий кризис, он находится в состоянии экзистенциального вакуума, не знает как жить, к чему стремиться.

По поводу перспектив разрешения проблемы отчуждения в истории философии высказывались различные мнения. Экзистенциалисты полагали, что проблема отчуждения неразрешима по причине двойственной природы человека: он является как частью материального мира, так и частью духовного мира. Философы-марксисты видели причину отчуждения в эксплуатации человека человеком, основанной на частнособственнических отношениях. Следовательно, в соответствии с философией К. Маркса, необходимо с помощью социальной революции обобществить средства производства, чтобы уничтожить частную собственность и связанную с ней эксплуатацию. Вместо капиталистического общества, основанного на частной собственности, К. Маркс и его последователи предлагали поострить коммунистическое общество, в котором не будет частной собственности, эксплуатации, отчуждения. Коммунистическое общество, по К. Марксу, - это та общественная среда, которая будет создана для того, чтобы человек смог полноценно себя реализовать в качестве личности.

Подведем итоги. Человек – главная философская проблема. Чтобы проанализировать человека целостно, необходимо было охарактеризовать его как с помощью научных понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», так и с помощью философских экзистенциалов («счастье», «любовь», «вера», «надежда», «смерть»). В процессе рассмотрения различных философских концепций на природу и сущность человека, мы выявили, что человек, в отличие от животных, наделен сознанием, и, следовательно, свободой, представляя собой «открытый жизненный проект». Однако человеческая свобода не носит абсолютного характера, так как человек является частью природой и общества. Следовательно, его можно определить как биосоциальное существо, наделенное сознанием и свободой.

Поскольку человек является частью общества и природы, антропогенез нельзя рассматривать в отрыве от космогенеза и социогенеза. С научной точки зрения наиболее состоятельна эволюционная теория происхождения человека, рассматривающая его в качестве результата длительной эволюции материи.

Анализ взаимодействия человека и общества, его рассмотрение в качестве социального существа, выводит нас на проблему отчуждения, которую по-разному трактуют философы-экзистенциалисты и философы-марксисты.

Сущность человека невозможно понять, не рассмотрев сущность смерти и связанную с ней проблему поиска смыслообразующих ценностей. К изучению данной темы мы и приступаем.

Вопросы и задания

1. Как можно определить человека? С помощью каких понятий можно дать характеристику человеку? Охарактеризуйте себя с помощью этих понятий. То есть охарактеризуйте себя как индивида, индивидуальность и личность. Подумайте: являетесь ли вы зрелой личностью?

2. Кем с самого рождения является человек? Является ли новорожденный человек личностью? Свой ответ обоснуйте.

3. Каждый ли взрослый человек, по вашему мнению, является личностью? Что значит быть социально и духовно развитым человеком?

4. Какова структура личности? Какой элемент в этой структуре является главным, системообразующим? Свое мнение аргументируйте.

5. Какие философские принципы рассмотрения человека вам известны? Что такое космоцентризм, теоцентризм, рационализм, иррационализм, коэволюционизм? Сторонником какого философского принципа вы являетесь? Свое мнение обоснуйте.

6. Как вы понимаете высказывание немецкого философа М. Хайдеггера, что человек – не господин бытия, а его пастух? Какой философский принцип отражает это высказывание? Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения аргументируйте.

7. Что такое антропогенез, социогенез, антропосоциогенез? Взаимосвязаны ли эти понятия друг с другом? Если да, то каким образом?

8. Какие концепции антропогенеза вам известны? В чем их суть?

9. В чем сходство и в чем различие между концепциями креационизма и космологизма? Почему эти концепции начали сближение? В чем это сближение прявляется?

10. Почему креационистскую и космологическую версии происхождения человека нельзя назвать теориями? Являются ли они концепциями? Свой ответ аргументируйте.

11. В чем суть эволюционисткой версии происхождения человека? На каком принципе она основывается? Можно ли эту версию назвать теорией? Какие нерешенные проблемы существуют в рамках научной гипотезы происхождения человека?

12. Какой версии происхождения человека вы придерживаетесь? Свою точку зрения аргументируйте.

13. В чем состоит проблема определения природы и сущности человека?

14. Как экзистенциалисты решают проблему определения природы человека? Чем человек, с точки зрения экзистенциалистов, отличается от вещи? Назовите достоинства и недостатки этой концепции.

15. В чем суть биологизаторской трактовки природы человека? В чем ее достоинства и недостатки? Согласны ли вы с этой концепцией? Свое мнение обоснуйте.

16. Каковы достоинства и недостатки социалогизаторской концепции?

17. Какого взгляда относительно природы человека вы придерживаетесь?

18. Какие характерные черты человека выделяют в философской литературе? Дайте им краткую характеристику.

19. Что такое экзистенциалы? В чем отличие экзистенциалов от философских категорий? В чем сходство между ними? Какие экзистенциалы вам известны? Дайте им краткую характеристику.

20. Мы часто людям на праздниках, на днях рождения желаем им счастья. Что мы им желаем? Какой смысл вы вкладываете в этот экзистенциал? Что значит быть счастливым? Можно ли в обретении счастья видеть смысл жизни? Являетесь ли вы счастливым человеком? Нужно ли человеку быть счаст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: